Маршрут этот как-то спонтанно образовался. Увидел на карте в окрестностях Нереты усадьбу, но информации о ней мало, фотографий тоже. Решил взять в разработку. Уже по обыкновению местом начала маршрута выбран был Крустпилс - Екабпилс. Очень удобное расположение, почти центр Латвии, да и мост через Даугаву - немаловажный фактор!
Город только просыпается, редкие прохожие и мало машин. День обещает быть теплым, но не жарким, как пятница накануне. Легкий ветер и плывущие облака, вместе с утренней прохладой настраивают на оптимистичный лад.
На выезде, правда, пришлось некоторое время покопаться с размещением сумки на багажнике. Прилаживал её дома, в поездке еще не опробована, корректировал. Не люблю когда что-то неудобно закреплено, бренчит или болтается или хуже того - цепляешься ногами. К этой поездке пришлось продумать всю экипировку и комплектацию. С велика убрал фонарик и гудок, тянут не сильно, но не нужны. Фотик брал только с китовым, более ничего, даже батблок отвинтил, одной батареи на день хватит. Зато взял с собой три литровых бутыли с водой. Кто знает, удастся затариться по пути или нет. Обычно езжу в футболке, а тут еще и майку прихватил, вдруг жарко совсем станет. (Ой, как не зря я её прихватил)
Из Екабпилса выезжал новой дорогой, того и глядишь, скоро все выезды-въезды будут пройдены ( осталось только одно направление, на Мадону). Еще перед остановкой счетчик мне выдал круглую цифру - 1000. То есть в этом году, с 10 мая, когда я его установил, пройдена первая тысяча.
Поехали наматывать слудующую! Небольшой поселок Биржи приветствует!
Церковь у дороги, самое примечательное место.
На первом снимке, справа внизу видны силуэты двух женщин, они чернику продавали, увидев меня с фотиком стали прикрываться плакатиками с надписью "черника", я им пообещал что их на снимке не будет.
Солнце всходило все выше, движение становилось все интенсивнее. Особенно грузовых фур. Некоторые велосипедиста объезжают, некоторые не очень. Если проезжают близко и на большой скорости, то потоком воздуха отжимает вначале к обочине, "сдувает", а потом наоборот, тянет влево, на середину дороги. Это знакомо, потому, слыша сзади гул моторов, стараюсь прижаться вправо. Но тут меня "сдуло". Все в общем-то ничего, плавное торможение на склоне дороги, в траве и... в зарослях борщевика. Тут-то мне майка и пригодилась. Почувствовал касание на правой руке, её и обмотал. Что такое ожоги от борщевика я как-то видел. На ближайшем хуторе у хозяйки спросил воды умыться, она услышав про борщевик, отвела в темный сарай, где в бочке с водой я руку с мылом и сполоснул. Поблагодарил и поехал далее, обошлось.
Денек просто радовал.
Трудно передать запахи. Свежескошенной травы, цветущих лугов, хвойного леса... такое разнообразие, да еще и меняется поминутно.
На подходе - Виесите.
Посёлок Виесите возник в 1890 на месте бывшей деревушки Ажу (Экенграф). Первый раз место упоминается в документах 1477 года, как поместье Экенграве (в переводе с немецкого слово означает - дубовая роща). Слово "Виесите" имеет очень древнее происхождение, оно означает - большой водораздел. В 1928 получил статус города в Екабпилсском районе, затем в 1940-1991 годах в Латвийской ССР. Город стал быстро развиваться благодаря существовавшей узкоколейной дороге, которая проходила через Виесите.
Что до железной дороги, то до 70-х годов прошлого века с этим Селии все было в полном порядке. Поезда курсировали с армейской точностью, паровозы дымили, станции работали, депо функционировали. Однако всему приходит конец, и узловая станция узкоколейной железной дороги "Виесите" прекратила свое существование в 1972 году.
Музей решили создать лишь девять лет назад. Локомотивы и вагоны, откровенно говоря, не в самом лучшем состоянии - хотя и видно, что люди вкладывают в них всю свою душу. Паровоз стоит практически на улице, и местная молодежь периодически что-то от него отламывает. В депо загнали две дрезины и единственный мягкий вагон, в котором в советские годы катали только высоких чинов. Экспонатов в музее тоже немного: рассказывают, что многое разошлось по другим музеям - тем, что были созданы раньше.
Есть и мечта: запустить узкоколейку вновь, уже в качестве туристического объекта. Однако есть две большие проблемы, причем вторая вытекает из первой. За 30 лет местные разобрали пути. Что-то пошло на металлолом, что-то пригодилось в хозяйстве. То есть строить придется практически с нуля. Деньги на это нужны астрономические - особенно если учесть, что локомотивы надо возвращать к жизни в Германии.
