Итак, Орел - город первого салюта.
Позвольте, скажете вы, ведь город первого салюта это Белгород.
И будете совершенно правы. Белгород тоже город первого салюта, оный салют, 5 августа 1943 года произошедший в честь освобождения городов, прошел в двух городах одновременно и титул делят два города, правда Орел почему-то менее известен.
Особенность Орла и орловцев в его патриархальности.
Она не внешняя, она в быте, укладе, осознании себя. Неброская на первый взгляд, но очень впитавшаяся. Здесь все еще жмутся к модели, в которой муженек решает все, а жена кашеварит непрерывно на кухне, увешанная гроздьями детей. Здесь в чести деловитая домовитость а склонные к странствованиям скорее вызовут легкое порицание, сродни пустым транжирам.
Тут живут многие люди, которые связывают свою жизнь с Орлом не потому, что ей будет развитие, а просто потому, что не видят иного варианта. "Где родился - там и пригодился" - приговаривают, даже если не пригодились.
Если случается в жизни штиль - как-то нет привычки что-то менять. Принято просто сидеть на месте и пережидать, дай Бог пронесет, пройдет и это. "Если в жизни все ... , приходи в полным-полно"
Здесь ментальность острова - города, все дела которого проходят в его пределах, не выбрасываясь на остальной мир. Тут в ходу выражение "не выносить сор из избы", и "весь Орел спит под одним одеялом".
Любая инициатива, любое изменение привычного хода жизни вызывает настороженность и тревогу.
- "А зачем это вы фотографируете? У вас разрешение есть?" - окликнули меня на Орловской улице. Я понял, что вопрос на полном серьезе.
- "Конечно же нет" - ответил я - "Я на ваших глазах совершаю преступление. Фотографирую, чтобы продать снимки американцам, для того, чтобы они еще больше ухудшили вашу жизнь".
Только увидев гамму чувств, от ужаса до паники, я понял, что слишком жестоко обошелся с бедными аборигенами, сказав это.
Да, фотографирование в городах-островах всегда несет напряжение и угрозу, с этим стоит смириться
Лично для меня есть особый фактор определения города-острова - это насколько удалены друг от друга железнодорожный вокзал и автовокзал. В городах через которые идет транзит, а следовательно и новые вливания, новая кровь, новые времена, вокзалы совмещены. Это Астрахань такая, например, через которую дуют все невообразимые влияния и ветры - из Средней Азии, с Кавказа, из Калмыкии, с Волги, со степи, с пустыни, с реки, с Каспия. А часто бывает и показательно так, что был автовокзал с советского времени на выселках, а потом сам собой стихийно по потребностям насущным перетек в другое место - это Симферополь такой, например, ворота Крыма.
А Орел - остров. Вокзалы разнесены сильно - то есть как-то слабо представляются те, кто приехал в Орел поездом и продолжил сразу же путь вглубь области. Предполагается, что автобусами пользуются лишь местные, зная что куда идет, встречая в автобусе знакомые лица и соскакивая у одних и тех же дач.
Действующего аэропорта в городе нет.
Был некогда, когда-то даже Трансаэро начинало свою стремительную карьеру с Орловского аэропорта как базового, но то ли ментальность сыграла злую роль, то ли более интересные транзитные пути, но ныне не шумит взлетно-посадочная, не заходят на бреющий полет пузатые железные птицы а местные шастают в лес по грибы да по ягодицы прямо через летное поле.
Прямо под летным полем выстроен с нуля немаленький спальный район, 909 квартал, и никто его сонное спокойствие не тревожит. Не мешает в его травяной запах легкую горечь авиационного керосина.
Идет брянская железнодорожная ветка
Углы спального района внезапно оккупировали дерзкие лозунги Я гей. Я владелец гаража
Отличный противовес всем этим "котенок, прости меня, я без тебя не могу" - "Лера, я без тебя могу!". Что, Лера, обломалась?
И вообще - лучше я бы был сейчас на рыбалке
Йоу пацанам!
Железнодорожный вокзал расположен интересно - не в центре и в стороне от центра. То есть нечто такое, что не является объектом особой необходимости для живущих в городе людей. Да и обычно пустые платформы тому подтверждением.
На выходе из вокзала нечастых гостей встретит одноименный символ. С определенного ракурса - с короной на голове (точнее прямо в голове)
Через железнодорожные пути длинный мост. Не сколько идет на вокзал, сколько связывает жилые кварталы
У жилых домов пасутся козы
Вообще лично мой символ Орла это трамвай. И можете мне свистеть, что трамвай есть везде и одинаков - это не так. В каждом городе трамвай свой.
Есть, конечно, городские детали которые одинаковы абсолютно во везде на российских прострах
Но только не трамвай.
Орловский трамвай символичен своей предсказуемостью.
Не говоря уж о том, что это сам по себе самый консервативный транспорт, не предполагающий уклонения от нахоженных путей. Всегда известно, что будет на нахоженном пути за поворотом. Жизнь и дорога сводящие неожиданности к минимуму.
К рельсам льнут и люди, и звери
Под рельсами же и дом Божий
Вид из кабины.
Кроме шуток - иностранцы на подобных фотографиях залипают с особым трепетом
Орел сам по себе светлый, стремится к светлым тонам.
