Сначала я думал написать два поста: про Эйлат и поездку в парк Тимна, что в пустыне Негев, но, разобрав фотографии, понял - хватит и одного. А в последний момент еще и решил, что выносить дорогу из Тель-Авива на юг Израиля и обратно с заездом на Мертвое море за рамки повествования тоже не имеет смысла, поэтому рассказ будет длинный, зато от начала и до конца, как небольшое путешествие. Чтобы поездка была целостной начну свой рассказ в аэропорту Тель-Авива, причем за две недели до описываемых событий.
Знаете почему я выкладываю себя, а не картинку с достопримечательностями Эйлата? Будет ясно по ходу поста.
Напомню, начало этой истории ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ.
Итак, время - полночь, мы только что прилетели из Норильска-Нового Уренгоя-Москвы (10 часов только в воздухе), уставшие, конечно. Я поднялся на второй этаж к стойкам аренды машин - разведать обстановку. На стойках никого, лишь два грузина оформляли договор; один - работник прокатной конторы - заполнял документы, второй - только что прилетевший откуда-то мажор - побрякивал золотой цепью по столу. Вставив пару слов по-грузински (из трех, что я знаю), я, конечно, удивил эту парочку. "Скока-скока?" - переспросил я, узнав цену на самую простецкую малолитражку, и, присвистнув, удалился на поиски такси в центр Тель-Авива. Два дня спустя я забронировал по интернету Хёндай всего за 158 долларов у компании Europcar, что вышло существенно дешевле, чем цена, озвученная мне в аэропорту.
Дальше, повторюсь, я с семьей улетел в Эйлат, откуда на второй день - в Чад. Вернувшись из Африки, я получил свою машину, правда, оформление заняло уйму времени, поскольку в офисе сломался принтер и нам пришлось все документы заполнять на коленке при помощи древних бланков. У Europcar нет стойки в аэропорту, но их представитель встречает вас с табличкой и привозит-отвозит до офиса компании, расположенной недалеко от аэропорта. С сервисом у Europcar все оказалось слабенько, работнички даже не удосужились помочь мне пристегнуть детское автокресло (я с ним столкнулся в первый раз). Но низкая цена перекрыла отсутствие дежурной любезности.
Кратчайший путь из Тель-Авива в Эйлат через города Беэр-Шева и Мицпе-Рамон протяженностью 330 км занял у меня ровно 5 часов. Вторая половина дороги очень живописна - горные серпантины с прекрасными смотровыми площадками. Был бы я отдохнувшим, фотографий привез бы уйму, а так только одну и снял. Но судите сами - больше суток в дороге и без сна: проснувшись в палатке в 6 утра по чадскому времени, я 5 часов ехал до столицы Чада, потом катался по городу, потом 4 часа летел до Адди-Абебы, 3 часа в аэропорту, опять 4 часа в самолете, нервотрепка с израильскими пограничниками и тягомотное оформление с Europcar. В общем, виды меня радовали, но на лишние остановки и фотографирование я уже был не способен. Прилетев в 2:40, только в 6 я раскидал свой багаж в машине и нажал на газ.
Где-то по дороге
История Эйлата уходит корнями в самую древность, причем настолько, что город упоминается даже в Ветхом Завете. Царь Соломон (960-931 до н.э.) устроил здесь таможню, а поскольку в районе города был единственный на всю округу источник пресной воды, все торговые караваны проходили именно здесь. Считается, что царица Савская пришла в Иерусалим с целью заключить договор, так как торговые караваны государства Саба шли через земли Соломона. В результате всем известных переговоров родился Менелик, родоначальник эфиопской царской династии, правившей без малого 3000 лет и прервавшейся лишь в 1974 году с уходом Хайле Селассие. Но что-то я отвлекся... В виду удачного местоположения за обладание этой территорией всегда велись споры, здесь успели отметиться и древние римляне, и крестоносцы, и турки. Последний раз смена хозяина произошла уже после провозглашения независимости Израиля. Несмотря на то, что согласно резолюции ООН южная часть пустыни Негев вместе с побережьем должны были войти в состав государства Израиль, де факто здесь был расположен арабский легион, подчиняющийся Великобритании, желавшей закрепиться в регионе. В 1949 году город был захвачен без единого выстрела и над городским полицейским участком взвился государственный флаг Израиля, нарисованный чернилами на обычной простыне. Этот трогательный момент увековечен в мультяшном памятнике, установленном в центре города возле парковки крупнейшего в Эйлате торгового центра.
Рядом с памятником заботливо огорожен столбиками глинобитный сарайчик. Кусок ли это древней городской застройки или с ним связаны какие-то исторические события я так и не смог выяснить. При всей своей многовековой истории других исторических памятников в Эйлате обнаружено не было. Переходим к развлекательной части.
