Цитата из нашего плана: день 2 - Хор Вирап (выезжали специально в 7 утра, чтобы успеть увидеть Арарат в лучах рассвета), Нораванк, ущелье Джермук (водопад, источники), винный завод Арени
... Вы должны знать, что в этой стране Армении,
на вершине высокой горы покоится Ноев ковчег,
покрытый вечными снегами, и никто не может туда,
на вершину, забраться, тем более что снег никогда не тает,
а новые снегопады дополняют толщину снежного покрова.
Марко Поло "Путешествия венецианца Марко Поло"
Самая главная причина, по которой стоит сюда ехать, - это классический вид на гору Арарат, находящуюся сегодня на территории Турции. Несмотря на то, что считается, что это одно из самых посещаемых мест в Армении, в наш приезд там не было вообще никого, и лишь когда мы уже собирались уходить, подъехала еще одна машина. Возможно, свою роль в этом безмолвии сыграло и то, что мы - по совету Лики - приехали сюда рано утром - к 8 часам (выехали из Еревана, соответственно, в 7 утра), и был будний день.
Арарат показался практически сразу, как мы выехали из Еревана. Сперва он был в тени, затем на его вершине показались первые солнечные лучи, и всю дорогу я прыгала на заднем сиденье автомобиля, желая быстрее доехать, чтобы застать рассвет на макушке горы. Когда мы свернули к отрезку дороги, ведущему к монастырю, я не выдержала и пропищала: "А можно остановить машину, я отсюда пару кадров сделаю?" (вообще я обычно робею водителей и прошу их о чем-то крайне редко). Водитель незамедлительно притормозил, и я сделала следующие несколько кадров.
Через пару минут нас высадили у подножия горы, куда предстояло влезть и насладиться видами и проникнуться монастырем.
Очень хочу отметить, что в Армении практически у всех достопримечательностей стоят информационные стенды, где очень подробно расписано все, что вам нужно знать, на нескольких языках, в том числе на русском. Причем этой информации местами на порядок больше, чем мне удалось найти на русском языке при подготовке поездки, поэтому я по мере написания рассказа буду использовать и информацию со стендов тоже.
Монастырь-крепость снаружи (машина чужая, свою я бы непременно отогнала кадра для) выглядит суровой и неприступной. Уже с V-VI в. н.э. он упоминается как священное место, но современный комплекс датируют VII в. н.э. Камни, использованные для строительства стен и церквей, еще более древние, предположительно IV в.
Доминанта монастыря - церковь Святой Богородицы (Сурб Аствацацин), построенная на месте храма Анаит, богини плодородия и любви в армянской мифологии (считается, что этот храм был очень похож на храм в Гарни).
С одной из сторон монастыря к стене прилепились кельи (кажется, там кто-то живет),
с другой, у смотровой площадки, стоит еще одна церковь - Базилика Святого Геворга (современное здание датировано 1662 годом).
За церковью по ступеньке вниз - и мы, вероятно, в той самой темнице, где долгие годы томился священномученик Григорий, просветитель Армении. Именно поэтому монастырь и называется Хор Вирап, что в переводе означает "глубокая темница". Правда, мне так и не удалось узнать, почему монастырь остался с таким названием - остальные монастыри Армении имеют четкое оконвание "ванк" - Нораванк, Севанаванк и пр.
Колодец был закрыт, и полезть туда мы не решились. Предположительно, за крышкой прячется лестница и собственно темница (ниже - фото из википедии). Но, глядя на фото, я чувствую, что по этой лестнице я бы точно не полезла, - уж больно она жуткая.
Св. Григорий Просветитель, как и многие святые, был знатного рода (в данном случае - одна из ветвей царского дома), который поступил в услужение к наследнику армянского царя Тиридату (Трдату III), чтобы загладить вину своего отца, который и убил этого самого царя. В 287 году наследник прибыл в Армению вместе с римскими легионами и вернул себе престол, после чего внезапно заточил соратника в темницу на 15 лет (по другим источникам - на 13), по официальной версии - из-за того, что он проповедовал христианство и отказался приносить жертвы идолам. Через 15(13) лет царь заболел, и вылечить его смог только Григорий, за что царь одумался, узника простил, и сам крестился, сделав христианство официальной государственной религией. Считается, что произошло это в 301 году, хотя, судя по последним исследованиям, это произошло не раньше 314 года.
