В Оптиной Пустыни, одном из ключевых русских монастырей, мне доводилось бывать раньше - в 1992 и 93 годах. Если бы не драматические события в жизни, о которых не хотелось бы сейчас говорить, я скорее всего туда бы и не доехал вовсе. По счастью, это мне весьма помогло. Расценивайте это как хотите (атеист и верующий - каждый по-своему), но факт налицо - место чрезвычайно сильное. Попав сюда снова, по прошествии двадцати лет, понимаю - ничего не изменилось. Отдельный мир, которого нам так не хватает в повседневной суете. Да и ехать туда, несмотря на приличное от Москвы расстояние - 270 км и порой удручающее качество дороги, неожиданно легко. А обратно - ещё легче.
По преданию Оптинскую обитель основал покаявшийся разбойник Опта, принявший впоследствии монашеский постриг и наречённый Макарием. Первые упоминания в летописных писцовых книгах об Оптиной пустыни встречаются в начале ХVII в. Духовный расцвет обители начинается с постройкой в 1821 году скита во имя святого Иоанна Предтечи. Сюда прибыли из Рославльских лесов монахи, которые позже стали первыми оптинскими старцами. А всего их насчитывалось не менее четырнадцати. Это и схиархимандрит Моисей (Путилов)и его родной брат старец Антоний и многие другие. С этого времени в Оптиной возродился принятый в древности образ духовного старчества, забытый в новое время. Именно Оптинский скит принес Пустыни историческую духовную славу. Тысячи людей от беднейших крестьян до особ императорской фамилии, посещали Оптину, обращались к старцам за советом. А имя великого оптинского старца Амвросия (1812-1891 гг.) известно не только в России, но и далеко за ее пределами.
Интересный факт: В своё время советский историк Олег Кочладзе, отрицая предание, старался убедить читателей, что в русском языке есть слово "опт", выражающее количество чего-либо, поэтому якобы монастырь назывался Оптиной из-за проживания в нем женщин и мужчин. Забавно, не правда ли?
Если выехать из Москвы часов в семь утра, ближе к одиннадцати, миновав Козельск, оказываемся у цели. Подробная схема проезда находится здесь.
Даже паломническая автомобильная стоянка рядом с монастырём оформлена в соответствующем стиле.
Тут же рядом процветает торговля околомонастырской снедью - мёдом, пирожками, квасом. Покрепче ничего нет. Пирожки очень вкусные, рекомендую.
По обеим сторонам дороги, ведущей к главному входу - симпатичные зелёные жилые домики. Я так понимаю, для "обслуживающего персонала". Вот только как неуютно должно быть там жить - среди постоянного шума и суеты паломнического движения.
Главный вход. Отложим до лучших времён мирские помыслы и пойдём внутрь.
С Оптиной Пустынью связаны эпизоды в жизни некоторых писателей и мыслителей России. В.С. Соловьёв привёз Ф.М. Достоевского в Оптину после тяжелой драмы - смерти сына в 1877 году; он прожил в скиту некоторое время; некоторые детали в "Братьях Карамазовых" возникли под впечатлением этой поездки. Прототипом старца Зосимы явился старец Амвросий, живший в то время в скиту Оптиной пустыни. Сестра анафематствованного в 1901 году графа Л.Н. Толстого Мария Николаевна Толстая была насельницей основанного рядом женского Шамординского монастыря, где она и скончалась, за три дня до смерти приняв монашеский постриг.
Заходим и любуемся красотой. Вот церковь во имя явления Казанской иконы Божией Матери с колокольней слева.
А вот храм Преображения Господня.
Эх, погода. Вот ежели солнышка хотя бы на пару часов. Мои просьбы, правда, были услышаны. Но только на следующий день.
23 января 1918 года декретом СНК Оптина пустынь была закрыта, но монастырь ещё держался под видом "сельскохозяйственной артели". Весной 1923 года закрыли сельхозартель, обитель перешла в ведение Главнауки. Как исторический памятник была названа "Музей Оптина пустынь". На территории монастыря в 1931 году был открыт Дом отдыха имени Горького. В ноябре 1939 года, после раздела Польши, по приказу Л. Берии НКВД СССР преобразовал дом отдыха в концлагерь "Козельск-1", где в ожидании обмена военнопленными между Германией и СССР разместили около 5000 польских офицеров, позднее отправленных в Катынь.
Во время Великой Отечественной войны на территории Оптиной пустыни сначала был госпиталь, в 1944-1945 году проверочно-фильтрационный лагерь НКВД СССР для возвратившихся из плена советских офицеров, а после войны до 1949 года размещалась воинская часть. В 1987 году монастырь был возвращён Русской православной церкви.
Парламент Обитель - место для дискуссий.
Погост на территории монастыря.
Характерная для здешних мест деталь - лампадки на могилах прячутся в уютных домиках из меди.
Лампадка-кот?
Кстати, уже двадцать лет прошло с того дня, когда известие о мученической кончине трех оптинских насельников - иеромонаха Василия (Рослякова), инока Трофима (Татарникова) и инока Ферапонта (Пушкарева), принявших смерть от рук сатанистов на Пасху 1993 года, как гром среди ясного неба пронзило размеренную жизнь Оптиной Пустыни. В честь убиенных монахов построена часовня.
А на Страстную Пятницу в 1994 году в лесу, на пути от скита в монастырь, ритуальным сатанинским оружием - длинной иглой - был убит молодой паломник, друг детства послушника Александра, Юрий (Георгий), приехавший в Оптину пустынь на праздник Пасхи из Тольятти.
Также Русской Православной Церковью прославлены в лике новомучеников и исповедников 15 человек, из числа тех, кто пострадал в годы репрессий XX века: преподобномученики Евфимий, Пантелеимон, Лаврентий, Серафим, Пафнутий, Рафаил, Игнатий, Викентий, Гурий, Иоанникий, Исаакий; преподобноисповедники Рафаил, Агапит, Никон, Севастиан; мученик Борис.
Но жизнь продолжается. Радость.
Оптинские котики.
Строгая оптинская братия.
Ну не такая уж и строгая.
Как известно, в 1987 году Оптина Пустынь пережила второе рождение. 17 ноября сохранившиеся монастырские постройки были возвращены Русской Православной Церкви, и 3 июня 1988 года в обители началось богослужение, сначала в надвратной церкви, а затем в Введенском соборе. В 1988 г. преподобный Амвросий Оптинский был прославлен Поместным Собором Русской Православной Церкви (память празднуется 10(23) октября). 26-27 июля 1996 г. были причислены к лику местночтимых святых остальные тринадцать преподобных оптинских старцев и установлено им общее Соборное празднование 11(24) октября. В 2000 году они были прославлены Юбилейным Архиерейским Собором для общецерковного почитания.
Крестный ход.
Прихожане.
22/11/2013 17:00
Материалы по теме
- Страны: Россия
- Регионы: Московская область
- Отзыв о поездке: Свято-Тихонова Пустынь, осень 2013
- Отзыв о поездке: Свято-Лукианова пустынь, ноябрь 2012
- Отзыв о поездке: В Оптину Пустынь. Репортаж одного дня, июнь 2007
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.