Времени у нас в распоряжении было совсем мало, а увидеть хотелось как можно больше. Прага это конечно не просто хорошо, а хорошо до полной потери сознания, но любопытно было посмотреть и что-то еще. Выбор пал на Карловы Вары.
Обстановку разведали заранее. Купили билеты, изучили расписание поездов, рассмотрели карты Чехии в интернете....
Даже бумажная карта была: туроператор, через который заказывали билеты, визы и отели, позаботился выдать каждому аккуратный пухлый конверт, в котором можно было найти не только ваучеры на трансфер и заселение, но и несколько карт, сувенирных календариков, брошюрок, инструкций и пр. Полезный набор.
Вот в этом конверте и была немного странная, но вполне читаемая карта курортного города, некогда бывшего любимым местом отдыха русских монархов.
Билеты на поезд без конкретного времени. Главное израсходовать в течение тех суток, на которые они куплены.
Мест в билетах тоже нет. Предполагается, что поезда итак по большей части полупустые и места всегда где-нибудь да будут. Билеты с местами можно приобрести только за особую доплату в кассе или через интернет. Мы этого не знали, и на обратном пути в связи с этим был несколько неприятный инцидент. На будущее будем умнее: заказывать билеты все же нужно на сайте и обязательно с местами.
Выбрали поезд на 5 с копейками утра. В дороге где-то два с половиной часа, приедем рано, успеем нагуляться и предпоследним поездом (на 6 вечера) - обратно. Предпоследним (а не последним) это от навязчивой предусмотрительности – а вдруг выберем последний, а там возникнут сложности с местами/билетами/звезды не так сойдутся/кости не так лягут. В общем лучше иметь запасной вариант.
Каково растолкать себя в три утра, когда накануне в очередной раз приплелись фиг знает во сколько и как всегда без задних опорных конечностей, - триллер душещипательный но малоинтересный. Итог один – проспали. Дольше семичасового тянуть было нельзя, тогда бы точно ничего не успели. Собрали волю в кулак, разум в охапку, камеру и карты в рюкзак и в 6 утра уже стояли на вокзале.
Praha hlavní nádraží (Прага Главный Вокзал) очень большой. Он объединяет пару зданий разного времени постройки и стиля. Это и центральный железнодорожный вокзал города и станция метро в одном флаконе. Внутри него сразу понимаешь, что ты в двадцать первом веке. Куда не посмотришь, везде электронные табло кто-когда-куда прибывает. Все куда масштабнее, чем в том же аэропорту Праги. Есть даже интерактивные стенды, на которых можно посмотреть из каких вагонов будет состоять тот состав, который повезет именно тебя.
Строгие линии арок над широкими светлыми коридорами, удобная система выходов на перрон (все выходы из одной галереи здания вокзала ЖД, нужно просто повернуть из нее направо или налево под нужную табличку, на которой не только номер перрона указан, но и какие поезда и когда приходят именно сюда). В такой ранний час вокзал уже (или еще?) светился витринами магазинов. В общем, как говорил Иван Васильевич: «Красота то какая, лепота!»
Состав нам достался тоже на вид вполне современный, с комфортными купе за стеклянными дверями. Добрались почти без приключений. Немного удивило только когда где-то в середине пути в купе зашел проводник и во второй раз прокомпостировал билеты. Без объяснений. Перепугались, что проводник перепутал и решил, будто мы уже едем в обратную сторону. Это бы означало, что наши билеты стали недействительным и, чтобы попасть снова в Прагу, в Карловых Варах придется покупать их снова.
Спустя обещанное в билетах время наш поезд остановился на вокзале города-курорта. Минута в минуту. Продрали заспанные глаза, потянулись и выползли на перрон в холодное сырое утро. И вот тут был первый шок: похоже, наш поезд оказался новой игрушкой дока Брауна! Ну а как иначе можно объяснить то, что сели мы в него в 2012 году, а сейчас вышли в 1960м? Поезд сказал прощальное тук-тук и скрылся вдали. На перроне остались только мы, голуби и ветер, запутавшийся в проржавевших цепях где-то под крышей старого деревянного навеса.
