До Дубровиц мы с axlav добрались относительно быстро, немного потолкавшись в подольских пробках. Мелкий навязчивый дождик продолжал моросить, постоянно напоминая о бдительности в плане сохранности фотокамеры. Вдруг, совсем рядом, показалась Знаменская церковь... Впечатление был очень необычным - я, как будто, непроизвольно глубоко вздохнул от неожиданности. Обычно на фото все выглядит совсем не так как в реальной жизни. Церковь глубоко поразила своей неординарностью, удивительной европейской средневековой изысканностью. Чувствовалось влияние мастеров Возрождения, что вызывало какое-то странное ощущения нереальности всего этого. Теперь мне было понятно, почему православная церковь принимала "в штыки" этот храм, не соглашаясь освящать его - он абсолютно не вписывался в церковные каноны. Но, тем он и был интересен для нас. Проехав широкий мост над Пахрой, мы удачно припарковались среди многочисленных свадебных лимузинов, коих было очень много, ведь усадьба Дубровицы является заманчивым центром оказания услуг по государственной регистрации браков со всего Подольска и его окрестностей. Обилие невест в шикарных белых платьях, возгласы сопровождающих и сияющая императорская корона Знаменского храма погружали в лихорадочно-радостное ощущение всеобщего праздника, несмотря на совершенно "смурную" погоду. Сам храм выглядел очень таинственно и завораживал всем своим существом...
Храм определенно будил воображение. В душе происходило нечто стремительное, образы бурлили и метались. Сознание пыталось подогнать первое впечатление от Знаменской церкви под известные ему границы и понятия... Здесь важно почувствовать свое главное впечатления минуя его суету и строгие окрики...
Усадьбой Дубровицы в то время владел воспитатель Петра Первого - князь Борис Алексеевич Голицын. В 1689 году окружение семнадцатилетнего царя, как часто водится, оклеветало князя, и Петр в наказание повелел ему удалиться к себе в имение. Однако, уже через год, Петр, быстро разобравшись с клеветникам, вернул князя в Москву и пожаловал ему боярское достоинство.
Историки считают, что именно по этой причине князь Голицын и решил воздвигнуть этот чудный храм в знак примирения Учителя и царственного Ученика. Этим и объясняется отход архитекторов храма от тогдашних церковных канонов в строительстве культовых сооружений на Руси. Голицин следовал передовым чаяниям государя и вложил в этот храм всю свою тягу к просвещению, достижениям зодчих Возрождения и увековечиванию несокрушимых монарших амбиций молодого Петра. Кстати, на закладке храма 22 июля 1690 года присутствовал сам Петр Первый.
Знаменский храм построен на месте старой деревянной церкви пророка Илии. Её возвели в 1662 году и перенесли в деревню Лемешево в связи со строительством нового грандиозного Храма Знамения Пресвятой Богородицы.
Совершенно определенно, что в проектировании и строительстве церкви принимали участие не только отечественные, но и иностранные зодчие. Для фигурной отделки фасада и изготовления многочисленных скульптур широко был использован белый камень, коего было достаточно много в окрестностях усадьбы.
Строительство храма было закончено в 1699 году, однако князь Голицын встречал упорное и понятное нежелание патриарха Адриана дать разрешение на его освящение. Так продолжалось пять лет, да и к тому же Петр до 1704 года был занят Азовскими походами, войной со Швецией и отсутствовал в Москве. Однако, в 1704 году, после успешных воинских побед, закрепившись в Восточной Прибалтике, Петр лично прибыл в Дубровицы с царевичем Алексеем на освящение храма. И, новый и более лояльный местоблюститель Патриаршего престола Стефан все же освятил Знаменскую церковь.
В плане церковь представляет собой равносторонний крест с закругленными лопастями. Вокруг храма, повторяя его контур, идет узкая галерея, возвышающаяся на десять ступеней. Высота храма с куполом - 42,3 м.
Цоколь церкви и её парапет покрыты сетью белокаменного орнамента. Вся церковь полностью украшена белокаменной скульптурой, что очень необычно для тех времен.
Около западных церковных врат установлены скульптурные изваяния святителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Выше ярусом - фигура Святителя Василия Великого.
Во входящих углах цоколя - изваяния четырех евангелистов, в основании восьмигранной башни - восьми апостолов. Собственно, и весь фасад храма украшен, многочисленными изображениями ангелов.
В левом входящем углу от Западных врат находится белокаменное изваяние фигуры Евангелиста Матфея.
Продолжая осмысливать все эти неожиданные и захватывающие впечатления я зашел внутрь храма. Церковь действующая. Запрет на фотосъемку не удивил. Также привычно я сделал наудачу несколько кадров компактной камерой не поднимая её к своим глазам.
Верх западного выступа занимают уникальные двухъярусные резные деревянные хоры. Именно на них, на втором ярусе, во время освящения храма и находился Петр Первый со свитой.
