Гора Моисея - место, где отпускаются грехи

Разбирая архивы фотографий, вспомнил, что обошел вниманием нашу короткую, но насыщенную поездку в Египет, о Петре и Иордании я писал, возможно сделаю зарисовку и по Израилю.

Не смотря на устоявшееся в обществе пренебрежительное отношение к путешествиям в данном направлении (ну разве что Турция может в этом посоперничать) воспоминания о той поездке только положительные, тем более это была наша первая совместная поездка за рубеж с будущей, вернее уже с состоявшейся женой.

// ruslanviktorov.livejournal.com

Основными объектами нашего внимания была поездка к стене плача, но в итоге мы побывали и Иордании, и в Дахабе, а на последок перед вылетом решили съездить на гору Моисея.

Итак, решившись на паломничество к горе Моисея, купили данный тур у нашего оператора и стали готовиться к походу. Нашей группе велено было собраться у входа перед отелем около 12 ночи, всех снабдили сухими пайками и водой и усадили в автобус. Мы еще не знали, что подъем будет нелегким, а наверху нас ждет практически зимний мороз и пронизывающий ветер, но гид нас об этом предупредил, поэтому в рюкзаки были брошены теплые вещи, в которых мы приехали из Москвы. Некоторые наши попутчики собрались вдруг без предварительного мониторинга вопроса, поддавшись на захватывающую презентацию туроператора, и решив что в Египте везде и всегда жарко, отправились в путь налегке в летних рубашках и шортиках. Гид нам попался очень грамотный и всю дорогу рассказывал историю горы Моисея и разные интересные моменты связанные с ней. По пути нас высадили в паломническом центре.

// ruslanviktorov.livejournal.com

Подняв голову вверх, я увидел такую вот интересную картину. Вокруг полной луны сияло какое-то световое кольцо. Обычный световой эффект, но выглядело очень символично...

Нам предложили сложить запасы еды и воды до утра, т.к подъем будет сложным и каждый грамм - это еще дополнительное усилие и нагрузка на сердце. Мы же сратегический запас воды оставили при себе. Наш гид всю дорогу предостерегал, чтобы мы ни в коем случае не реагировали на приставания бедуинов, что они не понимают слова "нет" и тем более если с ними вступают в разговор девушки и женщины. Ни в коем случае не сворачивать на левую тропу на спуске, т.к она короче, но там обрывы и один турист так погиб. И обязательно всем вернуться на следующий день к 10 утра, т.к автобус ждать никого не будет. После того как он всех запугал нам был выдан другой гид, который повел нас уже по горным тропам к вершине, и мы двинулись в путь.

Вокруг была кромешная тьма, путь освещали только полная луна и звезды. Через определенные отрезки пути устраивали отдых на перевалах, где бедуины предлагали горячий чай. Если сказать, что наш путь был сложным - это значит ничего не сказать.

// ruslanviktorov.livejournal.com

В общей сложности надо пройти 7 км пути, подъем происходит на высоте более 2000 м над уровнем моря, а перепад высот составляет 750 м. Я об этом не знал сначала, прочитал потом, но сполна ощутил что такое кислородное голодание. Поначалу подъем был не очень крут, просто ты все время идешь вверх и твоя сердечно-сосудистая система, мышцы работают с постоянной нагрузкой. Ты ощущаешь, что становится жарко, но снаружи обдувает холодный ветер и вроде ничего - какой-никакой баланс, главное не останавливаться, т.к тогда твою мокрую одежду начинает пронизывать колючий холодный ветер. Почва очень неровная, под ногами скользкие камни и каменная крошка, по которой все время скользит нога, силы также уходят на борьбу с этими камнями.

Тропа узкая, т.е обгоняя кого-то ты можешь невольно толкнуть человека, т.к реакция притуплена и координация движений плохо работает из-за постоянной нагрузки. Кто-то из группы не выдерживает и останавливается перевести дыхание, а остальные идут дальше и отдаляются все больше и их надо догонять, но догонять приходится не по асфальтированной дороге и вниз, а постоянно поднимаясь вверх, да еще преодолевая препятствия в виде камней, каменной крошки и скал. По обеим сторонам процессии постоянно курсируют бедуины на верблюдах, заглядывают в глаза и кричат "камель, камель", предлагая своего корабля пустыни в качестве спасения. Но стоит на него забраться и ты в заложниках, твой кошелек полностью под их контролем, а его содержимое тебе уже не принадлежит... Только наш гид как горный козлик скачет по скалам и не ведает усталости. Мы старались не отставать от группы и даже идти на опережение, чтобы дать себе пару лишних мгновений отдыха. Все шли и проживали каждый миг подъема с одной мыслью - дойти до очередного перевала, где тебе нальют горячий чай и ты сможешь немного прийти в себя. А дальше новый отрезок пути, новый подъем.

Так мы шли часа 3,5...

Разговаривать было нельзя, т.к это сбивает дыхание и ты теряешь драгоценные силы. Отдохнули на очередном перевале, дальше оставалось самое сложное - 700 ступеней до вершины. Но каких ступеней! Это не пологий подъем который мы одолевали в течение ночи постепенно и методично, это 700 крутых ступеней, на некоторые нужно было просто карабкаться и каждая из них дается с большим трудом. Но что делать, мы почти прошли этот путь, надо его завершить! Сердце так колотилось, что я боялся как бы не случился сердечный приступ или инсульт, но всегда вспоминал о том, что даже больные люди совершают этот подъем, да еще порой нас обгоняли дети и старики, так что грех было жаловаться... Практически после каждой ступени мы останавливались и делали усилия, чтобы просто не упасть. Подъем на ступеньку и минуты отдыха... и так 700 раз...

