Если после Дарджа вы двигаетесь в Сикким, вам понадобится пермит. Без специального пермита в Сикким не пустят. Пермит можно получить в Колкате, а можно в Дардже.
Инфу о том, где получить этот пермит, и как обнаружить учреждение, которые их выдает, найти достаточно сложно, поэтому я остановлюсь на этом подробно. Чтобы получить пермит нам нужен DM Office. Ди-Эм офис находится очень далеко от центра, поэтому, если вы в Дардже впервые, даже не пытайтесь найти его самостоятельно. Мы наивно пробовали дойти до этого DM office пешком, расспрашивая местных жителей. В результате мы зашли в тупик, в прямом смысле слова. Поэтому идите на taxi station у башни с часами и говорите таксёрам заветное "DM Office".
С вас попросят 200 рупий, но с радостью отвезут за 150. Если у вас хорошая карма, возможно у вас получится сторговаться до сотни. Имейте в виду, что ехать по извилистым серпантиновым улочкам, на которых сам черт ноги переломает, на самом деле долго. Когда таксер выгрузит вас у ворот Ди-Эм офиса (въезд на территорию запрещен), спускаетесь вниз и поворачиваете налево. Сначала вам попадется новое здание, окрашенное краской кирпичного оттенка, у которого толпятся гастарбайтеры. Оно нам нафиг не нужно, поворачиваем налево и проходим до более старого желтого строения в условно колониальном стиле. Поднимаемся на второй этаж и далее направо топаем по большому указателю Sikkim permit. Поздравляю, квест пройден. Не заметить указатель невозможно, однако, кроме этого большого указателя на втором этаже, указателей больше нет.
Пермит получен, значит можно смело ехать в Сикким!
Можно было, конечно, озаботится пермитом в Колкате, но мы, естественно, поленились, справедливо понадеявшись на Дардж. В Колкате мы только сфоткались для пермита. Есть на Саддер-стрит несколько копи-центров и/или cyber café, в которых фотают на мыльницу для пермита и прочих документов. Фоты получаются ппц какие смешные.
Теперь о приятном. В Дардже все, по крайней мере, все, к кому нам довелось обращаться, вполне сносно говорят по-английски. Включая школьников, бабушек, которые собирают чай на плантациях, и шерпов, которые целыми днями таскают на головах по полцентнера щебенки. Что особенно приятно после Колкаты, где были нередки ситуации, когда показываешь таксёру написанный по-английски адрес, он неопределенно качает головой и уезжает. Второй вариант развития событий - таксёр берет бумажку с адресом и идет по улице, спрашиваю всех подряд, что написано. Потрясающая грамотность третьего по величине города Индии, притом, что английский имеет статус "вспомогательного официального языка".
Основное средство передвижения в тех краях - общественный джип. На местном наречии он называется shared jeep. Отправляется, когда наполнится. Наполнится, когда будет продано 11 билетов. Возит по четыре человека на втором и третьем рядах и 3 человека на первом ряду сидений. 4х2+3=11. То есть, вместе с водителем, на первом ряду получается тоже четыре человека. Некоторые водилы отличаются повышенным гуманизмом и человеколюбием, и возят на первом ряду сидений двоих пассажиров. Очень часто на втором и третьем рядах вдобавок к четырем взрослым, дополнительно едет пара детенышей. Снаружи, как правило, вися на подножках, запаске или заднем бампере, едут еще один-два человека. Чтобы не тревожить пассажиров среднего ряда, на задний ряд иногда залезают через окно.
Однажды в Дардже мы наблюдали, как на самое заднее сиденье забрались жирный индийский военный и пожилой европейский бэкпекер ростом метр девяносто. Потом туда же каким-то образом влезли еще две женщины. Как они там все поместились, я не представляю. Селедки в бочке это кмк слишком мягкое сравнение.
Чтобы избежать участи селедки, имеет смысл покупать на один билет больше. В этом случае на заднем сиденье можно будет ехать втроем, а на переднем - вдвоем, не считая водителя, что вполне комфортно. При этом нужно быть готовым к тому, что если вы сидите плечом к плечу с драйвером, переключать передачи на серпантинах он будет, орудуя рычагом, находящимся между ваших ног. Вот такой shared experience.
Стоимость одного места в таком джипе колеблется от 100 до 150 рупий. Например, из New Jalpaigury в Дардж одно место стоит 150, а чтоб добраться из Дарджа в Пеллинг, придется заплатить 120 за проезд из Дарджа в Jorethang и еще 100 за джип из Jorethang в Пеллинг. Из Дарджа в Пеллинг прямых рейсов нет.
Как известно, Дарджилинг в первую очередь знаменит тем, что в той местности выращивают одноименный чай. Чайные плантации начинаются сразу у крайних домов города. Рукой подать. Поэтому, получив пермит, можно заглянуть на чайную фабрику и плантации. На фабрике один из сотрудников проведет экскурсию, покажет и расскажет как чай сортируют, сушат, упаковывают, вот это всё. Официально денег за это фабрика не берет, но чаевые, разумеется, приветствуются.
22/11/2013 18:00
Материалы по теме
- Страны: Индия
- Отзыв о поездке: Kolkata. Top-7, 2013
- Отзыв о поездке: Трущобы Бомбея, 2013
- Фоторепортаж: Красный форт в Агре, 12.11.2013
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.