Сегодня поставим перед собой скромные цели: разобраться в любви, искусстве и политике.
На местной мове "Койоакан" - это место, где живут койоты. Так что выходить надо на картинке с волком
Где-то в начале двухтысячных одна моя богемная знакомая принесла видеокассету с фильмом "Фрида". Протянула и с заговорщицким видом прошептала: "Там она танцует страстное танго с девушкой", сделав при этом выразительное движение бровями. Брови у моей богемной знакомой были, конечно, не столь богемными, как у Фриды Кало, но, в общем, таким образом я узнал, что в Мексике кроме мыльного кинематографа есть и были и другие виды искусств.
Пересказывать тут жизнь Фриды Кало не буду, уж в наше время основные вехи ее биографии знают и жук и жаба. Но что действительно я до сих пор не могу понять во всех этой истории, люди добрые, так это как можно спасть с Троцким, а над кроватью вешать портрет Сталина. Вот это ну никак не укладывается у меня в голове. Пайо, а ты когда-то поражалась, как в спальне можно вешать портрет мамы. А тут ситуация - как если бы Маргарита повесила над кроватью портрет критика Латунского.
Как, все-таки, изменились времена, человечество стало гуманнее, как говорят в рекламе, до двух раз. Если Троцкому за его взгляды проломили череп ледорубом, то Лимонова в наше время просто засняли в объятиях секса, и выложили видео на Ютуб. У Пелевина в одной из повестей герой перед половым актом всегда ставил возле койки бюстик Путина, именно на случай скрытой съемки, чтобы потом спецслужбы не могли опубликовать компромат (ведь на видео - сам Путин). Неужели портрет Сталина в спальне Кало изначально служил тем же целям?
Вопрос чего переспала замужняя с женатым, мы даже не будем подымать. Местная художественная элита первой половины двадцатого века была сильно неразборчива в вопросах половых и идеологических связей. Муж Фриды Кало, Диего Ривера, сам не пропускал ни одной юбки, а том числе не побрезговал и родной сестрой Фриды. И, кстати, собирался жениться на одной американской актриске, у которой до этого было роман... с Фридой Кало. Тут один мой знакомый постоянно пытается доказать, что полюбить можно только красивого человека. Он просто никогда не видел фото Диего Риверы. Что женщины находили в этой жабе, что за харизму - мне непонятно. Нет, я, конечно, слышал, что любовь зла, но "я и не знал, что любовь может быть жестокой".
Тут у нас Диего еще с человеческим лицом
Возвращаемся к дому Фриды Кало. Сразу надо уточнить, что в Мехико есть два дома, в названии которых упоминается имя Фриды. Один из них - это тот дом, в котором Фрида и Диего жили, когда были женаты. Он представляет из себя два отдельных сооружения, соединенных мостом. Две твердыни, прям как у Толкиена. Второй дом, о котором я поведу речь - это дом семьи Фриды, построенный ее отцом. В этом доме она родилась, провела детство, а потом уже жила после развода с Риверой.
Тут сразу сделаем заметочку о прелестях местной архитектуры, чем-то смахивающей на арабскую. Со стороны улицы дом представляет собой длинную стену с редкими окнами, когда же заходишь вовнутрь - то попадаешь в прекрасный уютный сад, украшенный преиспанскими артефактами.
Это - не преиспанский артефакт, это - черепеха в пруду, она нежится
Сам дом никакими роскошествами не блещет, но очень мил, и по-мексикански колоритен
Кухня
Столовая
На фото столовой гляньте в правый угол, там висит Иуда из папье-маше. Таких Иуд в Мексике обычно делают на Пасху, чтобы потом сжечь (какие-то следы Инквизиция все-таки оставила в народном сознании).
Мастерская Фриды. Пока она могла передвигаться хотя бы на коляске и сидеть - она работала тут.
Тут же можно увидеть некоторые из ее работ
Эта картина называлась "Марксизм - лекарство от всех болезней", спрашивайте в аптеках вашего города
Три основные темы творчества Фриды Кало, как мне показалось: Диего, боль и коммунизм. Допускается смешение тем:
- Чистая физическая боль как последствие тяжелейшей травмы в молодости
- Диего со своими постоянными изменами, как еще один источник и одна стоставляющая боли
- Коммунизм, который, как гласит одна из благородных истин буддизма, есть способ избавления от страданий
Несколько наивно и по-женски, но очень искренне. Тут же можно увидеть и откуда, скажем так, росли ноги творческого стиля Фриды.
