Еще совсем недавно этой полоски суши не существовало не только на картах, но и в природе. Арабатская стрелка возникла около 1100-1200 годов, а на карте она впервые появилась только в 1650 году.
В мою задачу сейчас не входит подробное описание геологии и истории Арабатской стрелки - это отдельная тема. Ограничусь лишь общими цифрами из энциклопедии: "...узкий (от 270 м до 7 км), низкий и длинный (около 110 км) полуостров или коса, отделяющий Сиваш от Азавского моря". К Крыму относится около 65 км стрелки, остальное - к Херсонской области.
Идея проехать Арабатскую стрелку появилась несколько лет назад, но осуществилась только в начале этого июля.
Фотографий получилось достаточно много, поэтому, чтобы не загружать читателя, я, в основном, ограничусь только подписями к фото.
Путешествие наше началось в 5.30 когда, мы чуть не опоздав, загрузились в электричку Симферополь-Новоалексеевка.
Прогноз погоды не обещал ничего хорошего на первый день маршрута и вскоре действительно пошел сильный дождь.
Из под токосъемника нашей электрички постоянно сыпались искры, напоминая праздничный салют. Местами даже было как-то страшновато. Постепенно дождь, а с ним и электрический салют успокоились и часть нашей группы мирно уснула.
Примерно за час до конечной станции выглянуло Солнце и наградило нас железнодорожной радугой.
8.45 - мы уже на перроне и готовы крутить педали.
Вскоре первая остановка - подтяжка, подкрутка...
Сначала нужно проехать около 11 км до Геническа. В начале дороги стоит вот такой монумент-указатель советского периода. Нам, если ему верить, нужно будет свернуть в сторону Грузии :) Впервые вижу круглые флаги Украины :)
Дорога достаточно оживленная, достопримечательностей, кроме этого поля нет, и поэтому хочется побыстрее ее проехать.
У железнодорожного переезда рядом с нами неожиданно останавливаются две машины, из которых выходят люди в перчатках с пустыми мусорными пакетами. Мы сразу подумали, что так тут воруют подсолнухи. Но ошиблись - люди стали собирать мусор. А еще через несколько сотен метров мы увидели такую табличку.
И на обочинах действительно чисто. А вот и Геническ.
Не заезжая в город сворачиваем направо и сразу попадаем на достаточно широкую трассу к Арабатской стрелке.
Первый вид на Сиваш.
Развилка.
Рыбацкие лодки на берегу Сиваша.
Переезжаем мост через пролив "Тонкий".
И оказываемся на Арабатской стрелке. Дорога дальше выложена бетонными плитами с военного аэродрома. Звук от проезжающих машин еще тот!
Сиваш.
Переезжаем еще один пролив - "Промоину". Вдали виднеется Азовское море.
Въезжаем в село Геническая горка.
Делаем остановку в тени деревьев у памятника морякам-десантникам.
Антирелигиозная пропаганда в действии.
"Шедевр" местного курортного строительства. Там подобных много. Хотя, встречаются и вполне приличной архитектуры здания.
Следующая наша остановка в селе Счастливцево.
Вдоль дороги, а это больше 7 км., друг за другом следуют магазины, рынки, аттракционы, пансионаты, гостиницы... Интересна история названия села. В конце XIX века в эти места переселилось десять семей садоводов с Украины. Ими были посажены абрикосовые сады и плантации роз. Розы и фрукты отправляли в Петербург. Жили зажиточно: во многих усадьбах даже были пруды с пресноводной рыбой. Поселок превратился в рай изобилия, за что и был назван Счастливцево.
Первый прокол. Не нужно было останавливаться под акацией!
Чем дальше мы движемся, тем меньше становится машин. Очередная остановка в тени.
Перед селом Стрелковое асфальтированно-бетонированная дорога неожиданно кончается и дальше продолжается уже в виде широкого пыльного тракта.
Центральная сельская площадь. Все атрибуты на месте: памятник Ленину, Сiльрада, пошта, клуб.
Местные передвигаются в основном на "Украинах".
Наконец-то покидаем село. Дальше крупных поселений не будет.
Хоть дорогу здесь и разровняли, гребенка, или стиральная доска, все равно чувствуется.
За селом стрелка резко сужается. Здесь ее ширина всего 700 метров. С одной стороны море, с другой - Сиваш.
Мальвы.
"Елка"
Как он танцевал, ухаживая за ней! А она взяла и улетела...
Останавливаемся на ночлег.
Сегодня мы проехали 54 км. В основном по асфальту и бетонке.
Закат на Сиваше.
Кулик.
Рассвет второго дня.
Поехали.