Словом, узкоколейка в Виесите - это лучшая иллюстрация уходящего в прошлое шарма провинциальной Латвии. И точно такой же иллюстрацией советского периода истории является Дом культуры - крупнейшее подобное сооружение во всей Латвии (на уровне волостей). Здесь нашлось место едва ли не для всех ключевых городских структур и служб, начиная от библиотеки и заканчивая кинотеатром и Думой. Откуда такие масштабы? Нужно сказать "спасибо" агрофирме "Даугава", которая в восьмидесятых годах была процветающим предприятием, а ее глава был вхож в самые высокие кабинеты Кремля. Возведение административного центра "Даугавы" началось в 1980-м году, но при советской власти так и не было завершено. Достроили уже сейчас. Источник
Действительно... не действует. А может выходной?
Рядом с узкоколейкой - музей, в нем ранее было депо и ремонтные мастерские. Но суббота и все закрыто.
Маленькая обзорная по городу.
А вот и тот дом культуры - солидное строение.
Почти в центре города - старое кладбище. Когда-то, возможно, оно было на окраине, но городок подрос.
Местная дума.
Паулс Страдиньш - уроженец этого маленького и славного городка!
Скульптор Карлис Янсонс, архитектор Эдвинс Вецумниекс. Скульптура у Виеситской средней школы, ребятне есть на кого равняться.
Кирха.
Виесите немного в стороне от дороги, возвращаюсь и следую далее. Кстати о дорогах. Вернее о рельефе местности.
Тут хорошо виден спуск, крутой, градиент аж 8%. На этом спуске удалось разогнать велосипед до 53 км/ч.
Нерета. Один из многих небольших городов Латвии. Известен своим уроженцем - Янисом Яунсудрабинем. Кирха.
Находится в центре Нерете. Церковь (стиль барокко с признаками поздней готики) считается одним из старших храмов Земгале. Строительство относится к 1584 - 1593 годам, по инициативе графа Вильгельма фон Эферна (перестроена в 1679 г.). В церкви находится кенотаф Вильгельма фон Эферна и надгробная плита Георга фон Эферна, обе относятся к концу 16 века (надгробная плита Г.Эферна - яркий образец художественной работы раннего северного маннеризма в Латвии),созданнаяП. Хандлером алтарная икона (1863 г.), построенный Р. Кнауфом орган (1893 г.), созданные Э.Байерманом оконные витражи (1900 г.), потолочные светильники 17 и 19 веков. Посетители церкви могут осмотреть Нерете и окрестности с высоты 38,6 м своеобразной церковной восьмиугольной башни.
Об осмотре это я только сейчас узнал.
И еще в Нерете есть своя ГЭС.
Я же устремился за поселок и немного в сторону.
Вначале немного информации о усадьбе Нерета.
Автор информации - Рената ( renatar здесь, в ЖЖ ) с форума сайта http://www.castle.lv Источник
Неретское укреплённое имение (Nerft) Старые названия : Nertze, hof zu Narten, Narfften, Nartische, Landgut, Narriten.
Айзкраукльский район. Неретас пагаст. Бывшее Неретское имение.
7 километров на юг от Нереты, 1 километр на восток от населённого пункта Неретаслауки, на правом берегу реки Нерета (Неретиня), у самой границы с Литвой. Укреплённое имение XVI - XVII веков.
В исторических документах Нерета впервые упоминается в XIV веке. Земли Нереты принадлежали ордену и входили в Айзкраукльскую комтурию. 29 августа 1561 года магистр ордена Готхард Кетлер присвоил Неретское имение (hof zu Narten) комтуру Айзкракльского замка Вильгельму фон Эферну. Вероятно, что вскоре началось строительство нового дворца. 13 сентября 1581 года польский король Стефан Баторий подтвердил право Эферна на имение. В 1594 году Курземско-Земгальский герцог подарил Эферну большую территорию, и Нерета стала её центром. Роду Эфернов имение принадлежало до 1697 года (с 1618 по 1697 год родственникам - роду Плетенбергов).
Имение расположено в 50 метрах от современного русла реки Нерета, но вероятно раньше река протекала у самого дворца. Севернее дворца находится ров шириной 16 метров, с востока и запада находились пруды и старица реки.
Комплекс построек имения состоял из старого дома хозяина имения построенного в XVI веке, пристройки к старому зданию, нового дворца построенного в XVIII - XIX веках. Эти здания образуют двор. Со стороны, где не было строения, был железный забор с воротами. От него сохранились только столбики. До наших дней лучше сохранился старый дворец, так как новый дворец был разрушен в 1960 году. Старый дворец - это трёхэтажное здание 31,7 х 9,2 метра. Толщина стен достигала 1,2 метра. На первом этаже находились бойницы, замурованные позднее. Здание было построено из валунов и кирпича.
Хозяйственная постройка была 36 х 14 метров. На первом и втором этажах, с торцов, сохранились декоративные бойницы. Здание также построено из валунов и кирпича. От строения частично сохранилась наружная стена.
Новый дворец был построен только из кирпича. От него сохранились только развалины.
Хозпостройка на подъезде к имению.
К самой усадьбе даже дороги не видно, все заросло.
В зарослях видны боле старые стены.
Сквозь заросли обошел насколько было можно вокруг.
Внешняя, более старая стена из валунов и кирпича.
Внутри непроходимые заросли кустарника.
