15 дней в конце декабря-начале января я провел в Сибири и Монголии, проехав более 5000 километров. Все оказалось вовсе не так страшно, как можно было бы подумать. Главный итог: путешествовать по России зимой можно и нужно. Это не менее интересно, чем летом, а в чем-то даже удобнее. Теперь, как обычно, по пунктам.
Снаряжение и борьба с холодом
Распространенный стереотип, что в Сибири всегда -40. Для жителей Москвы это звучит страшно, потому что в Москве даже -20 бывает раз в десять лет. Реально если посмотреть статистику погоды за год, то видно, что -20 в Сибири (в крупных городах, которые все-таки не за полярным кругом) бывает далеко не каждый день, а обычно по несколько дней в месяц, в остальной время от 0 до -10. Примерно так оно и вышло на практике. Выяснилось, что даже при -20 гулять по улицам или по лесу можно без проблем, если одеться правильно. Очень холодно и некомфортно становится от -25, тогда нужно постоянно куда-то забегать погреться.
Для зимней поездки я несколько расширил стандартный багаж за счет дополнительно одежды. Основная моя экипировка была следующей. Сверху - четыре слоя утепления: майка, толстовка, кожаная жилетка и куртка. У меня не было меховой куртки или шубы, поэтому над толстовкой и получилось два слоя. Впрочем, при температуре не ниже -10 я мог ходить и без жилетки. Снизу - подштанники и утепленные штаны, примерно такие, как используют лыжники и сноубордисты. Из обуви самое теплое, что у меня было - сапоги, они подвержены промоканию, но по снегу в них ходить нормально. Носки я отбирал потолще. Перчатки я купил утепленные для лыжников. Наконец, на голову - самую чувствительную к холоду часть тела - я надевал балаклаву, а сверху обычную шапку. Балаклаву при особых морозах можно натянуть на рот или даже на нос, правда, она через некоторое время запотевает, что не очень приятно. Также, если натянуть балаклаву на нос, от дыхания потеют очки.
Фотографировать на морозе можно, камера у меня не отказывала. Главное - приноровиться управлять камерой в перчатках. Еще надо не забывать закрывать объектив крышкой, иначе при входе в помещение он запотеет, причем в самых тяжелых случаях может запотеть и в внутренней стороны, тогда придется долго ждать, пока он оттает.
Россия - транспорт
По итогам этой поездки я могу сказать, что проехал большую часть Транссибирской магистрали. Ранее я был только на двух крайних участках Москва-Пермь и Биробиджан-Владивосток, теперь проехал большую часть середины, от Екатеринбурга до Улан-Удэ (кроме отрезка в 100 км Иркутск-Слюдянка), это около 60 часов в пути. В общей сложности поезда стоили около 5500 рублей (в плацкарте, конечно), недорого.
Россия - жилье
Во всех городах (Екатеринбург, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ) я без проблем нашел приличные гостиницы не дороже 1000 рублей за двухместный номер. Самая лучшая была в Иркутске ("Добрый кот"), в остальных номера не такие яркие и блестящие.
Россия - достопримечательности
В Екатеринбурге на смотровую площадку мы так и не попали, потому что 31 декабря она была закрыта. Сам город приятный и живой.
В Тюмени главная фишка - горячие источники, прямо как в Будапеште. Проще всего добраться до источника "Яр", туда ходят маршрутки из центра города. Кроме того, это самый дешевый источник - вход 190 рублей. Для сравнения, в следующий по близости к городу источник вход стоит больше 1000 рублей. Бассейн открытый, поэтому когда на улице -27, ощущения непередаваемые. Через несколько минут волосы покрываются инеем, поэтому нужно все время нырять под воду.
В Омске помимо центра города съездили проведать могилу Егора Летова, на Старо-Восточном кладбище слева от главной аллеи, рядом с одной из перпендикулярных аллей. В Красноярске главная достопримечательность - это заповедник "Столбы". Добраться туда можно двумя способами. До главного входа можно доехать на автобусе, от него еще километров 7 нужно идти до первых собственно столбов (а потом еще столько же назад). Это несколько пугает, но есть другой способ: можно поехать до горнолыжного парка "Бобровый лог", там подняться на кресельном подъемнике до вершины (250 рублей). С вершины уже хорошо видно один из столбов ("Такмак"), подальше виднеются и другие. И оттуда же можно дойти пешком до центральных столбов, идти 3-4 километра (минут 40-50, если не останавливаться). Заблудиться в парке трудно, везде указатели. На мой взгляд, зимой этот парк посещать лучше, чем в другое время года, потому что а) нет комаров и прочей мошкары б) в отличие от дождя, под которым ходить по лесу мягко говоря неприятно, снег особо не мешает, если это не адский буран В Иркутске, конечно, главное - это Байкал. Доехать до поселка Листвянка можно за 120 рублей на маршрутке. На Байкале можно пить воду прямо из озера и есть рыбу: омуль - от 100 рублей, хариус - от 150 (в зависимости от размера). Город Слюдянка (160 рублей на маршрутке от Иркутска) оказался жутким дном: набережная разбита, по улицам ходить стремно, кафе-ресторанов нет, пришлось просидеть там пять часов на вокзале в ожидании поезда. Правда, от города дорога поднимается в горы по серпантину, оттуда отличный вид. Улан-Удэ, будучи столицей национальной республики, имеет свой колорит, в ресторанах подают бурятскую кухню, например, буузы (похоже на пельмени или хинкали) и хушууры (такие пирожки с мясом). Съездили в Иволгинский дацан - главный буддийский монастырь России (проезд на двух маршрутках - 60 рублей в одну сторону).