Ничего не напоминает?
У Фриды есть примерно такая же картина. Была история о том, что муж нанес своей жене порядка сорока ударов ножом, а потом на суде сказал: "Я ее всего-то пару раз пырнул". Картина Фриды так и называется. А то, что выше и ниже - это так называемые Exvotos, лубочного типа картинки с благодарностями богу, деве Марии или святым за какое-то содеянное чудо. Если, допустим, у жены муж перестал пить, или кто-то из родных выжил после тяжелой болезни - рисовалась такая вот картинка, и помещалась в церкви. Считается, что одну из самых первых exvotos заказал Эрнан Кортес, когда избежал укуса скорпиона (естественно, ничего он не избежал - это дева Мария отвела скорпионово жало). Фрида Кало с Диего Риверой когда-то купили целую коллекцию таких картинок.
Спальня Фриды. В доме было две кровати, на одной из них Фрида в последние годы своей жизни проводила день, а вечером ее переносили на другую кровать, для сна.
Кровать для сна. Обратите внимание на картину с бабочками, которая прикреплена к верхней панели кровати. Мне кажется, это очень красиво - проснуться и увидеть бабочек.
И не увидеть висящий у тебя за спиной скелет. У местных жителей немного другое отношение к смерти. Еще один такой скелет из папье-маше, только гораздо больше, лежал раньше прямо на потолке фридыной кровати. Ривера еще шутил, что это фридын любовник. Хотя у нас, конечно, предпочитают держать свои скелеты в шкафу, там они не так пылятся, и с молью бороться легче.
Тут же в комнате стоят ее корсеты.
Понятно, что носила она их не красоты ради, но если уж ты вынуждена большую часть своей жизни прожить в таком вот гипсовом панцире - так почему бы не попытаться его как-то украсить, мы же тоже декорируем наши квартиры.
Сломанная колонна - один из ее любимых образов
Дневная кровать была в комнате с выходом на веранду
Тут Фрида проводила дни, и даже рисовала, когда уже не могла вставать (на фото на фото видна сложная система, при помощи которой ей пытались растягивать позвоночник). Для удобства рисования к потолку кровати специально приделали зеркало.
Еще один интересный момент, когда она уже не могла вставать с кровати - она переоборудовала все эти нависающие над ней медицинские конструкции (в фильме это хорошо показано) в кукольный театр, и устраивала небольшие спектакли для детей.
Фото, конечно, не очень удачное, зато виден летающий крокодил
Обратите внимание на картину в изголовье кровати. С одной стороны кровати, как мы уже знаем, висел иконостас от Маркса до Мао, а с другой - старая мексиканская картина с мертвым ребенком. Еще одна ее боль, вдобавок к верному мужу и неверному телу, еще один скелет к тому, что живет на крыше - их с Диего ребенок, которого она так и не смогла доносить из-за проблем со здоровьем.
На кровати - посмертная маска Фриды. В этом доме она умерла. Урна с ее прахом раньше стояла рядом с кроватью. Но это почему-то пугало посетителей (скелетов они не боятся, а вот прах...), поэтому позже прах пересыпали в однин их стоящих в саду дома женских торсов.
И еще один интересный момент. Когда-то я писал, как мы с гидшей устраивали в музее Прадо разборки возле картины Рембрандта. Она считала ее Рубенсом. Картина изображала Артемизию, жену царя Мовсола (да да, опять про нее). Концепт картины был уже рассказан на страницах этого ЖЖ раз двадцать следующим: Артемизия попросила смешать прах умершего мужа с вином. Она собиралась выпить этот напиток, чтобы тело ее стало мавзолеем для почившего супруга (кто скажет, что по всем законам через пару часов прах мужа покинет тело Артемизии и упокоится в ближайшей сточной яме - тот неромантическое быдло).
Так вот, продолжаем раскрывать тему праха. Диего Ривера в своем завещании просил после своей смерти его тело так же кремировать, и смешать его прах с прахом жены. Оба они были коммунистами и всеобщее воскресение из мертвых им не грозило, а так можно было быть песчинка к песчинке с любимой аж до тепловой смерти вселенной. Но родственники Фриды не исполнили последнего желания Риверы.
