Мы были на 2х источниках - открытом источнике преп. Серафима на речке Сатис близ д. Цыгановка (14км от Дивеево) и источнике явления Божией Матери близ с. Кременка (10км от Дивеево).
Узнали о них так - купили на лотках книжечки про Дивеево и в одной ("Святые источники Дивеева и округи") увидели описание источников. Всего их 8.
Первый - Серафимовский - самый известный. Но это сейчас нам легко писать, а до этого мы никогда не были на таких источниках, и не имели о них ни малейшего, ни приблизительного представления. Мотив был один: "время есть, что будем делать, давай поедем на источники - давай поедем".
Кое-как разобрались с дорогой. Указатели, понятное дело, в дефиците. Из Дивеева мы выехали по улице Октябрьская, у бензозаправки на развилке поворот направо в сторону Сарова и Сатиса. Будьте внимательны, на карте есть ещё один Сатис, но в сторону Арзамаса. До источника ехать ~14км, и надо отметить, что при подъезде к нему видели один-единственный указатель: Саров - налево, источник - прямо, Сатис - направо. Откровением почему-то для нас стал тот факт, что кроме нас в направлении источника двигалась целая кавалькада машин. Мы пристроились за ними. Дорога к источнику идёт через густой лес, который скоро закончился и мы выехали на большую площадку - сувенирно-парковочную.
Мы остановились осмотреться и почему-то очень шокировались ассортиментом на сувенирных лотках: ситцевые ночные рубашки и семейные трусы соседствовали с иконами и картинами на камнях с ликом святого Серафима. "Совсем обалдели", - подумала я.
Мы уже поняли, что источник находится впереди и решили не парковаться здесь на обочине, а проехать всю эту достаточно длинную дорожку, с обеих сторон уставленную лотками, и по возможности подъехать поближе (мы хотели набрать воды в источнике и не хотели бегать потом туда-сюда с полными канистрами). Подъехали. Припарковались. Зашли за металлические ворота с надписью "Собственность Серафимо-Дивеевского монастыря". Место очень красивое. Видим впереди деревянный крутой мостик через журчащую по камням речушку, бревенчатую часовню и густейший, в основном сосновый лес стеной вокруг.
И ещё очень удивило, что навстречу нам, немного скованным из-за проблем ориентирования на местности, шли толпы народу с мокрыми волосами или полотенечными тюрбанами на головах, розовощёкие, с блестящими глазами и довольные. Впереди слышатся визги, и вообще атмосфера такая, какую дарит лето, хорошая погода и вода.
Мы подходим ещё ближе и наконец-то видим сам источник. Это довольно большое, скорее овальное озеро с водой изумрудного цвета и кажущейся какой-то плотной консистенцией. На противоположном от нас береге - линия бревенчатых домиков-купален, и там же сходы в воду с деревянных мостиков, на которых толпится народ.
Люди делятся на одетых - тех, кто пришёл сюда за водой, т.е. чтобы налить водички из святого источника в свои ёмкости, и раздетых - тех, кто пришёл сюда окунуться в источник. Эти люди как раз и облачены в те самые ночные рубашки и семейные трусы, которые мы только что видели на лотках. Я чуть не шлёпнула себя ладонью по лбу: "Эх, Семён Семёныч! Это ведь источник-купальня!" Ну, надо же, вот оказывается в чём причина столь странного лоточного соседства - как мы сразу не догадались!? На нашей стороне тоже есть раздевалка, но сход в воду просто с берега - он предназначен для торопыжек и нелюбителей стоять в очереди.
Мы с открытыми ртами наблюдаем процесс купания. Держась руками за перила, люди, осторожно, по ступенькам заходят в воду и ныряют с головой по нескольку раз, кто-то с визгом, кто-то мужественно, кто-то вылетает мгновенно, как ошпаренный, кто-то сидит в воде подолгу, булькая, как бегемот.
Но про купаться- мы даже и не думали, даже близко такой мысли не было. Мы стоим с канистрами, которые захватили с собой из дома. Вообще-то, как выяснилось, можно было их с собой и не тащить - они в изобилии и любого размера продаются на лотках (~20-30р. штука). Поэтому мы топаем под деревянный навес к источнику-роднику (он за спинами купающихся). Оказывается, здесь действуют свои правила и методы наливания воды.
Источник-ключ - это глубокий колодец в деревянном полу. Надо общее ведро (кочует из рук в руки) зацепить специальным багром, опустить в колодец, зачерпнуть воды и вытащить. Потом взять общую воронку (кочует из рук в руки) и на деревянных длинных столиках, изловчась, наливать воду из ведра в свои бидоны-канистры. При этом всё делается в большой толчее, повсеместном пихании и толканием локтями друг друга (без этого не обойтись, навес над ключом небольшой, а желающих много), также надо сторожить (:))) все нужные ещё общественные предметы у вас в руках, так как за ними уже ведётся охота новоприбывшими. Всё надо делать аккуратно и не заливать водой себя и соседей, а также отмахиваться от здоровенных комаров, которые вовсю пользуются своей мобильностью и вашим статичным положением. :)
Наконец мы набрали воды и потащили канистры в машину. А я не могу оторвать глаз от купающихся. И тут понимаю - тоже хочу. Хочу не просто окунуться в воду, а физически просто смыть себя все тревоги, которые навалились на нас в Дивеево. Я загорелась. Муж - толерантен. Мы скинули водичку в багажник и помчались к лоткам. Там я выбрала себе среди ивановских ситцевых рубашек одну симпатичную и ещё ярко-жёлтый цыплячьего цвета тоненький полотенчик, и мы пошли обратно.