(фото взято с сайта http://ustecky.eu автор: Татьяна Кириллова)
Здание вокзала, видимо, не обновлялось лет пятьдесят. Внутри все как в фильмах о советском союзе шестидесятых, снятом разочаровавшимся в системе иммигрантом. Этим коридорам никогда даже заблудшие туристы не рассказывали о мире электронных турникетов, банкоматов, электронных табло. Ни одного магазинчика, ни одного кафе. В почти пустом холле вдоль стены только несколько мутноватых окошек билетных касс и пустых складных кресел, имитирующих зал ожидания.
Заранее опасаясь, что и «сервис» тут под стать обстановке, сунулись в одно из окошек – надо же было разобраться, покупать нам еще один комплект билетов или нас все-таки пустят потом обратно. Зря пугались. Милая застекольная девушка успокоила, разъяснила непонятности и даже пожелала хорошего дня.
Снаружи нас ждал второй сюрприз: вместо домиков если не города, то хотя бы пригорода, там был лес. Точнее пустая автобусная остановка, параллельно ей и привокзальной площади направо и налево разбегалась автодорога, а за ней лес. И ничего больше. Сунулись в карту – вокзала там нет. Кроме того, из карты даже не было понятно, с какой стороны города мы вообще оказались.
Где на карте тот лес, чей вид сейчас взбодрил лучше промозглого воздуха? Ни одной машины на дороге, ни одного прохожего. Окошечко киоска у остановки распахнулось как раз вовремя, уже думали вернуться и спросить дорогу на вокзале. Продавец проездных и снэков махнула рукой в сторону леса и сказала «туда». Послушались. При некотором приближении меж деревьями разглядели асфальтированную тропинку.
Через несколько минут лес закончился, а перед нами выросла высокая стена пригородного дома. Немного вдоль заборов, совсем чуть-чуть закоулками и выбрели к реке. Река у нас на карте была и это вселяло надежду. Правда по-прежнему непонятно было, с какой стороны карты мы вошли в город, но сам город уже призывно маячил невысокими, в три-четыре этажа домиками жилого района.
Вышли к мосту через Теплу и дальше все время держались вдоль искусственного ее канала, отделившегося от реки в этом месте где-то внизу под мостом. Канал совсем мелкий, с бетонно-каменными стенами и дном, просвечивающим гравием. По пути встретился детеныш экскаватора и трактора тарахтящий куда-то прямо по дну.
Местами из канала в небо бьют высокие струи воды. «Неужели источники?! Какие огромные!» - подумали было мы, но при ближайшем рассмотрении это оказались всего лишь искусственные незамысловатые фонтаны.
Особенно стоящего и интересного чего-то по-прежнему не было видно. Расстроились, решили, что только зря потеряли целый драгоценный день и деньги на билеты. Свернули в жилые кварталы.
Там наконец-то были люди. Ориентируясь по постепенно увеличивающемуся потоку людей, выбрели на широкую улицу с магазинами, ресторанами, отелями, фонтанами и другими атрибутами туристического города.
Улица снова вернула нас к реке, но город открывавшийся с того места кардинально отличался от того, который смутил своей безлюдностью, тишиной и ординарностью.
Каждое здание по отдельности как рисунок художника с воображением и любовью к деталям. Нежные, но яркие цвета фасадов домов; плетеные из позолоченных тонких прутьев узорчатые балконы, заставленные цветами; тонкой работы барельефы на стенах, надписи заковыристыми буквами.
Все вместе же – заколдованный городок из тех, что как мухи в янтаре застыли внутри стеклянных шаров со снегом.
Рассматриваю сейчас фото выше и сама не верю – ведь это все естественные краски, никакой постобработки с искусственным увеличением контрастности.
Здесь видно, что поначалу с погодой нам не очень то повезло. Серые тучи, прохладный порывистый ветер. Погода казалась маленьким ребенком, который плакать еще не начал, но куксится уже вовсю: вон глаза уже на мокром месте, брови нахмурены и пыхтит как паровоз.
Но повезло, вскоре вернули добрые неизвестные плаксивому малышу его потерянную игрушку - складки облаков на небе почти разгладились, ветер перестал шалить, река и небо договорились о едином цвете своих утихомирившихся поверхностей, и даже улыбка солнышка время от времени из-за облаков лукаво выглядывала.