Теперь переходим к гостевой спальне, в которой останавливался Троцкий. То, что висит на крючке - это не плащ бэтмена, это комбинезон Диего Риверы.
Афродизиак на стене
Какое-то время Троцкий был гостем Фриды и Риверы, но потом с женой перебрался в отдельный дом, в нескольких кварталах от них. Снаружи так и не скажешь, что в этом условном Медведково разворачивались события мировой значимости. Дом, в котором лидер оппозиции Сталину проживал в Мехико, дворцом конечно не назовешь. Думаю, поместье Березовского в Англии было не столь скромным.
Лев Троцкий почему-то последнее время воспринимался мною просто как какой-то отец русской демократии, изгнанный плохим Сталиным из Советского Союза, а потом еще и коварно убитый по его приказу. На всякий случай прошелся интернетами освежить информацию. Да нет, иммиграция Троцкого сначала в Турцию, затем - во Францию, Норвегию и далее в Париж не есть какое-то бегство святого семейства в Египет от ужасного царя Ирода. Просто люди делили власть и влияние в коммунистическом движении. А в этом деле ведь как: кто первый конкурента прикончил - тот и Каин. А второй автоматически становится Авелем. Не потому что такой хороший - просто не успел (не смог) первым.
Собственно, дом. Столовая
В столовой меня больше всего поразила клеенка на столе. У моего дедушки на даче была точно такая же.
Столовая - она же и кухня, по совместительству
С этой скалкой Наталия Седова встречала мужа из коммандировок
Ванная комната, с сортиром на заднем плане. Там виден пюпитр, но это вовсе не означает, что Троцкий там музицировал на скрипочке, так тут оформлены музейные пояснительные записки.
Зубная паста "Колгейт".
Кабинет, в котором и произошла "история с ледорубом".
Я не совсем понял, что означает эта странная картинка над кроватью.
Мало кто знает (я, по крайней мере, не знал), что это было не первое покушение на Троцкого в Мехико. Первое оказалось неудачным, группа заговорщиков ворвалась в дом ранним утром, расстреляла комнату и оставила бомбу под дверью, для пущей уверенности. Но Троцкий с женой с самого начала нападения залегли на полу, и ни одна из пуль их не задела, только немного пострадал их внук. Все это происходило тут, в спальне Троцкого (все местные страсти проистекают в спальнях).
Но именно на этой, первой группе заговорщиков я бы и хотел остановиться поподробнее. Как мы помним (если не помним - я напоминаю), Троцкий попал в Мексику по приглашению президента Мексики, которого об этом попросил Диего Ривера, художник, коммунист, троцкист и муж Фриды Кало. А группу заговорщиков при первом покушении на Троцкого возглавлял... другой мексиканский художник, тоже коммунист, но сталинист Хосе Давид Альваро Сикейрос. Пояснительная надпись в музее гласила буквально следующее: во время покушения Сикейрос стрелял из двери в сад, художник Антонио Пухоль (Пуйоль?) стрелял из двери в кабинет, а из противоположной двери стрелял художник Луис Ареналь. В общей сложности они выпустили порядка двухсот пуль. Ну что тут сказать... Вот такая вот в Мексике художественная школа. Честно говоря, если бы мне кто-то сказал, что в Мексике три художника решили убить еврея коммуниста, бежавшего из России - в бы подумал, что сценарий этот недорогой писала драматург Птушкина.
Возвращаясь к коммунизму. Та идеология, что провозглашала религию опиумом для народа, на самом деле пыталась выбить конкурента с рынка, то есть это был соеобразный дележ сфер влияния между опиумом для народа и, допустим, кокаином. Видно, в этом регионе мира климат очень хороший для произростания коки, и реальной, и идеологической, поэтому местные художники в начале двадцатого века пропитались идеями коммунизма как ромовые бабы, что очень хорошо просматривается не только в их дейтельности, но и в их творчестве. Некоторые работы Фриды Кало мы уже видели, теперь вспомним и о муже ж.