В женской крохотной раздевалке, толкаясь попами, быстренько переоделась, отдала мужу вещи, наказала меня сфотографировать и, раздувая рубаху пузырём, погнала на мостик. Как назло! - только что стояла очередь из желающих окунуться, а сейчас никого! Я одна. То есть вот ни потоптаться, ни поразмышлять, ни поёжиться, как следует - а вот так прямо бултых и в воду. Ойй! Ну что делать. Я решительно спускаюсь по лесенке. Но как только мои ещё только пятки очутились в этой воде - я почувствовала непреодолимую инстинктивную силу (как отдёргивают руку из огня), которая просто выдавливала меня из воды. Вода - л-е-д-я-н-а-я!!! В этом источнике всегда постоянная температура - 5-6˚, и зимой, и летом. А я то - не морж, я простой слабосильный и среднезакалённый городской индивидуум, который, заходя в море, сначала окунает палец ноги и пять минут стоит, привыкает, а тут ТАКОЕ! Главное, что народ уже набежал, как по заказу - и выстроилась очередь, которая меня ждёт. Я читала, что перед тем, как окунуться в эту водичку, надо, во-первых, мысленно настроиться, перекреститься, сказать "Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь" и с этими словами нырнуть с головой, и так три раза. Чтобы сделать ЭТО - я отключила все мысли, они только мне мешали, и вопили, как черти, ей-богу, "ты что делаешь, а ну, вылезай немедленно, простудишься!". Перекрестилась - "Во имя Отц..." - бултых в воду - вылетела как пробка - "и Сына..." - опять бултых - "и Святаго Духа!" - и опять нырок в ледяную купель. Не помню, как выскочила, помню, только, что махала мужу руками и кричала: "Только не фотографируй!". Но своё первое ощущение после купания, запомнила отлично - мне стало жарко. Я чувствовала себя очень комфортно, быстро переоделась, и мы пошли на выход - я с мокрыми кудряшками, розовощёкая с блестящими глазами и довольная. А навстречу нам скованные новоподъехавшие туристы. :)
Эту ночную рубашку (трусы для мужчин :)) в которых вы окунались нельзя стирать и надо спрятать. Одевать нужно в трудные минуты или если заболеешь. Об этом мне сказали женщины в раздевалке.
После Серафимовского источника мы решили заехать в Саров, благо он совсем рядом. Но муж меня сразу предупредил, что хотеть не вредно, а в Саров - закрытый город - и вряд ли мы в него попадём. Так оно и оказалось. Мы подъехали к какой-то целой системе КПП, со всеми военными делами: вооружёнными солдатами, пятнистыми машинами, закрытыми воротами и колючей проволокой. Посмотрели, почувствовали себя агентами 007 и поехали дальше.
Второй источник - "Явленный" - мы выбрали по интуиции. Мы ещё вполне располагали временем до вечера, и поэтому поехали искать эту деревню Кременку и источник. Чтобы выехать на правильную дорогу мы практически вернулись обратно в Дивеево, проехали прямо через бензозаправку (о ней писала выше), и выехали, на спрятанную за ней дорогу в Кремёнки. Видимо, это не особо туристическая дорога, потому что там не то чтобы указателя на источник, там даже названия деревень встречаются через один. Но дорога - Красота. Не знаю, как описать. С обеих сторон тянутся бескрайние поля, но не равнинные, а немножко холмистые, как волны, а всё вокруг до самого горизонта заросло синим люпином. Мы, буквально, плывём по этой синеве как корабль (ну, на крайний случай, лодка :)). Там где нужно - встречается лес. Небо - дивное - глазами не объять. И фигуры облаков, белоснежных пухлых булок и целые хороводы неведомых существ плывут над нами.
Доехали до Кремёнки, напугали местную бабулю своим вопросом из машины: "а где источник". Она помахала нам: "Туды, - говорит, - милаи, на горушку, а оттедова направо". Мы так и сделали, и теперь повторяем подвиг Карачарово - пылим по длинной деревенской улице, объезжаем лужи и ухабы. Единственное отличие - очень широкая (а не узкая, как в Карачарове) улица, и народу ни души. Только неуклюжий смешной щенок местный за нами увязался. Мы обратили внимание, что дома здесь, в Нижегородской области отличаются от муромских и очень сильно. Во-первых, никаких тебе особо резных наличников, всё очень строго и просто, а потом, здесь неокрашенные деревянные дома, то есть цвет у них седовато-тёмный. И вот по такой деревне с домами из тёмного от времени дерева мы упорно пилим. Доехали до конца деревни, до самого жёлтого пшеничного поля. Источника нет и не видно. Вышли, хотели плюнуть от досады - но полюбовались на эту райскую благодать - отошли и повернули обратно. Из людей увидели только одного промелькнувшего в саду мужика.