Никогда раньше не видела живых гортензий. То есть видела, но в магазинах, срезанными. А тут раз и на кустах прямо. И все как читала – действительно на одном кусту растут, а разных оттенков: от голубых, до розовых. Значит кислотность у почвы, попавшейся в цепкие лапки-корешки, в разных местах разная. И ведь все в «рамках» каких-то пары квадратных метров.
За клумбой павильон Садовой колоннады. Потихоньку присоединились к какой-то русскоговорящей экскурсии и несколько минут послушали гида. Во-первых, узнали, что на клумбе с гортензиями смотреть надо было вовсе не на них, а на цветущие магнолии (потом вернулись и методом научного тыка назначили магнолиями что-то цветущее розовым), во-вторых, выслушали легенду о якобы приезжавшей сюда подправить здоровье русской императрице. Та, подходя к одному из источников, провалилась туфелькой в сырую почву вокруг него. Рассердилась, намочила платье, еще раз пошатнула нервы. В общем, на следующий же год вокруг части источников уже была возведена белая кружевная колоннада, а сами источники запрятаны-замаскированы в мраморные фонтанчики. Долго гадали, из чего все-таки сделаны «кружева». Металл или дерево. Кажется, все-таки металл, ковка.
В-третьих, экскурсовод показал, где над фонтанами написаны градусы текущей водички. Градусы в смысле температуры, а не процента содержания спирта, ясен пень. В-четвертых, что фонтанчики на вид «ржавые», но нам не надо пугаться, это просто оседает на них минерал со странным названием. Название фантазия тут же переделала в созвучное «рыгалит». Угу, посмеялись ведь еще…
На этом рассказ гид прервал и предложил всем попробовать водички из первого источника. Народ был кто с чем: от маленьких кружечек с полым носиком-ручкой, через который медленно, чтобы не обжечься, надо тянуть лечебную водичку, до трехлитровых пластиковых бутылок. Все пробовали и глубокомысленно брели дальше за своим вожаком. Решили тоже приобщиться. Лавочки, магазинчики, лоточники все кругом только такими кружечками и торговали. Купили одну и вернулись к первому источнику.
После первого глотка я как герой мультфильма чуть не выронила глаза из орбит. Уверена, что ржавая вода из батарей, которую каждую осень папа спускал целыми ведрами, была на вкус и запах приятнее! Стеснительности хватило только добежать до ближайшей клумбы-кадки, чтобы выплюнуть туда этот целебный эликсир. На повторный эксперимент решиться по доброй воле я была не готова. Но друг требовал живописных кадров и подстрекал меня повторить экспириенс. (У него самого, кстати, силы духа хватило даже чтобы немного выпить. Гримасы при этом моим не уступали.) На мое счастье кадки с пальмами стояли через каждые несколько метров. Иначе я бы точно с питьевым марафоном не справилась. Поступать так было конечно неудобно и неприлично, но сработавший рвотный рефлекс порадовал бы публику куда меньше.
А народ ведь целыми рядами вдоль набережной сидел, пил и явно наслаждался процессом. Извращенцы… Хотя, наверное, если какая-то болячка сильно припечет и не на такое пойдешь. Но ведь не все же от болячек лечиться приехали. Спорить готова, тут работал тот же эффект, что с поклонением «Черному квадрату» Малевича: «Всем же нравится, значит и мне должно!»
От Садовой колоннады до следующей Мельничной пять минут живописной набережной пройти.
По маршруту в стеклянных кабинках, чем-то напоминающих, будки телефонов-автоматов расставлены изделия ручной работы. Тематика в основном африканская. На некоторых были таблички с ценами. Исходя из количества циферок в ценах, подозреваю, что «будки» были бронированные. Некоторые «произведения искусства» за доплату сверху к себе на порог не пустила бы (например, ту, что скорее на коллаж из отрубленных голов походила), а некоторые (как на фото ниже) вполне возможно не отказалась у себя иметь.
Город очень маленький и улица с колоннадами и заполненными хрусталем и драгоценностями магазинами (я их обязательно чуть дальше покажу) заканчивается довольно быстро, разветвляясь на два рукава. Первый рукав по-прежнему верен течению канала и почти сразу приведет к огромному дворцу-отелю. Дальше туристическая часть города, сосредоточившаяся на набережной, уже не распространяется.
