Комплекс даосских храмов в горах Яцзышань, что в 80 км к северо-востоку от Пекина, большой. Его площадь 5 кв.км. Территория древних строений, как пишут, 8404,18 кв.м. Самый первый храм в этом месте построен в 632 году, Он виден на фото 1 вдали, на вершине горы, на уровне 361 м. над уровнем моря. Первый храм комплекса - храм Дунъюэ да ди (Великого владыки восточного пика). Его ещё называют Тайюэ дади (Великий владыка пика Тай). Считается воплощением Лао-цзы, а также внуком и регентом верховного божества Юйди (Нефритового императора). В его ведении жизнь и смерть людей. На горе Тай хранятся таблички, на которых написаны даты смерти всех людей.
В Пекине есть храм Дунъюэ (отчет о нём здесь). В нём подробнейшим образом разобрано как и за какие грехи человека будут карать после смерти. В храме Дунъюэ на Яцзышань эта тема раскрыта скромнее, но ярких страшилок достаточно.
Мы оставили машину довольно далеко, хотя можно было, как выяснилось, подъехать прямо к красным воротам на фото 3.
Прямо за воротами начинается лестница, 365 ступенек. До храма, как и положено, путь трудный.
Оглядываемся назад. Внизу, перед красными воротами - всем известный даосский знак.
Дошли до входа в Дунъюэ храм. Изначально был построен при династии Мин. Разрушен в лихие революционные времена, заново отстроен в 2004 году.
Сразу за проходным залом прямо по курсу храм божества Дунъюэ. При входе интересный текст такого содержания:
"В это зале поклоняются Дунъюэ - властелину горы Тай. Изначально его звали Цзинхун (Золотая Радуга). Он сын правителя по имени Золотое Колесо Ван Шаохай из народности мяо и феи Милунь. Правитель Золотое колесо - 9-ый потомок Паньгу. Он повелитель всех духов и властелин жизни и смерти."
Дунъюэ, повелитель горы Тай. Как регент Нефритового императора в земном мире, несёт ответственность за всё в нём происходящем. У него огромный административно-управленческий аппарат (до 75 ведомств). Среди них ведомства рождения и ведомства смерти, ведомства наблюдения за поступками людей, ведомства карьеры и материального положения, ведомства природный явлений и проч. Ничто в земном мире не происходит без его участия.
Низшие должности в аппарате Дунъюэ занимают души умерших людей, украсившие себя при жизни достоинствами и благими поступками. Если чиновников в штате не хватает, Дунъюэ может призвать к себе любого из живущих людей. Так объясняется преждевременная смерть хорошего человека.
По сторонам от повелителя Тайшань - четыре небесных короля (фото 10, 11), защитники сторон света. На стене висит красное полотно с надписью "Всё попрошенное исполниться". Кто-то купил такую штуку и за деньги повесил её здесь.
По сторонам от зала Дунъюэ - четыре зала, по два с каждой стороны. В каждом зале - по три генерала, защитника даосизма.
Cтатуи генералов. Их имена: Жень Убе, Ли Фулун, Те, Ян Бяо, Гао Юань, Чжан Ань, Нин Шикуа, Чжоу Гуань, Кан Си, Ин Цзяо, Пан, Чжу Янь. Считается, что все они некогда были людьми героического склада
За залом властелина горы Тай - проход в следующий сыхэюань (двор)
В этом зале восседает Лин Гуань, глава охранного ведомства. Я с ним "встречалась" в храме Белых облаков в Пекине.
Ван Лин Гуань. У него красное лицо и три глаза. Гроза всех злобных сил, помогает оправится от болезней.
На это, собственно, смотрит Лин Гуань.
Сбоку от зала Лин Гуаня - дерево с необычными красными плодами. Может, кто подскажет что это? Проходившие мимо китайцы только руками развели в ответ на вопрос.
Проходим дальше. В открытых павильонах по сторонам - статуи 10-ти владык ада. Каждый из них - глава загробного ведомства. Считается, что они определяют наказание человеку после смерти и дальнейшую судьбу, т.е. следующее воплощение.
Имена 10-ти владык ада: Яньло (Яма), владыка У Гуань, Сунди, Чуцзян, Тинь Гуан, Бяньчен, владыка горы Тай, владыка Души (Города), владыка Равенства, владыка Реинкарнаций.
Яма (Яньлован) - в его ведомстве незаслуженно страдавшие получают прощение и отправляются в мир за восстановлением справедливости.
У Гуань - в его ведомстве мучаются души, совершившие 22 греха, в том числе уклонение от уплаты налогов, уплаты ренты.
Сунди - в его ведомстве мучаются души, совершившие 18 грехов, в том числе жадные и неблагодарные.
Чуцзян - в его ведомстве мучаются души, совершившие 7 грехов, в том числе похищение людей и мошенничество.
Тиньгуань - хранитель записей о жизни и смерти, управляет счастьем и несчастьем.
Бяньчен - в его ведомстве мучаются души, совершившие 7 грехов, в том числе похищение людей и мошенничество.
Владыка горы Тай - в его ведомстве мучаются души, совершившие 15 грехов, в том числе растраты и разбазаривание средств и имущества.