Здание министерства просвещения в Мехико. Тут Диего Ривера решил повторить подвиг Микеланджело. Три этажа, 120 фресок. Основные темы: мирный труд рабочих, справедливость, равенство и все такое.
Кстати, до сих пор это здание фунционирует как министерство, при этом вход свободный (и бесплатный!). Зная наши подобного рода учреждения, я все время ждал, что какая-нибудь из вахтерш сейчас меня погонит с криками "что вы здесь расселись!"
Созидательный труд и рабочие - это все, конечно, умилительно, но мне больше понравились прекрасно изображенные художником отвратительные капиталисты. Вот, к примеру, они сидят и жрут что-то отдаленно напоминающее пирожные макаронс
А эта фреска называлась "Будни Уолл Стрит"
Это они пьют шампанское и читают сводки с биржи. Капитализм - это Кащей, который чахнет уже не над златом, но над симулякром злата.
Эта фреска называлась то ли "Вакханалия", то ли "Оргия". Видите там на заднем плане рабочих? Сейчас они будут наводить порядок и справедливость.
Наводят. В пузо толстое - штыком, мироедов
Девушку с брэндовыми бровями узнаем, умиляемся
Мирный труд
и труд как понятие (чем-то этот труд похож на тантрических богов, прям Манджушри какой-то).
Апофеоз: то, чем обычно в теории заканчивается "свобода-равенство" - братство
Чтобы уже не возвращаться к министерству - тут же можно увидеть и фрески Сикейроса. Того самого организатора первого покушения на Троцкого. Честно говоря, если бы мне сказали, что это какое-то современное граффити - я бы поверил.
Удивительно, что Сикейрос и Ривера не нашли общего языка в вопросах идеологии (Сикейрос был сталинистом, в то время как Ривера - Троцкистом), а их работы вполне себе смогли ужиться и сосуществовать в рамках одного здания. Хотя разница в стилях, конечно, видна.
Здесь сделаем небольшие лирические отступления:
1. Убийца Троцкого после того как отсидел - приехал в Союз, где получил звание Героя Советского Союза
2. А неудавшийся убийца Троцкого Сикейрос на процессе по делу о покушении номер один сказал, что все это глупости, и Троцкий сам организовал на себя покушение, как бы сейчас сказали, для пеара.
Одна из наиболее известных фресок Риверы в Национальном дворце, Мехико. Тут показана вся история Мексики, от ацтеков и до начала XX века (два туриста у нас - для ощущения масштабности)
Сильно мне нравится молодой человек - турист в футболке с напечатанным лицом, внизу кадра. Прямо как будто кусок фрески отделился от стены.
Тут, конечно, можно разглядывать часами. Вот жизнь аборигенов до прихода испанцев. Не жизнь - золотой век. Мирный труд, все счастливы. Слабый слабый намек на местный культы слева, в виде жреца с ножом. А вверху справа - уплывающий на восток Кецалькоатль, тот, что обещал вернуться. Это за него приняли Кортеса, когда он со своим отрядом высадился на побережье.
А вот прибыли испанцы. Даже не надо объяснять, кто тут положительный персонаж, а кто - отрицательный.
И мирный созидательный труд народов Мезоамерики стал рабским, на благо колонизаторов.
Что у нас тут, в самом центре композици? Так точно, орел на кактусе, пожирающий змею
Сжигание еретиков
Осуждая Церковь, Ривера при этом не брезгует ее же приемами - при помощи картинок объяснить неграмотным суть иделогии. Свести в данном случае Марксизм до комикса, и эту легкоусвояемую смесь скормить потребителю.
А вот, очевидно, и сама Церковь, продажная девка капитализма
А вот попы выкачивают денежки из крестьян и рабочих, узнаваемый образ святой Девы Марии Гваделупской.
Ну и на самом верху, там, где обычно на иконах располагают бога, сам Карл Маркс (там на одной из фото сверху видно)
А кто это у нас тут образовывает народ, с такими узнаваемыми бровями?
26/08/2013 11:00
Материалы по теме
- Страны: Мексика
- Города: Мехико
- Отзыв о поездке: Мексика. Мехико, 9.03.13
- Отзыв о поездке: Низкоэтажная Мексика, январь 2013
- Фоторепортаж: Мехико, декабрь 2012, 27.03.2013
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.