У меня, как у барышни, получившей жесткое атеистическое воспитание, есть своя теория, почему именно христианство стало религией Армении и почему такие неувязки с датами. Начать придется с момента, когда царь Трдат вернул себе отцовский трон. Предположительно, именно тогда царь узнал, что Григорий - сын того самого человека, который убил его отца, и именно поэтому Григорий был заключен в темницу, и христианство тут не при чем. Примерно тогда же в Армению прибывает группа девушек-христианок, покинувших Рим из-за преследований христиан, и среди них - Рипсимия, сразу очаровавшая царя настолько, что тот пожелал взять ее в жены, но получил нелестный для себя (и, скорее всего, публичный) отказ - второе за короткий промежуток времени сильное потрясение для царя. За это все девушки были казнены, а царь, присутствовавший на жестокой казни, помутился рассудком. Нужно понимать, что конец III и начало IV вв. в истории Армении - это противостояние Армении как важнейшего союзника Рима в Передней Азии и Персии, которая постоянно стремилась взять Армению под свой контроль. А тут царь заболел, да еще до такой степени, что руководить (и, соответственно, командовать войсками) не может, как быть? Тут сестре царя очень удачно было видение, где она поняла, что исцелить брата может только Григорий, и будущего святого выпускают из темницы. Уверена, что не для молитв и царского исцеления для, а ради того, чтобы он возглавил войска - вырос-то он в Риме, где стал специалистом по языкам, римскому праву и военному делу, армянский историк Хоренаци называет его "храбрым и сильным воином, который участвовал в боях против многих врагов. Он лично повёл свою армию к победам во многих сражениях". А тут очень своевременно в 313 году в Сплите умирает римский император Диоклетиан, известный своими гонениями христиан. В этот же год эдикт императора Константина Великого предоставил право свободного перехода в христианство всякому желающему, и этот год считается датой, когда христианство сделал господствующей религией Римской империи. Официальная, по сути, новая религия Рима не может не стать официальной же религией ее союзника - Армении, не в последнюю очередь - в противовес языческой Персии, где еще нет ислама. А дату 301 г. просто подогнали позднее, чтобы подражание Риму было не таким явным:)
Ну и виды со смотровой площадки монастыря. Примерно в километре отсюда расположена турецкая граница. "Приветствуем вас в Турции," - незамедлительно сообщил нам МТС, когда мы подошли к краю крепостной стены. Вот он, Арарат. Вернее, они. Я, к стыду своему, не знала, что гора Арарат на самом деле две горы - Большой Арарат и Малый Арарат, два слившихся основаниями конусов потухших вулканов.
Насладившись Араратом, осмотриваем и прочие стороны света. Обратили внимание на холмы?
Тут следует снова вернуться к истории Армении (я последний месяц только ею и занимаюсь, преинтересное чтение, столько всего нового для себя узнаю). С 190 г. до н. э. по 428 г. н. э. на территории, по сути, нынешней Турции (строго говоря, Армянского нагорья) простиралось государство Великая Армения (карта ниже - с википедии).
Первой столицей Великой Армении стал Арташат (в переводе название означает "радость Арташеса"), основанный царем Арташесом в 176 г. до н.э. и пробывший столицей аж до 168 г. н.э. "Рассказывают, что карфагенянин Ганнибал, после того как Антиох окончательно проиграл войну с римлянами, перешел ко двору Артакса Армянского (Арташэс первый), которому дал множество полезных советов и наставлений. Между прочим он приметил местность, чрезвычайно удачно расположенную и красивую, но лежавшую в запустении, и, сделав предварительные наметки для будущего города, позвал Артакса, показал ему эту местность и убедил застроить ее. Царь остался доволен и попросил Ганнибала, чтобы тот сам взял на себя надзор над строительством. Возник большой и очень красивый город, которому царь дал свое имя и провозгласил его столицей Армении". Плутарх
Все окрестные холмы числом 9 и есть бывший Арташат, когда-то на холмах и расположенный. Каждый холм был огорожен собственной стеной, все вместе они образовывали единую оборонительную систему укреплений. Когда-то здесь стояли ряды красивых домов из красного и белого камня под черепичными крышами, стены внутри домов украшались фресками и мозаикой. Один из холмов занимала цитадель. Был в городе и водопровод, и акведук, и бани наподобие римских, возможно, поэтому Арташат и называли армянским Карфагеном. В период наивысшего расцвета столица занимала площадь 400 гектар, длина стен-фортификаций составляла 10 тыс. метров, а население - 150 тыс. чел. Всего этого город достиг за счет того, что тогда он являлся важнейшим транзитным центром международной торговли (он стоял на Великом Шёлковом Пути).
К несчастью, город активно подвергался нападениям и разрушениям. В первый раз он был повержен в на стыке II-I веков до н. э., когда в Армению вторглись парфяне. Затем, в 34 г. до н.э. римляне ограбили город, в том числе вынесли подчистую все из языческих храмов. В 58 г. н.э. армянскую столицу снова заняли римляне, которые город сожгли, не желая оставлять укрепления наступающим парфянам. Правда, через несколько лет Армения заключила с Римской империей мирный договор и император Нерон в качестве компенсации за разрушение Арташата передал армянскому царю Трдату деньги для восстановления и даже специально прислал для этих работ ремесленников. Восстановленный Арташат после этого какое-то время назывался Неронией. Через 100 лет - в 163 г. город снова разрушили римляне, а в 164 г. столицей был объявлен Вагаршапат, и бывшая столица постепенно приходит в упадок. Свой вклад в разрушение еще существующего города внес и Георгий Просветитель, который вошел в город во главе армянских войск и разрушил массу языческих храмов. Наконец, в 369 г. город снова разрушили парфяне. К VII веку на месте огромного города сохранились крепость и деревенька у ее стен, жители которой занимались изготовлением кошенили (пурпурной краски). А в XIII веке на месте крепости возникает монастырский комплекс со школой, которой руководил Вардан Аравелци (один из крупнейших учёных средневековой Армении).
За монастырем можно влезть на один из холмов, откуда он весь как на ладони. Стоишь тут, смотришь на Арарат, потом поворачиваешься - и смотришь на руины Арташат, и понимаешь, насколько все преходяще перед лицом вечности...
Совет-просьба: мы не сообразили полазать по холмам и поискать, где там в 2007 г. раскопали бани с мозаичными полами. Если вы их видели и сняли - покажите, пожалуйста:) А совет - нужно полазить и поглядеть. Наверное:)
08/10/2013 13:00
Материалы по теме
- Страны: Армения
- Регионы: Арарат
- Отзыв о поездке: Ночевка в халкидонитском монастыре, Ахпат и дорога в Грузию, лето 2013
- Отзыв о поездке: Храмы Армении, декабрь 2012
- Фоторепортаж: Ереван, 01.07.2013
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.