Однако самым впечатляющим оказался многоярусный купол храма, обильно украшенный рельефными библейскими композициями выполненными в технике стукко. Вы можете видеть самую значительную скульптурную композицию храма - "Распятие". Украшение иконами и изготовление иконостаса приписывают мастерам Оружейной палаты Московского Кремля.
В 1812 году Дубровицы были захвачены войсками Наполеона. Но, что интересно, никакого ущерба французы не нанесли храму. Тем более, что к другим русским церквям ими было продемонстрировано менее лояльное отношение. Возможно, необычная европейская архитектура храма в стиле барокко возымела свое действие на оккупантов.
Советский период был самым тяжелым в истории храма. В марте 1930 года "Подольский рабочий" написал, что получено распоряжение о закрытии церкви в Дубровицах, а 8 марта уже начали снимать колокола. Годом раньше все священнослужители Дубровиц и их семьи были выселены, а их жилища и земли переданы совхозу "Дубровицы". Последним настоятелем храма в 1930 году был священник Михаил Андреевич Порецкий, отправленный в Казахские степи, откуда он уже не вернулся.
В 50-х годах храм перешел в ведение Всесоюзного института животноводства, который расположился в усадьбе Дубровицы. Надо отдать должное, институт в течение сорока лет вел реставрационные работы в храме, но так и не закончил их.
В 1990-м году храм возвращен Православной Церкви. Реставрационные работы сейчас ведутся силами прихода. В 2004 году Знаменский храм отметил 300-летие своего Великого освящения. К этому событию были обновлены уникальные горельефы 17-го-18-го веков внутреннего убранства церкви, отреставрированы царские врата в иконостасе. Наверное, в заключении исторических выкладок о храме, следует привести слова архитектора Сергея Маковского, который в 1910 году сказал, что "...ничего подобного не встретить больше на Руси великой; ничего экстравагантнее... обаятельнее просто не выдумать!". Как раз те самые слова, которые приходят на ум, когда Вы смотрите на это вольнодумное чудо ранней петровской эпохи.
Теперь наступила череда самой усадьбы. Усадьба Дубровицы располагается к юго-западу от Знаменской церкви. Axlav повел меня по крутому берегу Десны, где мы перебравшись через ограждение усадьбы оказались у самого основания лестниц, что ведут от берега реки к главному зданию дворца усадьбы.
Было довольно скользко, дождь понемногу усиливался, и мы поспешили подняться по белой деревянной лестнице и осмотреть сам дворец и его строения. Поднимаясь к главному дому, между этими лестницами еще можно заметить остатки белокаменной лестницы, что когда-то вела к берегу реки.
Наверху мы предсказуемо встретили многочисленных и уже "свежеиспеченных" молодоженов, их друзей и родственников, радостно покидающих парадный выход из дворца. Повсюду виднелись пустые бутылки из под шампанского и пустые коробки конфет. Если бы не дождь, то, я думаю, все это пространство было бы целиком заполнено спонтанно празднующими молодыми людьми.
Но погода берет своё, и нам все же хотелось поскорей обозреть все строения усадьбы Дубровицы.
А это вид Троицкой церкви со стороны усадьбы Дубровицы.
История у этого места как давняя, так и сложная, как, наверное, и вся история России. В 1627 году усадьбой владел боярин И.В. Морозов. После кончины боярина вотчина перешла по наследству к дочери Морозова Аксинье Ивановне, которая и вышла замуж за князя Голицына, фрагмент личной истории которого мы уже излагали. Голицыны владели Дубровицами более ста лет. В 50-е годы 18-го века внуком Бориса Голицына Сергее были построены усадебный дом, конный двор, четыре флигеля и хозяйственные постройки. Но в 1681 году князь Григорий Александрович Потемкин купил Дубровицы у поручика Сергея Голицына, задолжавшего крупную сумму денег.
В 1787 году Екатерина II побывавшая проездом в Дубровицах из Крыма захотела приобрести имение для своего нового фаворита А.М. Дмитриева-Мамонова и купила усадьбу в 1788 году, который и перестроил усадьбу в стиле классицизма.
Уже в советское время здесь с 1919 года организован Музей дворянского быта, закрытый в 1927 году. Вся мебель и богатое убранство вывезли в Москву, Серпухов и Царицыно и передали усадьбу детскому дому. Дом и строения безвкусно и безграмотно перестроили, уничтожили всё интерьерное оформление, разрушили парковое единство, снесли красивую кованую ограду и разрушили один из флигелей. В 1932 году снесли колокольню, судьба и храма висела на волоске, но обошлось. В том же году здесь поместили сельскохозяйственный техникум. В августе 60-го года все здания и парк признаны памятниками республиканского значения и взяты под охрану государства. В это же время усадьба загорелась. После этого события велись долгие восстановительные и реставрационные работы с довольно низким бюджетом. К 1972 году был частично восстановлен облик усадьбы, а к 1968 году восстановлены росписи Гербового зала.