Это очень выгодно его выделяет от более северных краев, где и летом цветовое голодание, а зимой так и полная безнадега. Это лесостепная зона свое играет, много открытых пространств, мало густых чащоб, живородящая земля.
Ока катит воды
Орел в царское время - тихий уездный город (Мценский уезд, как символ консервативной пасторали, недаром в Орловской губернии).
Возможно именно из своей тихости, как благодатной среды для бурления, и вырастил целую плеяду русских писателей классиков - Тургенев, Лесков, прочия имена мировой известности. Во всех произведениях орловцев чувствуется какая-то странная двойственность - с одной стороны любовь и приверженность к корням, чувство своей принадлежности, с другой - какое-то ощущение тесноты и желания вырваться из гнезда, которое стало малым для честолюбивых позывов к самостоятельному росту.
"Орел вспоил на своих мелких водах столько русских литераторов, сколько не поставил их на пользу Родины никакой другой русский город" - скромно заявил Лесков. И вот именно вот это несколько свысока, с гордыней ("перерос!") - "мелкие воды", и смущает.
Пешеходная улица Ленина, местный Арбат
Кафешки, картины - ну, чему там положено на таких улицах быть
Книжный увещевает купить ума
В переулках прячутся инокультурные диверсии, куда нет-нет, а и самый консервативный завернет за вонючими палочками.
Роняют цвет липы, и путники приклеиваются к брусчатке
Во дворах живут мечты
Обыск. и свидание
Скажи мечети нет.
В Орле шли подготовки к постройке мечети (сейчас мечетей нет ни одной), но люд не на шутку воспротивился.
В тихом омуте водятся черти, любые влияния сторонние воспринимаются враждебно. Мало кто понимает, что от того будет ли мечеть или не будет - мусульман число не изменится, и никуда они не денутся.
Библиотека
Носятся ураганом цветы жизни
Рисуют мороженое
Отдыхает у Окских вод олениха Лана
Гостиница Салют и психоделичные зеленые коники.
Долгое время мои знания об Орле сводились только к этой гостинице, и истории давних девяностых, о том, как гнался Запорожец из Киева в Москву, поскольку был на обкатке - не более 60 км/ч, и ночевка пришлась на эту гостиницу - и кто ж знал, что я 90-е в Орле это был главный криминальный рассадник.
Забаррикадированная дверь, и всю ночь в гостинице какое-то месиво, шансон и разборки.
Слава богу времена сейчас изменились, просто так психоделичные коники не живут.
Типичное Орловское соцветие - светло-серый с светло-голубым.
Орел был под оккупацией и сильно посечен войной, чем утратил множество исторических артефактов.
Но смесей старого и нового секторов все равно хватает
Минималистичная церковь в Знаменке. Купол с крестом приравнян к кресту телевизионной антенны. Телевидение - Бог. OBEY!
Цветет административное лизоблюдство. "Территория двора отремонтирована по проекту Единой России" - ага-ага, без ЕдРа не разобрались бы. Ежики сношаются при поддержке партии Единая Россия, ужики выращивают ужат при поддержке партии Единая Россия, и гибискус в кадке тоже растет не иначе как с благословения Единой России
Вмонтированные лица. Несколько уголовный, протокольный Ленин
Карл Маркс
И архитектор Игорь
В Орле есть свой типаж девушек.
Да и мужиков тоже.
Орловский типаж присмотревшись начинаешь очень хорошо отличать и выделять - в основном бросаются глаза характерные узкие лица. Я со своей казачьей харей, которая по ширине в дверь не пролазит, не имею ни одного шанса затеряться в Орле и закосить под местного.
Барышня в самом соку. Ждет трамвая
В Орле жива и здравствует традиция бочек с квасом в жаркий летний день. Квас очень хмельной - я как отказавшийся от алкоголя и совсем от него отвыкший, нежданно-негаданно, привыкнув к бодяженному бутылочному квасу, схватил хоть и легкое, но опьянение
Жизнь в Орле и вправду чуть сонная и неспешная.
Ресторану здесь предпочтется собственная кухня, магазинам предпочтется рынок.
Рынки в Орле дешевые и доступные, лицом к населению
Хотя порой и бессмысленные и беспощадные, как сандалии на одну ногу
Смятенные обуревают чувства.
У меня есть странная особенность - если жизнь меня заносит в определенные места, даже самые пасторально-консервативные, в них скоро начинаются перемены - перестройки, социальные веяния, волнения, а частенько и до прямых конфликтов.
Я приношу перемены - это часть моей сущности Гермеса.
Не факт, что перемены придутся по вкусу, но что они будут - практика и наблюдения сомневаться не дают.
Так что прости Орел - я уже в тебе наследил. Как встарь уже не будет. Что-то обязательно придет на смену.
И зачем-то Мирозданию это было нужно, свести тебя, именно вот такого недвижного, и меня, именно вот такого порывистого.
Мирозданию и нам обоим.
Что-то вскоре раскрутится совершенно по новому
Помоги нам, Господи, и дальше видеть и принимать в друг друге скорее разное, нежели схожее.
26/09/2013 11:00
Материалы по теме
- Страны: Россия
- Отзыв о поездке: 3-ий класс - новинка от РЖД, февраль 2011
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.