Кяхта считается одним из ~40 исторических городов России, из всех, что я видел, она впечатляет меньше всего. Здесь находится граница с Монголией.
Буузы
Монголия
Валюта Монголии - тот самый тугрик, $1 = 1900 тугриков, 1 рубль был примерно 35 тугриков. Цены в Монголии раньше были низкие, но сейчас стали для нас высокие. Значительная часть товаров в магазинах - российские (даже этикетки на русском не заменены), цена в тугриках соответствовала цене в рублях до обвала курса, сейчас же выходит, что еда в монгольских магазинах вдвое дороже, чем в российских.
С общением проблемы, по-русски и по-английски почти никто не говорит, иногда только встречаются люди старшего поколения, понимающие русский, чем ближе к границе, тем больше. Виза гражданам России с ноября прошлого года не нужна. Через границу в Кяхте можно проехать только на машине. это медленно и муторно. За проезд через границу в качестве пассажира водители берут 150 рублей. От границы до ближайшей железнодорожной станции Сухэ-Батор можно добраться за 2500 тугриков на коллективном такси. С жильем в Монголии проблем нет. Количество гостиниц поражает воображение, особенно учитывая, что города Монголии - это в целом захолустье, а не курортная зона. Вокруг вокзала Улан-Батора каждый второй дом - гостиница, часто совмещенная с караоке. Цены на отели "со звездами" в Улан-Баторе кусаются, но если походить, то можно найти приличное место за $20. В первый день в шесть утра мы завалились в первое, где были свободные места по приемлемой цене, там не было интернета и номер был жутко убитый. На следующий день нашли подальше от вокзала хорошее заведение за те же 35000 тугриков (называлось Land Hotel). В Сухэ-Баторе (маленький город в 30 километрах от российской границы) тоже легко нашли хорошую гостиницу за те же 35000 тугриков = $19.
С транспортом в Монголии плохо. По сути более-менее эффективно можно путешествовать только вдоль железной дороги, которая пересекает страну с севера на юг. В остальных регионах нет дорог, ездить там тяжко и долго (особенно зимой). Поезда в Монголии очень медленные, вагоны советские, зато очень дешево. Так, проезд от Сухэ-Батора до Улан-Батора в плацкарте (ехать около 9 часов) стоит всего $9=16400 тугриков, с постельным бельем и чаем. Если ехать днем, можно брать билеты в общий вагон, в Монголии они сохранились повсеместно. Кроме того, в Монголии появляются современные более быстрые поезда, похожие на европейские, с сидячими местами. Пока они ходят только по маршруту Улан-Батор - Дархан (проезд 20000 тугриков), на вокзале анонсируется маршрут Улан-Батор - Чойр - Сайншанд. Купить билеты можно только в кассе, система компьютеризирована, так что взять от промежуточной станции можно. Онлайн продаж нет, хотя сайт вроде бы готовится. Взять билет в день отправления можно.
Монгольская еда - не для слабых духом и утонченных эстетов, привыкших к европейским изыскам. Еда здесь суровая и очень жирная, на любителя. Главное блюдо называется цуйван - это сухая лапша с кусками баранины и овощами. Есть буузы и хушууры, как в Бурятии. Есть блюдо с забавным названием "хуйцаа" - это вкусный суп с мясом, макаронами, картошкой и прочими овощами. Блюдо в дешевых кафе и столовых стоит от 4000 до 6000 тугриков ($2-$3). Монгольский чай делается из какого-то кислого молока, и пить его невозможно.
Хуйцаа
Итоги
В общей сложности затраты на двоих составили 33497 рублей и 309520 тугриков, не считая авиабилетов. По текущему курсу это меньше 700 долларов, т.е. в среднем получилось примерно $46 в день. В Монголии в среднем дешевле, чем в России, потому что там было гораздо меньше длинных переездов. 48% затрат - проезд, в основном на поездах, 21% - жилье (в среднем меньше $10 в день, но это потому, что из 15 дней было 5 ночных переездов на поездах), 24% - еда ($11 в день, местами шиковали, особенно в Монголии) и 7% на все остальное.
22/01/2015 14:00
Материалы по теме
- Страны: Монголия; Россия
- Регионы: Красноярский край
- Города: Екатеринбург; Иркутск; Красноярск; Омск; Тюмень; Улан-Удэ
- Отзыв о поездке: Монголия по кругу: одиночный авторейд. Финал, 2014
- Отзыв о поездке: Монументальное зодчество гобийских поселков, 2014
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.