Последний взгляд, проверил как тут с клещами ( были, но немного) и дальше, к границе.
Граница Литвы.
Заброшка она везде.
Пограничный поселок Сувайнишкис, костел.
Не все дороги в Литве асфальтированные. Несколько километров пришлось трястись по грунтовке, жутко пыльной, на асфальт выехал весь светло-серый. Но асфальтовое покрытие хорошее, а по хорошей дороге и ехать веселее и быстрее. В какой-то момент впереди замаячил трактор с прицепом с пиломатериалами. Некоторое время я шел сзади него, метрах в десяти, но выхлоп и летящие с него опилки начали надоедать. Тракторист был несколько удивлен, увидев кто его обгоняет. Он еще долго сзади меня тарахтел, я успевал еще и кое-что снимать, но держать его за собой. Церковь, Чедасай.
Конечно, можно было после Нереты свернуть на Акнисте, мимо Гарсене и в сторону дома, но я там не так давно ездил, а хочется посмотреть что-то новое, или забытое старое. В Рокишкис, например, я был как-то давно, мимолетно. А город при свете яркого дня весьма симпатичен.
Неоготический костёл Святого Матфея (построен в 1877 году) Костел строился в 1866-1885 годах. Первый архитектурный проект был подготовлен Фридрихом Густавом фон Шахтом, а позже совершенствовался австрийским архитектором Георгом Вернером. Рассказывают, что строительство святилища стоило более миллиона царских золотых рублей. Фундатором костела был граф Рейнолдас Тизенгаузас, но после его смерти в 1880 году работу продолжала и закончила его сестра Мария Тизенгаузайте-Пшездиецка.
В 1929 - 1931 годах скульптор Робертас Антинис создал три памятника в честь Независимости Литвы. Один из них в 1931 году был установлен в Рокишкис, на Площади Независимости, и в советские времена не был снесен. Этот памятник для жителей Рокишкиса не только реликвия прошлого, но и символ национального возрождения. ( памятник перед костелом)
Площадь Независимости в старом городе Рокишкиса сформировалась в конце XVIII в. - начале XIX в., а в настоящее время является бесценной архитектурной ценностью, особенно интересной для туристов. План центра города - классический, единственный так хорошо сохранившийся в Литве.
А вот пошли постройки связанные с дворцом ( усадьбой?) графов Тизенгаузенов, которым этот город когда-то и принадлежал.
Усадьба Рокишкского поместья (краевой музей) построена в 1801 году в стиле классицизма по проекту неизвестного архитектора. В 1905 году центральное здание было перестроено по проекту архитекторов К. Янковскиса и П. Лилпопаса и приобрело элементы стиля барокко. С 1952 года в дворце поместья обосновался Рокишкский краевой музей, в котором хранится более 80 тыс. экспонатов.
Вот и само поместье.
Год у меня выдался насыщенный, что-то похожее уже встречал ( Варакляны, к примеру) но тут состояние просто идеальное!
Свадебный кортеж у усадьбы.
Хозпостройки на заднем дворе.
Усадьба, вид сзади.
Объезжаю усадьбу по кругу и мимо старой площади направляюсь на выезд.
На ставнях многих домов - затейливые рисунки.
Флаг Литвы - на каждом доме, у них в тот день какой-то праздник был.
Повсеместно на улицах - пожарные колонки. Через каждые метров 50.
Когда-то из Рокишкис поезда и в Даугавпилс ходили, сейчас только в сторону Шауляя.
Пришлось докупать воды, еще литр. После полудня потеплело. По отличной дороге быстро добрался до Обеляя.
А там как назло ремонт дорог по всему городу, не развернуться, ни проехать толком. Костел.
Мемориал советским воинам.
От Обеляя до Субате дорога в состоянии ремонта, самый худший отрезок за весь день, пыльно, от встречных фур кучи песка и пыли.
Таки наконец граница Латвии, Субате.
Костел в Субате с колокольней возле храма.
И старый кирпичный дом, с затейливыми элементами декора.
Придорожный пейзаж. Не подкинуть ли его мелкомягким для заставки на их очередное творение?
Свадебный кортеж, растянувшийся на пару километров.
Увы, на дороге не без происшествий, около Илуксте авария. На Дельфи читал - все живы, но у литовской фуры тягач сгорел напрочь. Дорога требует внимания и уважения друг к другу.
Я же благополучно финишировал в Даугавпилсе.
Путешествие заняло 14,5 часов, в пути 9,5. Пройдено 207 км. Вроде и денек жаркий, но ехалось комфортно, а по самочувствию на финишном отрезке - много бодрее чем в прошлые поездки. Сегодня, по прошествии суток только мышцы ног побаливают, да ноги от солнца подгорели, в кои-то веки они солнце видят.
18/09/2013 17:00
Материалы по теме
- Страны: Литва; Латвия
- Отзыв о поездке: Литва. Тракай, май 2013
- Отзыв о поездке: Латвия. Цесис, лето 2013
- Отзыв о поездке: Другая Рига. Кипсала, лето 2013
- Фоторепортаж: Гора Крестов близ Шяуляя, 10.07.2013
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.