- Паша, а зачем ты едешь в Челябинск?
- А куда ещё?
Маршрут: Александров - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Набережные Челны - Уфа - Челябинск. Проехал за 9 дней.
День первый.
Чтобы выиграть в казино, надо всё время увеличивать ставки в два раза. В прошлом году я ездил в Архангельск и проехал 1000 км. В этом еду в Челябинск, по карте 1750 км. А выиграть всё никак не могу.
В 2010 я доехал по М7 до Казани за 4 дня. Эта экспедиция рассчитана на девять дней. 8 дней движения и один день - культурная программа в Челябинске. 9 дней большой срок, самый мой большой планируемый срок. При такой длительности совсем другое отношение к проблемам. В 2008 была первая попытка взятия Казани. К середине второго дня у меня уже набралось три прокола. Я сильно выбился из графика и мне пришлось сойти с дистанции, через Ильногорск я вернулся на электричке. Семь километров мне пришлось идти пешком, везя велосипед с пробитым передним колесом. Помню, у меня не было ни грамма сожаления, я испытывал кайф от преодоления внезапных препятствий, от жары, и наслаждался движением самим по себе. Ещё бы, если не проколы, где я увидал такое.
Совсем другое отношение к поломкам у меня сейчас. В таких длительных заездах их вероятность возрастает, я должен буду чиниться на месте, крайне обидно сойти с маршрута проехав половину или больше.
После прошлогодних поездок в Архангельск я уже ни чему не удивляюсь. Сломать можно любое железо, любых людей. В 7.25 я вышел из электрички в Александрове.
Снаряжение и экипировка:
- две запасные камеры;
- насос;
- ключ;
- налобный фонарик;
- бумага туалетная в целлофановом мешочке;
- паспорт, банковская карточка, страховой полис;
- фотоаппарат;
- телефон, зарядное устройство;
- аптечка: йод, бинт;
- две зажигалки;
- велосипедный шлем, перчатки.
Год я готовился к этой поездке. Изучал маршрут, планировал места ночёвок, готовил велосипед. Мечты о поездке захватили меня полностью. Но как только я сел в седло и начал движение, мои приоритеты изменились. Главное для меня стало не доехать до финиша, а вернуться домой живым и здоровым.
Почти целый день идёт мелкий моросящий дождь, временами он усиливается, иногда прекращается на 20-30 минут, потом опять начинается. Всё небо заволокла плотная облачность, без просветов. Кажется, что так на всей Земле.
В первый день проехал 265 км за 13 часов. Я не тороплюсь не напрягаюсь, остановился с заходом Солнца в придорожной гостинице на 309 километре. Номер выше всяких похвал, огромная комната на первом этаже, мне разрешили поставить велосипед в номер, кроме душа и туалета в номере есть отдельная большая сауна.
День второй.
Дождей меньше, но встречный ветер. К трём часам дня добираюсь до Нижнего Новгорода. После пересечения Оки длинный монотонный подъём. Я это знаю. Кстово. Пригород Нижнего. Герб СССР. Он прекрасен. Рядом могучий Ленин, он у меня не получился. Восемь часов вечера воскресенье. Многокилометровая пробка в сторону Нижнего. Откуда здесь столько машин? Время намаза. Вечерняя молитва Магриб. Вижу, пассажиры небольшого автобуса все вышли, расстелили коврики и молятся. Я еду на восток. Останавливаюсь в 20 км от Лысково. В прошлый раз я до Лыскова доехал на второй день, но финиш был в 0.40. А сейчас ещё нет и 10 вечера. Так что результат лучше. Я сейчас хорошо высплюсь и Лысково миную завтра раньше, чем три года назад.
За тех кто в море! Сегодня день ВМФ!
День третий.
Дожди кончились. Солнце.
А в полях зреет пшеница и рожь, впереди пасутся коровы. Пахнет молоком, навозом, полевыми цветами, мёдом. И красный автобус с государственным номером к729нн 12 на Йошкар-Олу. Весело шуршат шины по асфальту. Хорошо так, что даже матом ругаться не хочется.
Над дорогой парит хищная птица. Наверно, сокол. Охотится, охотится не на меня, на мышей. А я один, я никому не нужен, на меня даже некому охотиться. Я кручу педали на восток, на восток.
