В последний день в Кхаджурахо мы поехали смотреть группу джайнских храмов и еще отдельно стоящие храмы. Они находятся в стороне от основной, западной группы храмов и меньше посещаются туристами. И вот тут стройная туристическая версия истории храмов Кхаджурахо, по которой они сохранились при мусульманах, ибо заросли джунглями, а в 19 веке были обнаружены и расчищены англичанами, дает определенные сбои и неясности. Хотя я понял это поздно и гида подробно не расспросил. Фишка в том, что в Кхаджурахо есть старая деревня, Old village, в которой люди занимаются сельским хозяйством. Она несколько в стороне от западной группы храмов, но там всего 15 минут пешком. И, значит, жители не могли не знать, что храмы есть. Более того, джайнские храмы - вообще рядом с деревней. А если деревни вообще не было до расчистки храмов, то не слишком понятно, почему она вообще возникла, при чем в стороне от храмов.
Сами джайнские храмы тоже производят смешанное впечатление. Потому что это явно старые индуисткие храмы, построенные в том же стиле, что и западная группа храмов, которые потом перестроены или приспособлены под джайнские храмы, например, простой установкой статуи бога. И интересный вопрос - почему они, собственно, джайнские. Потому что история говорит, что до открытия англичанами джайны не знали, что в Кхаджурахо есть их храмы, они стояли заброшенными. И только после сообщения - приехали к обретенным святыням и восстановили. Может, про джайнские - ошибка?
Но, по-любому, сходить и посмотреть - интересно.
Утро начинается с поездки за гидом к храмам. Кхаджурахо - его родина и пока мы здесь - он рассекает на мотоцикле. Выглядит импозантно. Кстати, как я уже писал, его зовут Зиту, по-английски Jeetu, skype rajjeetu, почта rajjeetu256@yahoo.co.in.
Он рассказывает не популярные версии и байки (хотя это тоже есть), а раскрывает дух Индии, ее религии и подходов к жизни. И это - интересно, я в эту поездку проникся. Особенно идеей, что наш дом - там, на небе. А здесь, на земле - отпуск, отдых. И проводить его надо соответственно, а не тратить на всякие скучные и грустные дела или бесцельные страдания. А еще - идеей единого бога, у которого много воплощений, ставших, в числе прочего, богами разных религий. проповедовавших тоже разное - потому что говорили они сообразно контексту - окружающим людям и обстановке. И потому спор о точных словах - не имеет особого смысла. Что, однако, вовсе не означает уважения и почтения к любым словам и взглядам. потому что все находятся на разном уровне понимания, некоторые - как дети, а детей - их правильно хвалить за то, что понимают правильно, и учить тому, что они еще не понимают. Лучше - добровольно, дети часто учатся сами, но в сложных случаях - есть бамбуковая плака, она - тоже орудие наставника.
Впрочем, я отвлекся, а мы - приехали к храмам. Комплекс - действующий.
Над ним развевается многоцветный джайнский флаг.
А вход украшен цветами, похожими на два глаза в очках.
И да, ворота сторожит древний лев.
Внутри - типичный храмовый дворик, по периметру - храмы. Сам дворик построен относительно недавно, но вот часть из храмов, которые в него встроены - старые. И получается такая смесь старого и нового.
Внутри сидят джайнские учителя, аскеты, которые дали учение. Считается, что это - реальные персонажи, жили в очень древние времена, но не одновременно. Правда, каким образом это установлено для меня - большая загадка. Во всяком случае, основателя джайнизма считают современником Будды. Но, опять-таки, годы жизни Будды тоже установлены мутным образом.
Древние скульптуры - в более плохом состоянии.
Выходим из основного храма. Вокруг стоит еще несколько, различной древности и сохранности.
Этот храм обильно украшен эротической скульптурой и бытовой скульптурой. Хотя храмы известны именно благодаря эротической скульптурой, в фигурах она перемежается с бытовыми подробностями, а собственно секс занимает не так много места. Правда, надо отметить, что фигуры, особенно женские - привлекательны и зовут, даже когда тема бытовая. Собственно, как, например, в современной рекламе.
Многократно повторяется зверь желания. Он многолик, его голова меняется. И рядом всегда две человеческие фигуры, одна символически показывает какое-то желание или страсть, а другая - результат исполнения. Который может быть или позитивным - ты оседлал зверя, управляешь желаниями и получаешь удовлетворение и удовольствие, или наоборот, желание тебя изнуряет и убивает. Гитд рассказывал конкретные варианты, которые обычно соотносились и с обликом зверя и с богами рядом, но это я уже не запомнил.
Вот здесь человек не смог справиться со своими желаниями и порожденный ими зверь его малость ликвидировал. А рядом - женщина подводит глаза. Кстати, в Индии глаза подводят каким-то специальным природным красителем начиная с девочек, не только (не столько) для красоты), сколько для остроты зрения.
Девушка массирует свою ногу. При этом стоит в йогической позе, так ногу поднять не слишком просто. А на стопе - многочисленные чувствительные точки, связанные с внутренними органами. Этот сюжет довольно часто повторяется в храмах.
Две женщины спорят из-за мужчины, ему тоже достается, вернее, его бороде.
Идем к следующему храму. Часть построек, явно более поздняя, без скульптур. То ли все это построили только в 19 веке, после открытия храмов в джунглях, то ли раньше, когда в мусульманское время мода на изображения людей уже прошла, но старые храмы еще не разрушали.
Джайнский святой внутри старого индуистского храма. По-моему, чужеродность достаточно очевидна.
Постамент святого поддерживают какие-то животные
Попугайчик расклевывает провод
Еще один храм. К старому купольному сооружению была позднее пристроена квадратная неукрашенная пристройка.
С головой коровы - символ коровы-кормилицы. Кстати, корову священным животным в Индии объявил один мудрый царь с чисто утилитарной целью: чтобы во время голода коров не забивали, а оставляли и доили - и было чем выкармливать детей, особенно младенцев.
Это - голова крокодила. Если она одна - то она направлена в сторону Ганга. Она делается для того, чтобы жертвенная вода из храма утекала в священную реку. Правда, у крокодила здесь зачем-то хобот слона, но это уже вольности художника.
Внутри храма - совершенно гладкий алтарь с джайнским святым.
Покидаем группу джайнских храмов.
Напоследок - попугайчики.
А нас ждет еще один храм.
Он окружен красивым газоном-садом, на котором проводятся медитации.
Как было видно на снимке, большая часть храма не украшена, без скульптур. При строительстве кончились деньги, наверное. А может, было сбито. Но часть скульптур сохранилось, и среди них есть откровенно сексуальные сюжеты.
На последней девушка изогнулась очень сильно.
А вокруг - парк. Правда, деревьев маловато...
У голке - такая японская грка камней в переплетении растений.
Каменная лавочка под деревом.
Наша поездка в Кхаджурахо кончается. Заходим еще в пару магазинчиков за сувенирами.
26/01/2015 16:00
Материалы по теме
- Страны: Индия
- Отзыв о поездке: Кхаджурахо: водопад Ранех и заповедник Гавиал, 2014
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.