Крепость "Пиллау" расположена на берегу Балтийского пролива - самого западного пролива России, в самом западном городе страны - Балтийске, бывшем немецком Пиллау. Пролив, прорытый еще в XV веке, соединяет Калининградский залив и Балтийское море, и отделяет Земландский полуостров от Балтийской косы. В Балтийск мы заехали в один из июльских дней, в рамках пребывания в нашей области известного путешественника - Александра Лапшина (puerrtto). Уже на месте к нашей компании присоединился Слава (soullaway), для которого Балтийск является родным домом. Крепость "Пиллау" стала первым значимым объектом на нашем маршруте.
Строительство крепости для охраны морских ворот, захваченного шведами Пиллау, и дальнейшей борьбы с поляками, началось в 1626 году, по приказу шведского короля Густава-Адольфа II. Именно поэтому, в различных источниках, крепость "Пиллау" частенько именуют "Шведской". Крепость была выполнена в форме пятиугольника и окружена широким, заполненным водой рвом. Каждый из пяти бастионов имел свое название: Альбрехт, Пруссия, Кёниг, Кёниген, Кронпринц.
В свою очередь, внешний круг обороны крепости состоит из пяти равелинов, каждый из которых также имел свое название: Людвиг, Шторхнес, Фаульвинкель, Кронверк, Шинкен-Шанц.
За все века своего существования, крепость всегда выполняла военную функцию. В составе Великого посольства, в крепости бывал Император Всероссийский Петр I. Здесь он обучался бомбардирскому искусству и изучал фортификационное строительство.
Кроме своего основного предназначения, крепость выполняла роль хранилища оружия, а также культурных и материальных ценностей.
Во времена Второй мировой войны, в крепости находился штаб Управления обороной Пиллау, координирующий действия немецких частей на Земландском полуострове.
Во время штурма Пиллау советскими частями, сложная сеть подземных коммуникаций крепости позволила ее гарнизону покинуть крепость, предварительно все заминировав и уничтожив инженерную документацию. После взятия Пиллау, советское командование решило сохранить крепость, а также понапрасну не рисковать жизнями сапёров, после чего большинство проходов были законсервированы.
В последующие годы данное решение стало источником многочисленных легенд, о якобы спрятанных в подземельях ценностях и даже Янтарной комнаты. Подтвердить или опровергнуть данные предположения местные краеведы не могли, так как цитадель стала полноценной воинской частью ВМФ и доступ в нее для гражданских лиц был закрыт. Сегодня Шведская крепость является одним из основных вариантов, где может находиться утраченная Янтарная комната.
В 1999 году крепость стала филиалом Музея Балтийского флота и сегодня в крепость можно попасть, предварительно записавшись на экскурсию, под названием "Тайны Шведской крепости".
Нас в крепость, естественно, никто не пустил и не собирался. Нервировать военных мы не стали, ограничившись внешним осмотром главных ворот цитадели и расположенных поблизости двух 76-мм дивизионных пушек ЗИС-3 образца 1942 года.
Равелин Фаульвинкель с сохранившимся годом постройки и остатками барельефов.
Неподалеку от ворот находится мост, с которого можно полюбоваться Крепостным каналом, ведущим к Внутренней гавани Балтийска. Ранее на этом мосту, во времена "закрытости" города, находился КПП.
Здание бывшей гимназии Пиллау, построенное в 1906 году. Сейчас здесь матросский клуб и кинотеатр.
Пройдя мимо Музея истории Балтийского флота, мы обратили внимание на интересный объект на внутреннем дворике музея - трофейную лодку сомалийских пиратов, привезенную сторожевым кораблем "Неустрашимый" с дежурства в Аденском заливе Аравийского моря.
Затем мы направились к Внутренней гавани, чтобы посмотреть на пришвартованные корабли.
Базовый тральщик БТ-230, проекта 12650.
Малый противолодочный корабль "МПК- 224" "АЛЕКСИН", проекта 1331M.
От гавани мы вышли на набережную Морского канала и полюбовались самым западным маяком России, построенным в 1813 году. Высота маяка 33,2 метра, свет виден на 16 морских миль. Новый каменный маяк, заменивший факельную деревянную вышку, работал сначала на масле, затем на керосине и, лишь с 1913 года, перешел на электрический свет.
ren_ar и natalyprotasova не поделили фотоаппарат =))
Судя по всему, в далеком 1972 году, набережную укрепляли солдаты-срочники из Грузии
Движение по каналу очень интенсивное. Сухогруз "Feed Fiskaa"
ren_ar
Балтийский котофей
Закаты в Балтийске самые красивые на побережье нашего региона.
03/09/2013 14:00
Материалы по теме
- Страны: Россия
- Регионы: Калининградская область
- Отзыв о поездке: Из Питера в Калининград и обратно 2800 на машине, сентябрь 2012
- Отзыв о поездке: Янтарный плен. Путешествие по Восточной Пруссии (Калининград и область). Ч.4, июль 2009
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.