Первые потери. Около деревни Малые Тюмерли вышел из строя левый сандаль. Он порвался. Какую сумел найти верёвочку на дороге, такой и подвязал. Если у вас на дороге встретятся Большие Тюмерли - не задумывайтесь, объезжайте.
Полвосьмого вечера гроза, гром, град, ливень. Ехать невозможно, промок полностью за одну минуту, прячась под мостом, потерял почти час.
Еду по Чувашии. Какие названия населённых пунктов: Москакасы, Эхветкасы, Калайкасы, Питикасы, Вурманкасы, Моргауши, Хыркасы.
Первое упоминание про Челябинск на трассе. Значит есть такой город в той стороне. На закате я опять останавливаюсь в мотеле.
День четвёртый.
Цивильск.
В Казань приезжаю в 18 часов, на 2 часа раньше прошлого раза, и на велокомпьютере на 25 км меньше. Это из-за того, что в этот раз не сворачивал в Чебоксары. Три года назад я въезжал в Казань полностью истощённый и опустошённый. Сейчас я злой, весёлый и решительный, я только-только раскатался, мышцы мои разогреты, я бодр, собран и готов к борьбе.
Я в Казань заезжаю на минуточку. Мне хочется побывать на Черном озере. Впрочем, через город в любом случае короче, чем по трассе.
Казань блистательна. Она и три года назад была прекрасна, а сейчас ещё больше похорошела. Только что здесь закончилась Универсиада.
Всё сияет. Кроме одного места. Памятника взятия Казани. Это спуск к памятнику. На лестнице битое стекло и дерьмо. Вот то, что я обвёл красным кружком на фото я идентифицирую как человеческие испражнения. Это особая тема. Она не укладывается в этот отчёт, поэтому сделаю отдельный пост.
Вот я на Черном озере. Сейчас здесь зона отдыха и пруд. Это в Центре Казани. До XIX века здесь действительно было озеро с чистой водой и обилием рыбы. Но потом оно заболотилось, а потом его засыпали.
Чёрное озеро для Казани это то же самое что Лубянка для Москвы. В тридцатые годы ХХ века здесь было областное управление НКВД. Вот в этом двухэтажном здании. Сюда приводили арестованную мать Василия Аксёнова. Она писала об этом в "Крутом маршруте". Сейчас здесь военкомат. Тоже ничего хорошего.
В Казани появились велосипеды в прокат. Такие же как в Москве, и на таких же условия. Только в Москве они красного цвета, а в Казани синего. Очень красивая девушка присматривает за велосипедами, отвернулась, когда я начал фотографировать.
Много всяких чудес есть в Казани. Есть двухэтажные автобусы. На мой взгляд Казань самый красивый город страны, красивее Москвы и Ленинграда.
Только я убрал фотоаппарат, и вдруг Киров.
В девять часов вечера я выезжаю за черту города и возвращаюсь на М7. Хочется проехать ещё километров 30 и заночевать. До Казани на М7 через каждые 15-20 км придорожные мотели. Есть они и после Казани, через 10 км, и ещё через 10, я думаю остановиться в следующем. Дорога очень хорошая, широкая обочина, чуть ли не до 3-х метров и освещение с фонарями. А следующего мотеля нет. Время уже половина одиннадцатого. За Казанью началась настоящая Россия, я бы сказал настоящий Татарстан. Останавливает меня полиция и дружески советуют возвращаться назад, следующая гостиница через 50 км, но назад я не сверну. Я им говорю, что я человек опытный, что мне так не впервой. Я обманываю полицию, такое у меня впервые. А дорога становится всё хуже и хуже. Исчезает освещение, потом исчезает разметка и начинаются колдобины. Проезжаю 45 км, и действительно есть гостиница, но мест там нет. Времени почти половина второго. Именно к такому я себя готовил предыдущие дни отдыха.
День пятый.
Мест нет, но есть продуктовая палатка и можно покушать. Крайний раз я ел ещё до Казани, в 15.30. На счётчике 880 км. На скамеечке возле палатки есть какое-то грязное покрывало, но идея ночевать под открытым небом плохая, надо ехать. В 2.40 начинаю движение, до Набережных Челнов 142 км. Трудно ехать в темноте. Самое страшное, когда ночью начинает идти сильный дождь. Так вот, такого со мной не было, дождь начался на рассвете. Если дорога плохая, то проносящиеся фуры обдают потоками воды из лужи, а если дорога хорошая, ровная, то фуры движутся в облаке из воды и грязи. Каждый раз я оказываюсь в этом облаке, есть вещи посильней душа Шарко.