Выехали обратно на шоссе. И тут муж сказал, что, наверное, знает куда ехать - видел какой-то поворот перед самой Кремёнкой, когда мы ехали из Дивеево. Точно. Нашли поворот, немного проехали и очутились на непонятном месте в лесу. Карьер не карьер, завод не завод, но явно остатки чего-то раньше приличного и цивилизованного. Мы остановились на вершине горы, вниз ведёт широкая проезжая дорога, по бокам берёзовый лес и нескончаемый люпин.
Вдруг слышим за спиной ор: "Эй, эге-гей, там-там источник, езжайте вниз". Перепугано оглянулись - но это было не видение, а реальный мужик-сторож из сторожки-вагончика, расположенной метрах в 50 от нас и запрятанной в тени от песчаной насыпи, вышел и орёт нам. Мы тоже заорали ему в ответ: "Спасибо, сейчас пойдём". В подтверждение его слов, откуда-то сзади вынырнул джип и ломанулся вниз под гору. Мы решили не ехать, а спуститься пешком. Меня мучило неутолимое с Дивеева ещё желание влететь в люпиновую поляну и нарвать букетик, а муж помчался прочёсывать симпатичные берёзовые обочины в поисках земляники. Так мы спустились вниз, в долину-лужайку. Внизу течёт узкая чистая речка, прикрытая кустами, и выглядывает кончик крыши бревенчатого домика-купальни. Стоит несколько машин. Слава Богу, нашли!
Мы проходим по мосточкам в прохладную глубь деревьев. Из купальни слышны детские визги и перед нами вылетели два пятилетних голопопых пацанчика, а родители их, видимо, остались ещё внутри. Я с искренней уважухой на них посмотрела - какие молодцы, такие маленькие, а не испугались ледяного купания. К домику, к одной его стене, пристроена маленькая терраса. Здесь две иконы - Божией Матери Умиление и преп. Серафима Саровского. Под террасой бьёт ключ. Песчаная чаша заботливо и красиво выложена маленькими камнями-булыжничками. Вода - кристально чистая и необыкновенно вкусная. Это точно, самая вкусная вода, которую мы здесь попробовали. Люди её тоже набирают в канистры. Мы прошли ещё чуть-чуть вперёд, дальше начинается высокий холм с деревянной лесенкой, которая ведёт к маленькой часовне на его макушке. А у подножия стоит небольшой деревянный крест с подобием иконостаса - наклеенными простыми бумажными изображениями икон. Тут я поняла, что вот этот люпиновый букет у меня в руках, я собирала именно для того, чтобы оставить его здесь.
Мы поднялись наверх. Ещё раз повторю слова - Красота. Лето. Солнце. Небо. Облака. Июнь. Холмы. Берёзовые рощи. Люпин. Речка. Купальни. Раздолье. Простор. Всё золотое, голубое, белое, зелёное, разноцветное. Всё благоухает на солнце (трава, цветы). Всё звучит (речка, птицы, кузнечики). Благодать. Не зря есть легенда, что именно из этого источника умывается Божия Матерь, и в этом прозрачном роднике является её лик - поэтому то и его назвали "Явленный".
Когда мы возвращались к машине, то опять муж исчез в березовой роще - помчался за земляникой, а я кинулась на свою люпиновую поляну - ещё нарвать цветочков.
Тут передо мной нарисовался тот самый горластый сторож. Мы побеседовали о том, о сём, о люпине - "люпин ентот ядовитый, его даже коровы не едят", об этом месте - "здесь раньше был асфальтовый (цементный) завод, а сейчас всё порушили", об источнике - "вот, сколько прошу, поставьте хоть какой-нибудь указатель, сколько людей ведь едут и все плутают", и, наконец, он приступил к главному. Вытащил из-под мышки какую-то голубую книжку и вежливо осведомился, не хочу ли я у него её купить, потому что "ежели я православная, то книжка очень дельная". Я уже давно срисовала этот предмет и его намерения получить хоть что-нибудь на бутылку, и вообще, дала бы ему денежную бумажку и так. Представьте себе картину - берёзовый лес, солнцепёк, я в люпиновых зарослях с букетом, и посреди всего этого ещё и сторож с книжкой. Ну, как не уважить человека. Уважила. Он довольный, я удивлённая. Вот таким образом ко мне попала потрясающе добрая книжка про нижегородского старца Григория Долбунова. Нашла меня в лесу.
18/01/2016 09:00
Материалы по теме
- Страны: Россия
- Города: Арзамас
- Фоторепортаж: Арзамас и Дивеево 1-2 сентября 2013 года, 27.02.2014
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.