Еще в 1934 году Давид Бен-Гурион предлагал переселить в Эйлат сотню семей, чтобы обозначить здесь еврейское присутствие. Эти планы стали реализовываться с укреплением в Эйлате израильской администрации. Место стало бурно развиваться и, наконец, получило статус города в 1959 году. Достаточно взглянуть на карту, чтобы увидеть всю военную и стратегическую значимость Эйлата для Израиля и баланса сил в регионе. Советский Союз организовал бы здесь закрытую военную базу, Израиль пошел кардинально иным путем (незабывая, конечно, и про оборону), направив развитие города в туристическое русло. Сейчас номерной фонд способен разместить 10000 человек, а занятость местных жителей в сфере туризма составляет 85 % (это если верить Википедии, по мне так какая-то нереальная цифра; кто тогда работает в порту, в полиции, в простых магазинах?).
Отели на центральном пляже, который носит название "Северный", всего пляжей 5, этот самый большой
Аппартаменты
Пляжи, надо сказать, здесь не ахти какие. Видали мы и получше. За городом тоже ничего впечатляющего нет. Пестрый подводный мир Эйлата существует только в фотобанках.
Заняться в городе нечем. То есть можно сходить поплавать с дельфинами, нарисовать себе временную татуировку, потолкаться в морском музее или заглянуть в парк аттракционов. Но это стандартная программа любого туристического концлагеря, ничего нового вы здесь не увидите. Цены в Эйлате не слишком дружелюбные, и я, ей богу, не понимаю как такое может быть в городе, являющемся зоной беспошлинной торговли.
Шопинг сконцентрирован в центре, возле аэропорта
За границей туристической части Эйлата и районов, застроенных аппартаментами для сдачи в наем, находится настоящий живой город, с магазинами и конторками для местных.
Облака над "одноэтажным" Эйлатом:
Остановка, магазин и красный тротуар. В таких магазинах можно купить даже холодец и пельмени
А теперь то, что мне действительно понравилось. Понравились инсталляции на перекрестках и разделительных полосах.
Гвоздь уличного дизайна - коровки из старых ванн
Маленький принц. Если бы такую скульптуру поставили в моем городе, он бы потеплел на несколько градусов
Понравился стрит-арт:
Электрические шкафы
Но больше всего мне понравился вид на Акабу. Когда-нибудь я побываю в этом городе и посмотрю на Эйлат с той стороны.
Огни Акабы и полнолуние
Теперь никто не сможет сказать мне, что я не был в Эйлате. И я совершенно искренне не представляю, что может заставить меня вернуться сюда еще раз
В 25 километрах к северу от Эйлата находится долина Тимна - подковообразная впадина площадью 60 кв. км, со всех сторон окруженная живописными горами. Считается, что первые люди появились в этих краях свыше 6000 лет назад, их привлекли богатые медные месторождения. Возвращаясь к уже затронутой исторической личности, отмечу, что знаменитыми "копями царя Соломона" принято называть именно медные шахты Тимны. Сейчас здесь обустроен парк, предлагающий десятки маршрутов (вход платный, насколько я помню). После массива Эннеди, непередаваемые виды которого за несколько дней до этой поездки перебили у меня вкус ко всем остальным пустыням мира, мне здесь было скучновато, но в целом в парке интересно и, определенно, лучше провести целый день здесь, чем сидеть в Эйлате.
Съезд с дороги в сторону парка обозначен скульптурами на египетскую тему. Знал бы я это раньше - не свернул бы не в том месте и не попал бы на какой-то промышленный карьер
Долина Арава:
Винтовой холм:
Автомобильная дорога. Есть и пешеходные маршруты вглубь парка разной протяженности, в том числе к древнейшим пещерам - шахтам:
Гриб:
Вот, что делает многовековая эрозия с песчанником. В результате выветривания нижних слоев и получаются такие "грибы":
Самый известный гриб в парке:
Вид на долину Тимна. Основание первой "полоски" на середине горы создано древним морем. Когда-нибудь подобная высохшая впадина останется и от Мертвого моря:
Остатки древнего медного завода (14-12 вв до н.э.). В то время Тимна принадлежала Древнему Египту:
К этому же периоду относят многочисленные петроглифы с изображениями людей, животных и даже колесниц:
Сохранность так себе, но половые признаки прослеживаются легко:
Арки:
Вид с гор. Долина как на ладони:
Едем дальше:
Соломоновы столбы, рядом с ними фундамент храма, посвященного египетской богине Хатхор.
На столбах сооружены лестницы, можно подняться и осмотреться:
45.