Второй рукав улочки поворачивает на этой развилке направо и уходит резко в гору. Наверное, из большинства фотографий итак заметно, что город расположен в долине реки и со всех сторон окружен невысокими горами. Большинство улиц идут параллельно друг другу, располагаясь постепенно на все более и более высокой части горы, и образуя при этом ярусы-террасы, на которых и построены дома. Потому, стоя внизу на каком-нибудь мостике, можно просто поднять голову вверх и разглядывать что-то за много-много улиц от себя.
Один раз до того и тут, почти у развилки, снова встретилась вот такая чудесная штука.
Под каждой из металлических плиток «прячется» одна нота. Переступая или прыгая с одной на другую, получаешь мелодию. При небольшой сноровке и не оттоптанных медведем ушах можно даже что-нибудь «наиграть». Рядом и инструкция имеется.
Уклон в гору чувствителен и часть пешеходной улицы в этом месте заменена лестницей (для тех, кто на колясках или с колясками есть объезд с уклоном поменьше).
В очередной раз удивляюсь, насколько европейцы и американцы с «ограниченными возможностями» на самом деле не ограничены в сравнении с возможностями относительно здоровых русских. Про пенсионеров, которые могут на свои пенсии позволить себе путешествовать, только ленивый в интернете не писал. Но вот когда видишь человека в инвалидной коляске, который (по различным фиксаторам видно), не может даже голову повернуть, и он может позволить себе некоторые поездки-экскурсии без сопровождения и в принципе может себе «позволить» поездки... Как раз на развилке улиц встретился такой мужчина в «коляске». Точнее в открытом трехколесном мини автомобиле-кресле с двигателем, оборудованными несколькими фото и видеокамерами, укрепленными под разными углами на встроенных в коляску штативах, и небольшим компьютером с монитором и клавиатурой. Что наталкивает на мысль о синтезаторе речи, кстати. Похоже, человек был парализован практически полностью, но от этого его возможности исследовать мир не свелись к нулю. Прогресс радует, но недоступность этого прогресса для 90% населения «самой богатой» страны мира удручает. Очень.
Интересный монумент. Напомнил что-то еврейское. Наверное звездой на боку. На самом же деле это колонна со скульптурной группой Пресвятой Троицы или просто Чумной столб. Но в отличие от пражского Чумного столба этот поставлен не в память о жертвах эпидемии, а наоборот - в благодарность за то, что эпидемия бушевавшая в 1713 году в Европе обошла Карловы Вары стороной.
На купленной по дороге уже человеческой карте города выбранное нами направление должно было привести к подъему в обсерваторию на башне Дианы.
Практическое отступление. В Карловы Вары можно ехать совсем ничего не зная о том, какие достопримечательности там есть, и для этого не обязательно оплачивать там гида и экскурсию. Конечно, гид может и какие-то легенды с историями параллельно прогулке рассказать, но для конкретных указаний «как дойти?», «что там посмотреть?» и краткой исторической справки достаточно будет найти на одной из туристических троп мигающий красными лампочками стенд. У стенда справа панель с кнопочками и инструкцией. Согласно инструкции выбираем на аналогичном домофонной панельке циферблате нужный код и на языках от чешского и английского до русского и японского слушаем рассказ о выбранной достопримечательности. Карта города при этом красными лампочками подсветит маршрут от данного стенда, до требуемого объекта.
Наигрались с таким стендом и мысленно поставили галочки, куда надо не забыть. Успели только в одно место, в обсерваторию, к сожалению.
Подняться на холм можно пешком. Точнее даже не можно, а нужно. Для этого там даже маршруты размеченные есть. Разные маршруты как лекарства прописывают доктора в местных санаториях своим пациентам. Но где бы взять столько времени. Так что наш выбор Lanovka Diana. Вообще дословно lanovka - это канатная дорога. Но тут к вокзалу вниз приходит все-таки самый настоящий, хоть и горный трамвай. Как-то странно в таком случае называть его «канатной дорогой». Да и ни одного каната на трамвае точно не было видно.
Фуникулер останавливается невдалеке от башни обсерватории.
(фото взято с сайта http://www.dpkv.cz)
Вид с башни просто потрясающий. Город оттуда кажется только еще более сказочным и игрушечным. Цвет неба вовсе не фотошоп. Оно действительно было таким густым, хоть ложкой черпай. Передать на фото это помогла пара серых градиентных фильтров.
