Моё детство мало чем отличалось от миллионов других детей, росших во времена заката Советского Союза. Мы все с упоением смотрели фильмы про Винниту, читали "Последнего из могикан", а во дворах играли в ковбоев и индейцев. До сих пор помню, как в пионерском лагере мы с двумя приятелями распевали песенку о трёх ковбоях и мастерили луки в ближайшем от дома лесочке. Романтика Дикого Запада впитывалась со всем этим в нашу кровь на всю жизнь. И, конечно, во время нашего путешествия по Америке я ждал встречи с героями своего детства с некоторым трепетом. В парке Меса-Верде мы увидели настоящую историю первых жителей этого континента, а вечером того же дня мы уже ехали по территории настоящей индейской резервации. Эти земли носят название Нации Навахо и являются самой крупной индейской резервацией на
Морально я был готов увидеть истину, далёкую от детских фантазий. Во многих отчётах бывалых путешественников понятие индейцы давно уже отождествляется с ленью, завышенными ценами, алкоголизмом и дешёвыми безделушками, продаваемыми за космические цены доверчивым туристам. Наша первая остановка на территории резервации во многом подтвердила эти рассказы.
Парк Четырёх Углов расположен на стыке границ четырёх штатов: Аризоны, Колорадо, Нью-Мексико и Юты. Из такого, вообщем-то, тривиального события индейцы пытаются выжать максимум пользы, беря за въезд на невзрачную пустынную территорию с небольшим монументом аж 5 баксов.
Чтобы увеличить свои доходы с этой туристической пустышки навахо отстроили вокруг монумента торговых прилавков. Короче, вы платите деньги за обыкновенный базарчик в условной точке географического пространства. Идея, достойная Остапа Бендера!
Следующее, на что мы обратили внимание - кучи мусора и битого стекла по обочинам дорог. Вне территории резервации найти такой срач сложно. Эта ещё одна малоприятная особенность индейских территорий.
И всё же я не был бы столь категоричен по отношению к современным индейцам США. В политкорректной Америке, кстати, индейцев принято называть коренными американцами (Native americans), а резервации - нациями. Но подобные места интересны не только своими жителями, но и оригинальным политическим статусом.
Нация Навахо - это огромная территория на севере штата Аризона, у которой своя собственная судебная, законодательная и исполнительная власть, что делает резервацию по сути равной по правам любому штату Америки. Индейское население Нации Навахо язык не поворачивается назвать племенем. Это целый народ со своим собственным языком, обычаями и укладом жизни. После чироки, навахо самая многочисленная народность коренных американцев в США.
Для того чтобы стать гражданином этой полустраны нужно быть хотя бы на четверть настоящим навахо. Доказав родство, любой может получить так называемый "сертификат индейской крови". Он дает право участвовать в управлении и жизни этого края. Только вот желающих получить этот документ не много. Индейская молодёжь предпочитает тяжёлой жизни в выжженных солнцем пустынях перспективный Лос-Анжелес или шумный Лас-Вегас. История нам до боли знакомая...
Когда-то предки Навахо пришло сюда со стороны Аляски. Народ этот не раз проявлял способность адаптироваться в любой ситуации. Придя на родину земледельцев и строителей пуэбло, навахо быстро превратились из охотников и собирателей в умелых скотоводов, ткачей и гончаров. Свою новую родину они называли Динета.
Эти земли оставались независимым до 1848 года, пока до этих краёв не добралась регулярная американская армия. Но и тут навахо не стали, подобно апачам или команчам, испытывать судьбу и мирно поселились на отведённую им далеко не лучшую территорию. Но этого новых властям оказалось мало и тогда весь народ навахо был насильно переселён на практически непригодные для жизни земли в штате Нью-Мексико. В течении 18 дней их гнали, как скот, с женщинами, стариками и детьми по голым пустыням. Многие из этого мирного народа тогда погибли. Тот эпизод вошёл в историю Америки под названием "Долгий марш навахо".
Лишь спустя 4 года навахо было разрешено вернуться на родные земли. Эти невзгоды лишь небольшая часть всей нелёгкой индейской истории Соединённых Штатов. Многие племена, не пожелавшие уходить с родных земель, были уничтожены, другие оказались в тяжелейших условиях на самых бесплодных землях Америки.