Древняя стилизованная распределительная подстанция у подножия Соломоновых столбов:
Все дороги парка приводят к искусственному озеру Тимна, здесь обустроен туристический центр. Посмотреть на рекламные брошюры, так здесь радостные посетители катаются на катамаранах. При нас никто ни на чем не катался. Небольшой водоем и два десятка чахлых пальм... В общем, на трояк с минусом. Ресторан вроде как работал, но блюдо предложил одно - что-то из национальной кухни и совершенно не вкусное. Развлеклись только тем, что купили бутылочки, которые самостоятельно можно заполнить разноцветным песком.
Бутылочки до дома не доехали. Песок перемешался, несмотря на то, что был плотно закупорен глиной. Что-то мы сделали не так...
Покончив с Эйлатом осмотром Тимны, утром следующего дня мы выдвинулись в сторону Мертвого моря. В отличие от первой части моего маршрута, проходящего через перевалы, эта дорога не показалась такой живописной. По большей части прямое, в идеальном состоянии, шоссе тянется в долине у самой границы с Иорданией.
По дороге ровным счетом ничего, способного захватить внимание, нет.
До самого Мертвого моря, которое и не море вовсе, а так - красивое название, мы доехали достаточно быстро и остаток дня вялились на пляже. К началу 70-х годов южная часть моря уже пересохла, северная часть еще жива, но исчезает со скоростью около одного метра в год. Не знаю, какие там предпринимаются действия для сохранения водоема, но если так и дальше будет продолжаться, то через пару-тройку поколений там ничего не останется. Поперечные песчанные дамбы делят южную часть моря на бассейны, вода в них попадает из северной "живой" части. Эти бассейны - ни что иное, как испарители, поставляющие для химзаводов минерал карналлит - сырьё для получения калийной соли и удобрений, служащее источником для производства калия, брома и магния, а магний в свою очередь необходим для производства титано-магниевого сплава - широко используемого в авиационной и космической промышленности. Конечно, Мертвое море известно не этим, а своими здравницами. Знаменитый курорт Эйн-Бокек разместился как раз на северных бассейнах.
Проезжаем старые именитые отели Мертвого моря. Ближе к нам - Леонардо клаб, которому уже столько же, сколько и морю 26 лет:
Мы остановились в отельчике Youth Hostel Ein Gedi возле кибуца Эйн-Геди, это почти в самом низу северной части Мертвого моря. Сначала еле нашли отель, потом еле нашли кибуц, в котором еле нашли магазин и банкомат. Трехместный номер с ма-а-алюсеньким телевизором обошелся в 125 долларов, и это, я так понимаю, еще не дорого. Недалеко от гостиницы большая парковка, пустая в это время года, и обустроенный платный пляж. Не знаю, насколько Израиль приветствует купание в диких местах, но здесь есть важное преимущество - душ, который просто необходим после соленных ванн.
Отдыхающих практически нет, хотя погода вполне позволяет и загарать и купаться - не сезон:
Да, вода здесь такая соленая, что на ней можно лежать. А если вы по неопытности протрете глаза и туда попадет хоть немного целебной соли - готовьтесь к очень неприятным ощущениям:
По пляжу ходит некий тип арабской наружности, который предлагает девушкам бесплатно их натереть грязью. Девушки экономят, а тип... ну, вы поняли... тщательно намазывает.
На противоположной стороне купаются туристы Иордании:
Подъем был ранним, нам нужно было добраться до Тель-Авива и сдать машину. Впереди ждал долгий перелет домой.
Утренний фото-этюд:
На дороге обнаружился танк:
Оставив Мертвое море за поворотом дороги, мы направились на запад к Иерусалиму. Пролетев оставшуюся так и не осмотренной столицу, я выехал на трассу, ведущую к аэропорту Бен-Гурион. Сдав машину, которая пробежала подо мной 898 километров, мы отправились не регистрацию.
Под таким ракурсом можно и правда подумать, что это море:
Но чуть отводишь взгляд и упираешься в противоположный берег:
Один из поселков по дороге украшен вот такой композицией^
В Израиле мне определенно было комфортно и интересно. И даже несмотря на заморочки с прохождением аэропортовых формальностей, которые могут испортить любые впечатления, я с удовольствием вернусь сюда еще раз, поскольку видел едва ли 10 процентов из того, что стоит увидеть в этой стране.
03/08/2015 14:00
Материалы по теме
- Страны: Израиль
- Города: Эйлат
- Отзыв о поездке: Эйлат, апрель 2014
- Отзыв о поездке: Эйлатский аквариум, 2013
- Отзыв о поездке: В Эйлат со своими коньками, декабрь 2012
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.