Путешествие к орангутанам в нацпарке Гунунг Лёсер весной этого года начиналось со столицы индонезийской особой территории Нангроэ Аче Даруссалам - города Банда-Аче.
Час полёта от Куала-Лумпура до Банда-Аче прошёл над плотным слоем туч, висящих над Малаккским проливом. Снижаясь, "эйрэйжевский" А-320 вынырнул из облаков точно над вершинами Пулау Ве - курортного острова около Банда-Аче.
На лётном поле международного аэропорта имени Искандара Муды (12-й и величайший из ачехских султанов) компанию нашему А-320 составили несколько местных аналогов "кукурузников" - "Цессны" региональных линий. Самолёт подрулил к исполненному в национальном стиле зданию аэропорта, где имелась даже пара телетрапов.
На границе Индонезии вклеивают 30-дневную однократную визу по прибытию. В чётко оговорённых местах - аэропорт Банда-Аче к ним с 2010-го относится. В аэропорту мешкать нельзя - стоек погранконтроля всего две, одна из которых для местных.
Заполняете (в самолёте) иммиграционную карточку, платите в отдельной кассе 25 долларов США без сдачи (или эквивалентную сумму в другой валюте - у окошечка висел длинный прейскурант, но русских рублей там не было), с квитанцией идёте к пограничнику. У стойки вас фотографируют и берут отпечатки всех десяти пальцев, после чего и вклеивают визу. Обычно пишут, что теоретически нужен обратный билет - может на Бали он и нужен теоретически, но в Банда-Аче у меня его спросили вполне практически, распечатка е-тикета подошла. Местный индонезийский пограничник очень серьёзно подходил к своим обязанностям, в результате чего очередь двигалась медленно. Помимо предъявления распечатки обратного билета, расспросил и о том, что конкретно собираюсь делать в Аче. Причём стандартный вариант ответа "туризм" его не устроил - зато вариант "треккинг в национальном парке Лёсер" вполне.
Ещё при въезде в Индонезию также заполняется таможенная декларация. На индонезийском. Зная, что "нет" по-индонезийски это "тидак", просто поставил галочки в соответствующих графах. Карточку забирают на таможне.
За таможней был атакован толпой таксистов, пытавшихся заинтересовать меня своим спецпредложением - всего 70 тысяч до даунтауна. На моё "онли бас" стали рассказывать байку, что басов нету. Ещё чего - это же Индонезия, где одной из главных функций государственной кампании DAMRI и являются перевозки от аэропортов до городов.
Искомый автобусик был обнаружен слева, притаившийся за углом терминала. Сняв в банкомате 70 тысяч рупий, сел и поехал. Единственным пассажиром. За 15 тысяч.
Минут 40-к автобус катил по дорогам, где одно-двухэтажная сельская застройка чередовалась с полями и зарослями. Уже в ходе этой поездки бросилось в глаза то, что и дальше будет служит отличительным признаком Аче - обилие свежепостроенных и строящихся мечетей. Больше автономные власти "индонезийской Чечни" похоже ничего и не строят.
Так незаметно аэропортовский бас прикатил к центру Банда-Аче - Большой мечети (Месджид Райя). Дело было в пятницу днём. Несмотря на дождь, люди массами шли в эту мечеть. Вереницей приезжали белые школьные автобусы, из которых высыпали мальчишки в белых, строго по шариату, одеждах - школьники в Аче по пятницам посещают религиозные школы. Громкоговорители транслировали на все окрестности не только азан - к чему привык на Ближнем Востоке и в Дагестане - но и всю проповедь имама.
Судя по нарядам жительниц Банда-Аче и других населённых пунктов Аче, шариатская полиция не дремлет. Женщины без хиджаба на улицах столицы не попадались, даже школьницы носят правильную школьную форму. Хотя и ни одной настоящей паранджи в Аче не встретил.
Помимо аэропортовских басов, от Большой Мечети ездит и местный общественный транспорт - лаби-лаби. Ну и беча. К слову, владельцы колясок в Аче совсем не приставучи - сразу теряют к тебе интерес после "Нет". Рядом с мечетью - и местный базар, тут же многочисленные лавчонки, едальни и прочее.
От Большой Мечети минут десять ходьбы до улицы генерала Яни, где и располагается рядышком ряд местных отелей. Остановился в "Висате", 125 тысяч за стандартный номер с телевизором, вентилятором и басрумом с нормальным душем и европейских унитазом (единственный раз в Аче!).
Дорога туда ведёт по мосту через реку (Круен Аче) коричневого цвета. На берегу реки будет воинская часть, с симпатичным памятником на входе.
Пасмурно, громадная влажность при + 25. Шум, грязь, хаотичное движение, в котором преобладают мотоциклы и чёрные джипы с тонированными стёклами. Сам Банда-Аче больше напоминает какую-то непомерно разросшуюся большую деревню. Официально рынок рядом с Большой мечетью, но торгуют везде.
На улице Яни напротив гостиниц то же многочисленные лавчонки и едальни, а вечером разворачивались и передвижные варунги. Нормальный обед обходился в 20-22 тысячи рупий. Главной достопримечательностью считается уже не раз поминаемая Большая Мечеть, полностью название звучит как Месджид Райя Байтуррахман.
Здание с одним куполом построили голландцы в 1879-м, в 1936-м голландцы пристроили еще помещения с парочкой куполом. Окончательный вид мечеть приобрела в 1957-м, когда добавили пристрои с ещё парой куполов. Во время землетрясения и цунами 2004-го мечеть совершенно не пострадала, что местные отнесли на волю Аллаха.
Южнее мечети, за стадионом будет обширный парк, где скрывается ряд памятников. На пьедестале летит один из первых ДС-3 индонезийской авиакомпании "Гаруда", деньги на которую собрали ачехцы.
А вдоль дорожек установлены камни мемориала "Спасибо за мир!"
Дело в том, что именно цунами 2004-го (когда только в Банда-Аче и окрестностях погибло более 150 тысяч человек) и привело к компромиссу властей с сепаратистами из ГАМ (Движения за независимость Аче). Поэтому и стоят камни с флагами всех стран, помогавших Аче после цунами и надписями "Спасибо за мир!" на их языках.
Российского камня нет. Хотя есть казахский, ливийский и даже венесуэльский - аккурат по соседству с американским :)
Южнее парка находится и здание Музея цунами, куда толпами в субботу гнали школьников.
Иных следов использования международной помощи в Бангда-Аче не замечено.
А за музеем цунами находится старинное голландское военное кладбище - Керкхофф. Оно ещё не дошло по степени заброшенности до британских кладбищ в Джорджтауне и Малакке, но уверенно движется в этом направлении.
Напротив Керкхоффа будет Гунонган - небольшой дворец в местном стиле, построенный Искандаром Мудой для своей жены-малайской принцессы в начале XVII века. Это единственное здание, более-менее сохранившееся в Банда-Аче от времён Ачехского султаната.
Уезжал я из Банда-Аче в Такемон, начиная свой путь к нацпарку Гунунг Лёсер.
26/09/2013 15:00
Материалы по теме
- Страны: Индонезия
- Регионы: Остров Суматра
- Отзыв о поездке: Деревня Nagari Sungai Pinang, Паданг, Суматра, 2013
- Отзыв о поездке: Суматранский транспорт, 2013
- Отзыв о поездке: Западная Суматра, 2013
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.