Из ощущения нереальности выводит только серый гостиничный массив советской постройки. Да что ж такое было у советских архитекторов с чувством прекрасного? Как в здравом уме и трезвой памяти можно было строить в таком месте, так и ТАКОЕ?
Красных крыш тут значительно меньше, чем в Праге. А вот родственность местной архитектуры и немецкой проглядывается очень хорошо.
Вниз спускались тропками, на вид дикими, но ухоженными. Приятно, однако, побыть тут «на лечении», когда вместо горьких таблеток тебе прописывают «наслаждаться красотой по полной». Я бы почерк врача с таким указанием даже разобрала, без вопросов.
С тропинки периодически сворачивали, например малины или черники поклевать.
Малину тут не очень заметно. Она прямо поверх елки растет. Добывать ее оттого вдвойне колюче.
То останавливались, чтобы видом насладиться.
То получше какую-нибудь древность или современную скульптуру рассмотреть.
Кое как удавалась придерживаться одного маршрута и не сворачивать с него по сторонам слишком часто. Постоянно приходилось напоминать себе, что совсем скоро уже обратный поезд и опаздывать лучше не надо. По-хорошему, стоило бы одному только этому холму уделить как минимум полноценный день времени. А таких холмов-парков вокруг Карловых Вар несколько.
Холм постепенно сливался с узкими улочками.
Нет, к тому, чтобы входить к себе домой через четвертый этаж, я еще вполне смогла бы привыкнуть. Но каково, наверное, жить на первом этаже такого дома?
И каково там, на первых этажах, когда идет дождь или снегопад? Понятно, что снега у них не так много, как у нас, но картину то это не сильно меняет. Да к тому же туда точно и снег и вода с холма течет.
И не смотря ни на что, снова видна любовь европейцев к красоте деталей. Умение обустроить свой уголок так, чтобы обязательно было не только удобно, но и красиво. Как когда-то меня поразило это в маленьких лодочках, припаркованных вдоль Сены: там итак-то три квадратных метра жизненного пространства, но на эти три метра французы и горшки с цветами умудрятся поставить и набор бокалов хрустальных, и все это будет обязательно гармонировать друг с другом и с окружающей обстановкой.
Вот бы сюда забраться…
Будь это мой дом, переоборудовала бы башенку в маленькую гостиную. Пила бы здесь по утрам и вечерам кофе и любовалась на город. Что-то подсказывает, что достичь нирваны в таком месте проще простого.
Улочки совсем узкие. Интересно, темно ли на них ночью.
Не думаю, что света от таких старинных редких фонарей хватает, чтобы отогнать всех местных призраков. А призраки точно должны здесь водиться. Мы даже нашли их основную штаб-квартиру.
Рядом с домом мурашки по коже бегать начинают. Надпись над входом «Отель Метрополь» только добавляет остроты. Сколько всего могло и должно было происходить в его стенах за более чем вековую историю.
Часть дома выдает недавнее присутствие человека. Как вот тут с жалюзи на окнах сбоку.
Но то, что в разгар рабочего дня в туристическом городе все окна наглухо задраены и ни одной вывески рядом не видно, снова возвращает мысли к обитателям отеля, которым не по нраву новые беспокойные, а главное живые соседи. Уверена, что с этим местом связана далеко не одна легенда. Мне бы очень хотелось их послушать, знать бы, где только искать рассказчика.
На стыке узких улочек холма и начала туристической части города, еще прячась в тени старых домов, но уже рассчитывая на иностранную публику, расположился очередной ресторанчик с тематикой бравого солдата Швейка.
Дизайнерской фишкой владельцев была ростовая кукла самого Швейка, видимо, для удобства помещенная в инвалидную коляску. Утром его выкатывали зазывать клиентов, вечером увозили «спать».
Остановились там пообедать. В их меню значился стейк из оленины, который давно мечтал попробовать мой друг. Но, когда официант пришел брать у нас заказ и озвучил время приготовления блюд, мы поняли, что с таким раскладом ни на какой поезд уже не успеваем. Пришлось извиниться и разлучить попы с уютными плетеными креслами.
Надо было торопиться. Хорошо, что все подарки купили еще по дороге «туда» и на обратном пути только чуть-чуть поснимали витрины магазинов и купили два берестяных туеска с черникой и с голубикой.
Когда мы только собирали дома чемодан в дорогу, исследовали интернет и знакомых на предмет, что везут из Чехии.