Владыка Души (Города) - в его ведомстве мучаются души, отличающиеся сыновней непочтительностью.
Владыка равенства - в его ведомстве мучаются души, совершившие 7 грехов, в том числе нелегальное лечение.
Владыка Реинкарнаций ясно чем занимается.
Насколько я поняла, душа проходит через все 10 кругов загробного судилища, кругов ада. В каждом судилище принимается решение должен ли она отбывать в этом департаменте наказание или же должена направляться дальше.
Пытки в даосском аду.
Но из 10-ти кругов ада рано или поздно есть выход. На фото 26 человеческие души идут к выходу, к следующему рождению
Следующий зал - покровительниц рожениц, рождения и детства. Это уже в следующем посте.
Cамая верхняя часть комплекса. И как утверждают, самая древняя.
Храм божеств нян-нян.
В центре - Би ся юань-цзюнь (Госпожа Лазоревой зари), другое её имя - богиня горы Тайшань. Появление Би-ся нян-нян сопровождается ливнем и ураганным ветром. Дождь - символ слияния не бы и земли. Отсюда культ божества как чадоподательницы, известный с времён династии Хань (III век до н.э - III век н.э.)
Справа - Сун-цзы нян-нян (государыня, приносящая детей). Это обожествлённая жена Вэнь-вана (XII / XI в. до н.э.), основателя династии Чжоу. По преданию, у Вэнь-вана было 100 сыновей. На традиционных китайских свадебных церемониях исполняют гимн, посвященный Сун-цзы нян-нян для того чтобы пара была богата детьми. У неё на руках ребёнок. Рядом нян-нян, помогающая при родах.
Нян-нян, помогающая при родах и Янь-гуан нян-нян (Государыня божественного зрения), защищающая детей от глазных болезней.
Чуть выше - храм Трёх чиновников (Сань Гуань).
Три чиновника (Сань гуань). Чиновник Воды (Шуи Гуань) - отводит беды. Небесный чиновник (Тянь гуань) - дарует счастье. Чиновник Земли (Ди гуань)- отпускает грехи. День почитания Тянь гуань (15-ое число 1-ого месяца) совпадает с праздником фонарей. Ди гуань и Шуи гуань чествуют 15 числа 7-ой и 10-ой луны соответственно.
У даосов существовал обряд прощения грехов. На специальных бумажных желтых бланках писалась просьба и имя просившего. Один бланк оставлялся на горе, при обращении к Небу. Второй закапывался в землю. Третий опускался в воду.
Поднимаемся выше. Внизу остается храм Дунъюэ. На переднем плане - очень интересное дерево с плодами - "ёжиками"
Плод - "ёжик" сидит прямо на ветке. Не знаю что за дерево, увы.
Впереди уже видны храмы на вершине.
На горе множество строителей. Видимо, они здесь же и живут в времянках. Женщина на фото не фотографируется, она использует фотоаппарат как зеркало.
Вход в храмы Нефритового императора и Государыни Лазоревой Зари.
Храм Юйди (Нефритового императора, верховного божества даосизма) не работает, пока здесь работают строители. Пишут, что был построен при императоре Канси в 1713 году (куда не поедешь, везде строил Канси, очень плодовитый был император). Император даже подарил храму табличку с надписью "Нефритовый император", сделанной своей высочайшей рукой.
Обращение к Нефритовому императору с молитвой, хотя храм пока не действует. Женщина тоже из живущих на горе строителей.
Этот храм тоже пока закрыт.
Мы поднимаемся сюда...
Взгляд с высоты. Времянки строителей с голубыми крышами.
Красные ленточки с просьбами людей.
Пишут, в начале правления династии Тан (618 - 907) на этом месте была соломенная хижина практикующего даоса. В 632 году здесь был построен первый даосский храм го Яцзишань. При монгольской династии Юань (1271 - 1368) он был преобразован в храм нян-нян.
Строители говорят, что в праздники здесь очень много людей.
18 апреля, в день этого храма - особенно много людей. Для кого-то это повод сюда приехать, для кого-то - воздержаться от поездки.
Внутри храма слева две статуи (те, что "под золото") бабушки Ван. Бабушка жила при династии Мин (1368 - 1644). Она почитается за помощь в строительстве этого храма (какой именно - остаётся загадкой). Бабушку не забывают. У ног её статуй лежат деньки с просьбами о помощи.
Божества нян-нян. Я уже писала в этом посте об этих божествах.
Слева два портрета. Наверное, это тоже бабушка Ван.
За храмом нян-нян фундамент разрушенного храма. здесь тоже красные ленточки-просьбы.
Спускаемся.
Пишут, что этим рыжеватым камням - 1,5 миллиарда лет
Есть легенда, связанная с этими уникальным геологическим местом.
По моей очень вольной трактовке, Госпожа Лазоревой Зари, в ссоре с неким монахом, пролила тут эликсир, ставший камнями, похожими на стопки бумаг, исписанными священными текстами.
К выходу.
17/09/2013 09:00
Материалы по теме
- Страны: Китай
- Города: Пекин
- Отзыв о поездке: Китай, Лицзян, 2013
- Отзыв о поездке: Китай, каменный лес в Шилине, 2013
- Отзыв о поездке: Китай, водопады Хуангошу, 2013
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.