В своё время на индейцев охотились, как на собак, объявляя премию за каждый скальп краснокожего. Жестокость, пораждала ответную жестокость. Но все попытки сопротивляться были обречены. В конце концов, почти все выжившие племена были разогнаны по резервациям. Глубокое отчаяние, депрессия и ужасные условия жизни сломили лучших из лучших. Конечно, алкоголизм и безделие не появились здесь на пустом месте.
Это теперь многие индейские племена получают хорошие государственные дотации. В случае с Нацией Навахо ещё так кстати оказалось, что пустоши с высокими причудливами монолитными скалами и узкими каньонами стали привлекательны для миллионов туристов.
Как по мне и навахо, и все другие индейские племена имеют право на свою жизнь и свои правила игры. Ведь это мы решаем приезжать на их земли в поисках приключений. И их право устанавливать свои цены. Ведь мы сами решаем платить или не платить.
После Четырёх Углов мы проехали знаменитую долину Монументов, чьи профили считаются одним из символов Дикого Запада. Здесь были сняты десятки легендарных вестернов. Почему то у нас не возникло остановиться в этом широко разрекламированном и немного пафосном месте.
Совсем другое впечатление произвела на нас скала Мексиканская Шляпа (Mexican Hat), удивительным образом напоминающую перевернутое сомбреро. Эту многотонную каменную глыбу, повисшую на тонком основании вопреки законам гравитации, мы осматривали в полном одиночестве, успев проникнуться безжизненным пространством вокруг этого природного памятника.
Удивительно, но здесь не было кассы с билетиками и дорогущими проводниками. После великолепных парков Меса-Верде или Арки с их очень демократичными ценами, мне совсем не хотелось платить 35 долларов за посещение каньона Антилопы ( для фотографов там есть специальный тур, но уже за 70 баксов) или 80 долларов за поездку на джипе по территории долины Монументов с личным гидом. Людям с понтами есть, где развернуться на территории Нации Навахо и местные жители с удовольствием им в этом помогут.
У нас же были немного другие интересы. На выезде с владений Навахо нам по дороге попался небольшой индейский городок Камерон с шикарной гостиницей в стиле пуэбло и огромным сувенирным магазином.
Здесь мы увидели удивительно красивые вещи, сделанные руками индейцев.
Мне запомнились роскошные одеяла с традиционными узорами, малахитовые украшения, различные местные яства и странные деревянные индейские фигурки кукол качин в перьях с луками и стрелами.
Цены в магазине засшкаливали все разумные пределы, а для более бедных туристов предлагался широкий ассортимент китайских подделок.
В этот магазин стоит заехать лишь за тем чтобы увидеть мастерски сделанные оригинальные творения навахо. Может быть это поможет заглянуть во внутренний мир потомков первых обитателей Америки без предвзятостей.
Заканчивая свой рассказ о Нации Навахо, мне вспоминается один эпизод из истории индейских племён, случившийся уже после окончания индейских войн.
Одному индейскому вождю Вовоке привиделось пророчество. Когда-то индейское превосходство возродится вновь. Все верящие в это подымутся между небом и землёй, а их родные земли очистятся от захватчиков во время страшного потопа. После чего все индейцы вместе с вернувшимися с небес мёртвыми воинами возвратяться на свои земли. Многие обездоленные индейцы поверили в это пророчество, со временем переродившееся в целый культ под названием "пляски Духа". Закончилось всё трагично. Под влиянием этой веры часть индейцев в резервациях сиу ушла вместе с жёнами и детьми в горы. Американские военные посчитали это за восстания. В несколько раз превосходящими силами они быстро догнали беглецов и заставили остановиться. Затем был отдан приказ полностью разоружить всех краснокожих. Один случайный выстрел превратился в страшную перестрелку, в результате которой погибло более 150 индейцев и около 25 солдат. Причём доказано, что большинство военных погибло от пуль своих же товарищей. Так закончилось последнее бесславное сражение против индейцев в США. А всего через 15 лет самые именитые индейские вожди были приглашены на инагурацию президента Теодора Рузвельта в Нью-Йорк. Так, постепенно из заклятых врагов коренные американцы стали частью Соединённых Штатов. И стоит признаться, далеко не худшей её частью...
14/11/2013 10:00
Материалы по теме
- Страны: США
- Регионы: Штат Нью-Мексико; Штат Колорадо; Штат Юта; Штат Аризона
- Отзыв о поездке: США. Штат Аризона. Гранд-Каньон, 14 мая 2013
- Отзыв о поездке: Долина Монументов. Индейский Парк, ноябрь 2012
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.