Ответы были такими:
- Украшения с гранатом
- Хрусталь
- Стекло
Все правда. Такого выбора хрусталя, авторского и заводского (но очень красивого) стекла, украшений (причем далеко не только из граната) надо еще поискать. К такому набору из Карловых вар добавили только еще немного местной уходовой косметики. Не знаю, настолько ли она полезна, как ее преподносят, но мне в применении очень понравилась запахами.
Сейчас будет много-много фотографий витрин магазинов. По-моему, местные магазины по предлагаемому товару делятся на три категории: 40% драгоценности, 40% хрусталь-стекло, оставшиеся 20 – это брендовая одежда и обувь, косметика и БАДы, шоколад и разные сладости, ну и разное по мелочи.
Фотографии местами будут ужасного качества. Прошу не ругаться, снималось это все не глядя, непринужденно держа фотоаппарат на уровне живота с видом «а что я, да я просто мимо проходил». На части магазинов висят таблички с просьбой не фотографировать витрины, на части сами владельцы «пасутся» у порога. Где-то явных запретов вроде и нет, но тоже лучше поостеречься. Фотографии снимались по дороге и туда и обратно. Покажу их тут единым блоком, рассортировав по небольшим кучкам.
Гранаты. Вроде как на них были сезонные скидки. По крайней мере, цены действительно вполне нормальные.
Очень много было янтаря. Хотя вроде не слышала, чтобы в Чехии его добывали. Но, видимо, спросом пользуется, так как по популярности в витринах он идет сразу после граната.
Зеленый, голубой и фиолетовый это тоже янтарь. Меня это очень удивило и потому много прочитала по этой теме. На самом деле, природный зеленый янтарь действительно существует. Но добывают его в Бразилии, он очень редок и очень дорого стоит. К тому же, цвет природного зеленого янтаря более густой, темно зеленый, сам камень менее прозрачен. Разноцветный янтарь, который лежит в витринах, вряд ли имеет что-то общее с тем бразильским, но и его цвет получается вовсе не применением красителей. Технология обработки обычного желтого и коричневого янтаря немного изменяется: янтарь сначала подвергают очень большому давлению, потом давление практически убирают и снова повторяют процесс. В результате получается камень голубых, зеленых или сиреневых оттенков. В разных случаях используется разный исходный природный янтарь и разная комбинация давлений.
Прочие камни. Очень много бирюзы и жемчуга.
Хрусталь. В основном он выставлен внутри магазинов. Но там, как в музее, фотографировать запрещено. Дома все эти штуки я бы обозвала пылесборниками и распихала по коробкам, но тут и в таких количествах... Поражает воображение. Высокие потолки, каждый квадратный сантиметр которых покрыт хрусталиками люстр. Лучи света отражаются в одном помещении многократно, играют бликами, подсвечивают хрустальные фигурки на стеклянных полках вдоль стен. Включились внутренние транжиры:) Правда транжиры благородные: всем родным по коробочке, себе ничего. Все-таки, чтобы достойно держать такое дома и это не выглядело неуместно или неинтересно, нужно бы иметь что-то вроде стеклянного шкафчика с подсветкой. Вот повзрослеем, обзаведемся шкафчиком, тогда и снова за покупками.
Стекло.
Фигурки, вазы, украшения. Яркие насыщенные цвета, невероятные формы. Цены, кстати, тоже невероятные… Оркестр в правом углу второй по счету фотографии стекла очень большой. В каждом магазине к нему можно обнаружить какого-нибудь нового музыканта. На одном этом оркестре можно полноценный стенд музея открывать.
Еще запал вот этот магазин серебра.
Здесь плохо видно, но из серебра с точностью до мельчайших деталей отлиты профессиональные сувениры: вертолет, письменный стол, кресла гинеколога и стоматолога, доска архитектора, парусники и катера, гольфисты и лыжники, велосипеды и много-много еще чего разного. По-моему, очень клевый подарок.
31/07/2013 09:00
Материалы по теме
- Страны: Чехия
- Города: Карловы Вары
- Отзыв о поездке: Осенняя Чехия, октябрь 2012
- Фоторепортаж: Чехия. Карловы Вары, 03.05.2013
- Фоторепортаж: Карловы Вары: императорская лечебница, 21.03.2013
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.