Последние ступени... и вот мы на вершине! Сразу ударил холодный пронизывающий колючий ветер, температура была +10 градусов. Мы одели теплые кофты и купили теплый плед.

Мы пришли к самому рассвету и что интересно, солнце еще не взошло, небо было темным, но на горизонте в месте будущего появления солнца была абсолютно белая полоса.

// ruslanviktorov.livejournal.com

А потом начался восход. И самое потрясное для меня был даже не сам восход, меня поразили люди, я потом жалел, что не включила на камере видеосъемку, т.к это было потрясающе. Нас там было много и все разных национальностей - русские, немцы, англичание, японцы, французы, китайцы, итальянцы, какую речь я только не слышал... Чуть ниже ярусом группа людей совершала какой-то обряд и напевала духовные песни, кто-то молился, кто-то просто молчал и смотрел в сторону розовеющего неба. Потом все затихли. Появился первый луч солнца и в тишине на самой вершине горы какой-то монах запел молитву, словами это не передать...

Люди стояли кто с фотокамерами, кто просто с телефоном и пытались сохранить у себя частичку этого волшебства Мы поняли, что не зря совершили этот подъем. Не знаю, отпустили ли нам грехи, как гласит легенда, но то, что этот кусочек энергии теперь у каждого из нас - это точно!

// ruslanviktorov.livejournal.com

Когда совсем рассвело мы поснимали немного раскрашенные рассветом горы и двинулись назад.

Когда уже утром мы увидели по какой дороге шли, подумали, что если бы поднимались днем, то скорее всего бросили бы эту идею) По планам экскурсии мы еще должны были посетить монастырь Св. Екатерины. Я смотрел на наш путь в свете начинающегося дня и не верил своим глазам, что мы все это преодолели, уже потом гид нам объяснил, что есть еще более тяжелый путь с другой стороны горы, который преодолевают более сильные паломники, тот путь состоит только из ступеней.

// ruslanviktorov.livejournal.com

По мере спуска температура довольно быстро повышалась минут через 20 мы уже стягивали куртки, а еще через 20 вспомнили что такое пустыня. Измотанный организм, которому всю ночь не давали спать, тащили куда-то наверх, а теперь заставляли идти вниз, с трудом концентрировался на дороге и я пару раз чуть не упал, запинаясь о камни.

Когда подошли к месту стоянки мы еще около часа ждали, когда откроется монастырь, успели позавтракать своими пайками в паломническом центре и стройными рядами пошли в монастырь. Постояли у чудесного куста Неопалимой Купины, которой несколько тысяч лет и в пламени которой Бог явился пророку Моисею. Этот куст единственный в своем роде на всем полуострове и самое почитаемое место паломничества, некоторые бабуськи падали ниц дабы найти лепесток.

// ruslanviktorov.livejournal.com

Колодец Моисея - расположен к северу от базилики Преображения и считается тем колодцем, у которого согласно Библии Моисей встретил семь дочерей мадиамского священника Рагуила (Исх.2:15-17). Колодец в настоящее время продолжает снабжать монастырь водой.

Потом зашли в Храм, где в алтаре хранятся мощи Св. Великомученицы Екатерины (глава и десница) Там хорошо, умиротворенно и прохладно. К мощам прохода для туристов нет, фото- и видео-съемка не разрешены, но кадр я все-таки сделал.

// ruslanviktorov.livejournal.com

Там же можно увидеть уникальную мозаику IX века в алтарном нефе. В склепе под часовней Святого Трифона посмотрели на склад черепов, принадлежащих монахам, служившим здесь в течение всей истории монастыря. Кладбище монастыря очень маленькое, а по уставу монахи не могут покинуть обитель даже после смерти. Поэтому по истечении определенного срока останки извлекаются из могил, особым образом обрабатываются и переносятся в склеп. Так освобождается место для новых захоронений. Вход туристам в склеп запрещен. Можно посмотреть через стеклянный дверной проем с решеткой. В костнице (греч. Оссуарий) хранится более 200 черепов христиан-монахов. Оссуарий и кладбище - расположены вне монастырских стен у часовни святого Трифона. Единственным полным скелетом в оссуарии являются мощи отщельника Стефана, жившего в VI веке и упоминаемого в "Лествице" преподобного Иоанна Лествичника. Мощи Стефана, облачённые в монашеские одежды, покоятся в стекляном киоте.

В монастыре также находится уникальная Синайская библиотека - клад посреди пустыни. До недавнего времени лишь немногие синайские насельники подозревали, что он у них есть. Библиотеку открыли немецкие и российские ученые в начале прошлого века, а сейчас она находится под охраной ЮНЕСКО.

После осмотра монастыря мы протопали до стоянки наших автобусов. Выключились мы сразу, всю дорогу спали. Приехали в отель в 13.00 и уже через пару часов улетали из Египта.

Вообще, если будет интересно про монастырь можете почитать вот тут

Ну и на последок несколько панорам