Музей легковых автомобилей у придорожного кафе. Мотели стали появляться, но я намерен доехать до города.
Кама.
ГЭС - место силы.
Дождь всё усиливается. Он уже не идёт, он стоит. Потоки воды с неба льются беспрерывной струёй. Я в городе, я проехал уже больше 1000 км. Я уже 6 часов под дождём. Я решаю остановиться. Это трёхзвёздная гостинца "Татарстан". Неплохая гостиница, здесь ковры на полу, здесь вышколенные администраторы на ресепшене и швёйцар у двери. В баре мужики разговаривают на английском, за водку расплачиваются карточкой. В ресторане официантка негритянка, такая, что сразу забываешь о еде. Я такую же в Вене видел. И тут я такой вхожу. С меня стекают потоки воды, мой сандаль завязан верёвочкой. Номер мне дают.
В Набережных Челнах две достопримечательности. Завод Камаз и памятник Высоцкому. Высоцкий был в Набережных Челнах один раз, как и я.
Памятник защитникам отечества.
Остаться в городе было тактической ошибкой. Через час дождь прекратился. Но бросить номер и продолжить движение у меня уже не хватает моральных сил. Я размяк от комфорта. Вхожу в интернет и делаю объявление на корпоративном форуме репетиторов, компания объединяет репетиторов со всей страны, я знаю, что есть активная группа в Уфе. Здорово было бы с ними встретиться там. Мне ничего не надо, меня бы обрадовал сам факт встречи. До Уфы 330 км. Первый секретарь горкома КПСС Беляев Раис Киямович. Активный и эффективный руководитель строительства Камаза.
День шестой.
Хочу встать в 3 часа - не получается. Хочу встать в 4 часа - не получается. Хочу встать в пять часов - не получается. Встаю в 6.30. Идёт мелкий дождь с перерывами.
Мечеть и строящаяся гостиница у дороги. В кафе очень вкусный обед.
На мне волшебные штаны. Это подарок моего младшего брата. Во-первых, они не пачкаются, во-вторых легко стираются, в-третьих быстро сохнут. После самого проливного дождя они сохнут за 20 минут езды. Кстати, велосипед этот мне он тоже подарил семь лет назад на день рождения. И велосипедную кофту тоже он. Всё мне подарил младший брат, он мастер спорта по лёгкой атлетике, чемпион России по бегу на 3000 м с препятствиями, на все мои физические упражнения смотрит с ухмылкой.
Башкиры похожи на англичан. Пьют чай с молоком и живут на задворках Европы. Смена часового пояса. MSK+2.
Нефтяная скважина одиноко стоит в башкирском поле. Качает и день и ночь. Вокруг никого и ничего. У меня разрыв шаблона. Как-то иначе я представлял себе добычу богатства Родины. Трудно вообразить, что вот с помощью такого скромного механизма можно накачать на яхту Абрамовичу. Я опять кручу всю ночь. На небе ни облачка. Как красив и могуч Млечный Путь. Может быть на какой-нибудь из этих звёзд в это же время тоже едет одинокий велосипедист в ночи. К 6 часам утра проехал 330 км и добрался до Уфы.
День седьмой.
Сержант даёт команду новобранцу:
- Надо подтянуться 10 раз.
- Есть.
- Только считать буду я. Приготовиться. Начали. Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, семь, семь, шесть, пять, шесть, семь, восемь, пять, шесть, семь, семь, восемь, восемь, семь, восемь, восемь, девять, десять. Молодец, справился.
- Слава ВДВ!
Сегодня 2 августа, день Воздушно-десантный войск. Никто кроме них не может выполнить боевую задачу. Ни один род войск в стране не является таким суеверным как десантники. Каждый, отслуживший в десанте, считает, что если он искупается в этот день в городском фонтане, то он вернёт себе молодость, здоровье, силу и ловкость.
Я поздравляю патрульных на дороге со 2 августа. Они говорят, что это не их праздник. Зато вы в этот день в мирное время защищаете гражданское население от десантников, а они будут защищать его в военное время. В новостях смотрел про суровых челябинцев, они отключили все фонтаны в городе и спустили воду.
5.50 МСК. Уфа. Я пересекаю черту города.