На первом плане мы видим большой трехэтажный барский дом с бельведером, балконами, террасами вдоль южной и северной стен и крытыми галереями, выходящими на восток и на запад. Главный фасад дворца обращен к югу. По углам дворцовой площади расположены четыре одноэтажных флигеля. Конный двор в псевдо готическом стиле находится совсем недалеко - к юго-западу, но туда доступа нет, и скорее всего, там разруха.
В парк мы не пошли - дождь усиливался, и уже было не до впечатлений, тем более мы еще не заканчили грандиозную программу путешествия начавшуюся с посещения Международного салона железнодорожной техники EXPO 1520, усадьбы Остафьево, усадьбы Баскаковых, плотины фабрики им. 1-го Мая. Впереди еще оставались таинственное городище Луковня и руины Подольского моря. Насыщенная программа, не правда ли? ) Поэтому наполненные впечатлениями, и вдыхая пары осеннего тумана, мы направились к машине.
И какие же я сделал выводы и, что ощутил от этого посещения усадьбы Дубровицы? Строения усадебного барского дома производят довольно двойственное впечатление. С одной стороны, это исторический памятник архитектуры и паркового хозяйства федерального значения, с другой это - ЗАГС с рестораном с храмом в придачу. Странно как то все это. Я ничего не имею против молодоженов, но, по моему мнению, здесь следовало бы полностью и пристрастно отреставрировать весь усадебный комплекс, Знаменский храм и превратить комплекс в жемчужину подмосковных усадеб. Следовало бы грамотно развить туристическую инфраструктуру, привести в порядок парк, восстановить то, что совсем недавно и уже в 21 веке уничтожено варварской перестройкой и реставрацией. В частности в 2004 году уничтожено около 80 реликтовых лип и елей, среди которых по преданию, возможно, есть и те, что посадил еще Петр Первый. Разрушена историческая дорога, обозначенная в архивных документах 1915 года. Вместо неё вырыли котлован и в результате многовековые липы подвергаются риску гибели, ну и много чего еще...
И, хотя, судьба Дубровиц и была трагичной, но это всё это довольно относительно. Вспомним хотя бы усадьбу Вяземского на Наре. Там вообще скоро останутся одни руины.
Традиционно я, конечно, попытался войти в некое энергетическое поле этой усадьбы, но к моему удивлению практически ничего мне не удалось ощутить. Никаких тайных будоражащих впечатлений и загадочных образов не проявлялось. Дубровицы ведь переходили от одного хозяина к другому, ломались человеческие судьбы как и судьбы страны, жизнь усадьбы проходила веками в упадках и подъемах, помпезности и бедности, в безразличии и воинственном невежестве советских времен. Усадьба несет в себе какую-то ноту безразличия. Это как человек, который сломлен и ему уже все равно, что с ним станет. Несомненно, эту надломленную энергетику и несет все вокруг. Повторюсь, но здесь необходимы значительные усилия для того, чтобы усадьба воспрянула и расправила свои, сейчас ещё надломленные, крылья.
Не хотелось бы заканчивать на грустной ноте, да собственно это и не грусть вовсе, а мои вольные мысли. Я не исключаю, что эта дождливая и серая невыразительная погода могла оказать своё удручающее влияние на моё настроение по отношению к строениям барского дома в Дубровицах, и поэтому я принял твердое решение вернуться сюда, ну если не в золотую осень этого года, так на следующий 2014 год и снова попытаться разжечь свой интерес к этому славному месту и проникнуть в те исторические пласты, что оказались в этот раз закрытыми..
Но, есть и хорошие новости. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах определенно порадовала, вызвав водоворот необычных чувств и таких неведомых искрящихся радостных эмоций. Впечатления были удивительно глубокими и одновременно мягко сдержанными. Во мне до сих пор остались какие-то неосознанные вопросы и масса радостного, но так до конца не осмысленного сознанием умиротворения. Мягкая широкая и объемная энергетика князя Бориса Голицына, желавшего возвести символ новой России здесь, в Дубровицах чувствуется очень явно и место, где возведена Знаменская церковь генерирует эту энергию повсюду.
Пришло время покинуть Дубровицы, эту своеобразную искрящуюся частицу такой необычной и такой неповторимой истории России.
До свиданья Дубровицы! До новой встречи с тобой!
Источники:
Официальный сайт Храма Знамения Пресвятой Богородицы: http://www.dubrovitsy-hram.ru/
Сайт "Памятники архитектуры Подмосковья": http://nataturka.ru/usadiba/dubrovizi.ht
Материалы о Дубровицах и даты из Википедии: кликнуть сюда
13/10/2013 10:00
Материалы по теме
- Страны: Россия
- Регионы: Московская область
- Отзыв о поездке: Дубровицы (часть 2), октябрь 2012
- Отзыв о поездке: Дубровицы (часть 1), ноябрь 2012
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.