К семи часам я добираюсь до южного вокзала и захожу вот в эту палатку МТС. У меня совершенно сел телефон. Я его весь посадил, играя с абсолютно бесполезным для меня GPS-навигатором, находясь на федеральной трассе М7, заблудиться невозможно. Любезный сотрудник компании МТС разрешает мне подзарядить его и сделать звонок Диане Раисовне, репетитору из Уфы. Она откликнулась на мой призыв на форуме, прислала мне СМС, и мы созванивались вчера. К восьми часам она подъезжает как раз к этой палатке. У неё дела в этом районе. Без дружеского участия молодого сотрудника компании МТС наша встреча была бы невозможна. Диана Раисовна подарила мне шоколадку "Риттер Спорт". Очень вкусный шоколад. Он меня уже выручал ранее.
Дожди кончились. Ярко светит солнце. Начинается жара. Я еду к символу города, памятнику Салавату Юлаеву. Покупаю себе новые сандалии. Эти старые сандалии я купил в 2008 году. Я ездил в них два раза в Нижний Новгород, в Суздаль, в Иваново, в Кострому, в Казань, в Вологду, в Череповец, в Архангельск. Какой славный путь прошли эти сандалии и какой печальный конец они нашли в мусорной урне города Уфа. У всего есть предел, всему приходит конец, всё кончается. Остаётся только наша память. Для пересечения Урала мне нужна крепкая обувь.
Цюрупа Александр Дмитриевич. Член партии с 1898 года. Агент "Искры". Нарком продовольствия РСФСР. Ведал в 1918-22 снабжением Красной Армии. Инициатор введения в стране продовольственной диктатуры, один из организаторов кровавых продотрядов. Помните, в фильме "Ленин в 1918 году" это он падает в голодный обморок во время доклада в кабинете у Ильича. Обещал: "Деревне всё будет возвращено сторицей". А потом взял и умер в 1928 году. Похоронен в Кремлёвской стене.
Мажит Гафури. Башкирский и татарский поэт. Основоположник башкирской советской литературы. Выступал как писатель-просветитель, приветствовал Октябрьскую революцию. Умер самостоятельно в 1934 году до смерти Кирова.
Башкирский государственный университет даёт возможность не только получить качественные профессиональные знания и умения, но и жить ярко, интересно, активно. Так, как делают это нынешние студенты БашГУ, участники многочисленных творческих коллективов и студенческих объединений.
Телецентр. Официально башня является частью сети противобаллистической защиты (ПБЗ). На самом деле излучение подобных башен постоянно оказывает гипнотическое воздействие на людей, заставляя их слепо верить правительственной пропаганде и выполнять приказы правителей. Жара усиливается.
Серьёзный мужик Салават Юлаев. И конь у него и богатырский и сам он поэт. Не хотел бы я оказаться у них на пути. Национальный герой Башкирии, бандит первой руки, дослужился у Пугачёва до чина бригадного генерала. Однако не был казнён. Был сослан на вечную каторгу в балтийскую крепость Рогервик и прожил там ещё 25 лет.
Ты далёко, отчизна моя!
Я б вернулся в родные края,
В кандалах я, башкиры!
Мне пути затмевают снега,
Я не умер, башкиры!
Стела дружбы башкирского и русского народов. В 9 часов утра МСК я покинул город.
Смирение - вот главная добродетель туриста-велосипедиста. Надо крутить педали и по возможности ни о чём больше не размышлять. Забыть о прошлом, об обидах, неудачах, победах. Забыть об усталости, боли, голоде, жажде, дожде, солнце. Надо сконцентрироваться на дороге, слиться в одно целое с велосипедом. Надо отключить мозг, смотреть только в зеркало заднего вида и вперёд на дорогу. Не надо напрягаться. Если становится тяжело крутить педали, надо понизить передачу. Не надо прилагать усилия, надо крутить в своё удовольствие. Надо соблюдать постоянным каденс, частоту вращения педалей. Мне нравится кататься на велосипеде, я люблю кататься на велосипеде. Если совсем тяжело, я не сопротивляюсь обстоятельствам, я слезаю и иду пешком. Вперёд, на восток. В первые дни я постоянно смотрел на показания компьютера, считал сколько мне ещё осталось проехать километров, сколько мне осталось проехать часов, в какое время я буду там-то, когда я достигну такого-то рубежа, а когда буду на финише. Мой мозг был занят постоянной и абсолютно ненужной, вредной работой. Сейчас я от этого освободился, компьютер по прежнему показывает все параметры: среднюю скорость, общий километраж, общее время, но мне это уже неинтересно, я не смотрю на него и счастлив этим.
Челябинская область. Резко ухудшилось качество дороги.
Аша. С этого места начинается Урал. Я выиграл призовую игру - горный этап. Собственно мою поездку можно разделить на два промежутка. До Аша и после. По телефону я связываюсь с Дмитрием Леонидовичем, химиком-репетитором из Челябинска. Он откликнулся на форуме и прислал мне СМС. Всю дальнейшую дорогу по самому сложному участку, по Уралу он работает для меня штурманом. Большое спасибо ему за это. Горы начинаются хорошо. Со спуска. Но это совершенно не похоже на спуски на равнине. И машины и я спускаемся на тормозах. Есть небольшие подъёмы, но общее впечатление, что спуск длится 30 километров до самого Сима. Я всё ниже и ниже. Неужели мне придётся за всё это заплатить подъёмами? Дорога становится всё хуже и хуже. Асфальтовой обочины нет, я еду по грунтовке. Это камни, а иногда и вязкий песок. Даже на спуске мне приходится крутить. Тяжёлые фуры проходят совсем близко. Наверно, водителям тоже не весело наблюдать рядом с собой мужика с двумя ошибками в одном слове на велосипеде.
Зато какая здесь природа. Вот ради этого я сюда и ехал. Я такого никогда не видел. Только в кино. Я фотографирую и фотографирую. Я не могу остановиться. Я плохой фотограф и фотоаппарат у меня плохой. Мои фотографии не передают того, что я видел. Но я это видел и это осталось у меня в памяти. Это не счастье, но это его предчувствие.
Иногда мне кажется, что мой велосипед сейчас разломается надвое.
Сим - страшная дыра, ужасная гостиница, ужасная столовая. У дороги продают самогонные аппараты. Родина Курчатова. Военный завод в рамках конверсии пытается переходить на производство товаров народного потребления. Но это не телевизоры, не холодильники, не пылесосы. Завод пытался наладить выпуск швейных машинок, но не получилось, производство оказалось нерентабельным, неконкурентоспособным. Выгодным, ходовым товаром оказался этот, дистиллятор бытовой. Очень нужная вещь в хозяйстве. Качество изготовления безукоризненно, как и полагается военному производству. Интересно, когда статистика вычисляет уровень потребления алкоголя в России и сравнивает его с Францией, Германией, Англией, учитывается продажа вот этих вот самогонных аппаратов? Хозяйка столовой - карикатура на качество обслуживания в СССР. Хозяйка гостиницы - сама любезность и доброжелательность. Но это не влияет на общее впечатление от места - беспросветная нищета и запустение. Я проехал Татарстан - цветущий край, я только что проехал Башкирию - цветущий край. Как вкусно кормили меня в придорожных кафе - шурпа, плов, шашлык, пирожки с мясом, самса. Все очень высокого качества. Самса просто тает во рту. Такой самсы я никогда не встречал в Москве. В Москве у меня и мысли не было есть самсу, на неё смотреть невозможно. А тут в столовой макароны и пирожки как в Москве на вокзале. Может быть мне не повезло и на мои впечатления наложилась усталость. Сим - самое дно Урала. 200 метров над уровнем моря. В столовой бесплатно распространяют рекламный журнал "Дальнобойщик". Подобной гнусной пошлости в колонке анекдотов я не встречал ни в каком интернете. Мне становится страшно. Я засыпаю. Завтра будет штурм.
День восьмой.
Завод в Симе сжигал ещё Салават Юлаев. Сейчас завод является неотъемлемой частью российского аэрокосмического комплекса и одним из лидеров авиационного агрегатостроения. Выпускаются агрегаты гидравлических и пневматических систем, использующихся в составе большинства выпускаемых в России летательных аппаратов, а также сложная топливно-регулирующая аппаратура для газотурбинных двигателей самолётов МиГ-29, Су-27. У меня сломалось зеркало заднего вида. Купил в Симе новое, но оно оказалось плохое, трясётся, ничего не видно.
Усть-Катав. Выпускаются трамваи и маневровые космические двигатели.
Странный горный эффект. Мне иногда трудно понять идёт дорога вверх или вниз. Визуально кажется, что вниз. Но только трудно крутить педали. Я слезаю с велосипеда, оглядываюсь назад, и только после этого замечаю, что действительно, уклон вверх. На равнине такого никогда не было. Это у меня крыша едет, или у других так же бывает?
Здесь вам не равнина. В горах можно надеяться только на крепость рук, ног и на друга, у меня друг - велосипед, он железный. В горах нет ничего абсолютного и точного. Между километровыми столбами трассы может быть и 1600 и 700 метров. Какие выводы можно сделать из этого? Никаких. Надо отключить голову. Дорожный знак показывает, что до Челябинска 277 км, недалеко. Проехал три-четыре километра - до Челябинска осталось 279 км, теперь далеко. Проехал ещё километров тридцать - опять 277 км. Это горы.
Дорога становится всё лучше. Её ремонтируют.
1 000 000. Маленькое селение на Урале. Родина первого президента России. Здесь каждый второй двор Ельцины. Все уважают и гордятся Борисом Николаевичем.
Меня останавливает ГАИ. Проверяет отражатели. Спрашивают откуда, куда? По лицу чувствуется разочарование моими ответами, им кажется банальностью, что я еду в Челябинск, до него меньше 200 км, они думают, что я непременно должен ехать на Байкал. Я говорю, что в Челябинске у меня друзья.
Мы несколько раз перезваниваемся с Дмитрием Леонидовичем. Он меня ждёт. Здорово, когда едешь не в безнадёжную, отчаянную пустоту, а к тем, кто тебя ждёт.
Бакал. Население: 21 тысяча человек. Руду добывают открытым способом. Не представляю, как здесь живут люди. А ведь живут, работают. Я столичный житель, я не представляю себе жизнь вне Москвы. Вдруг в Кремль вызовут, а тебя нет, ты далеко.
Ветер вращает ротор генератора. Вырабатывается электрический ток. Электрический ток спускается вниз по проводам в аккумуляторные батареи и там хранится до поры до времени.
Ночь.
Златоуст. Назван в честь святого Иоанна Златоуста. Впервые в России выплавили стальные пушки.
Девятый день. Финиш - это горькое слово.
Светает. Я пересекаю границу Европы и Азии. Азия - здесь ездят на верблюдах, едят змей, с живых людей сдирают кожу.
Так это выглядит при дневном свете. Фото Дмитрия Леонидовича.
Спускаюсь с гор. Цивилизация. Неожиданно.
Миасс. Шесть часов утра МСК. Глаза слипаются, я засыпаю за рулём и скатываюсь в кювет. Если я сейчас не посплю 3-4 часа, я до Берлина не доеду. Останавливаюсь в придорожной гостинице и мгновенно проваливаюсь в сон. Как хорошо. Осталось всего 100 км.
В 10.00 позавтракав продолжаю движение.
После Миасса дорога идёт по равнине. Ну это для Урала ровная местность, а по московским меркам всё равно дорога вверх-вниз. Но теперь, проехав Урал, я понимаю, что это всё просто. Общий уклон всё равно вниз. Я весело качусь. Я проехал Урал. Вполне успешно проехал, без трудностей. Я ожидал, что будет хуже. Я никуда не торопился, вверх шёл часто пешком или даже бежал, а мне идти и бежать было в охотку, работают другие группы мышц. Внимательным надо быть на крайнем этапе.
Я свеж. У меня ничего не болит. Нет усталости. Дорога стала совсем хорошая, просто отличная. Я готов ехать до Свердловска. А Троицк - это на границе с Казахстаном. Там люди с пёсьими головами. Интересно. Но времени уже нет. Сегодня воскресенье, а в понедельник в 10.30 я должен быть в офисе в Москве, чистый, бритый и весёлый. Это большая удача, что я доехал до Челябинска с первого раза, я в Архангельск до этого три года ехал.
16:35 МСК.
04/09/2013 14:00
Материалы по теме
- Страны: Россия
- Регионы: Башкирия; Челябинская область
- Города: Челябинск; Казань; Уфа
- Отзыв о поездке: Суровый Челябинск, февраль 2012
- Отзыв о поездке: Челябинск - счастливый билет, апрель 2009
- Фоторепортаж: Вид на Челябинск с крыши главного корпуса ЮУрГУ, 14.06.2013
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.