Каменные идолы острова Пасхи Арабатской стрелки.
В этом месте хотели построить пансионат. Огородили большую территорию. Забор успели сделать только со стороны Сиваша...
Урочище Валок. Говорят, что здесь водятся зайцы, лисы и кабаны. Зайца видел, остальные не попадались.
А вот и Крым.
Рядом с указателем база отдыха "Валок". Там есть страусиная ферма и столовая. Не заходили.
Рядом - граница.
Долго ждал велосипедиста в кадре, а они, заразы, проехали по параллельной дороге :)
В километре от базы отдыха, на территории недействующей базы из нескольких домиков, находится артезианский источник с почти пресной водой. Домики охраняют несколько человек, один из которых любезно набрал мне воды.
Дальше начинается почти незаселенная часть стрелки. До села Соляного мы встретили всего лишь 3 обитаемых домика.
Соленые озера.
По берегам растут различные виды солеросов.
Обитает множество чаек и цапель.
А из людей только мы :)
Между двумя высокими песчаными барами на два десятка километров протянулась цепочка озер, разделенных тонкими перемычками. Есть даже пара пресноводных - там разводят рыбу.
Слева за озерами - Азовское море.
У пресного озера - хутор. Барашки, коровы, трактор, спутниковые антенны... Но электричество добывают сами - столбы сюда не доходят.
Живописный разрушенный сарай. За ним - Сиваш и крымские степи.
В километре от хутора растет одинокое дерево.
Сколько сотен лет этой шелковице? Скольким путникам она давала тень и прохладу?
Из-за постоянной гребенки езда по дороге становится не очень комфортной. Решаем переехать на дорогу, идущую с другой стороны бара по берегу озер.
Но она быстро кончается и мы переезжаем по перемычке на другую сторону озер и поднимаемся на второй бар.
По нему тоже идет дорога, но она сильно хуже - рыхлая и вся в гребенке.
Решаем перекусить и искупаться. А некоторые уже поставили палатку и спят.
Пляж.
Проезжаем одинокий домик. Вероятно он был построен при прокладке по стрелке железной дороги. Скорее всего рельсы в этой части стрелки так и не были проложены, но, встречающийся местами на дороге гранитный щебень, говорит о том, что железную дорогу начинали строить.
Проезжаем еще один домик - больше строений до Соляного мы не встретим.
Вышка у дома - это ржавый ветрогенератор. Удивительно, но здесь никто не использует ни ветер ни Солнце для выработки электроэнергии. До сих пор пользуются бензиновыми или дизельными генераторами.
Потревоженная angry bird нападает на велосипедиста.
Ржавый уголковый отражатель.
Тут и я пробил колесо. Не нужно было съезжать с дороги.
Мячик и зеленый коврик - это трофеи, выброшенные морским прибоем. Еще прибоем на пляж было вынесено множество надувных кругов и один абсолютно целый надувной матрас.
...а еще этот глобус Украины.
Останавливаемся на ночевку. За второй день проехали 53 км.
Рассвет третьего дня.
Поехали. По дороге встречаем следы советской бесхозяйственности.
Море по-прежнему штормит.
На горизонте показывается село Соляное и берег Керченского полуострова.
Здесь, рядом с селом, остатки соляных промыслов. Но в этот раз останавливаться не стали.
Центральная площадь.
И магазин - место остановки всех велосипедистов. Местные пацаны показали нам его, за что получили по мороженному.
Собачья будка из лодки.
Из Соляного до Арабатской крепости нужно проехать около 6 километров по усыпанной щебнем пыльной дороге. Удовольствие еще то.
И вот она - Арабатская крепость. Всю стрелку мы проехали!
Арабатская крепость построена турками на месте более ранней античной крепости для защиты от запорожцев. Долгое время разбиралась местными жителями на строительный материал. Но все равно впечатляет! Подробно о ней сейчас рассказывать не буду, мой пост и так скоро распухнет :) Лучше напишу о ней отдельно.
С другой стороны видим вал и ров, построенный еще в античные времена и расширенный турками.
Ставим палатки у крепости. Сегодня мы проехали 37 км.
Кадр из советского прошлого.
И из настоящего.
Закат.
Утром последнего дня.
Решаем сегодня доехать до Владиславовки. А дальше на поезде до Джанкоя и на электричке до Симферополя. Можно было доехать до Семисотки, но поезд там стоит не долго, а нам нужно успеть загрузить велосипеды.
Местный мотоциклист показал нам сокращенку среди полей. Ехать по ней в сухую погоду одно удовольствие!
Фотографирую флаг Украины.
Обнаруживаем целую поляну незнакомых нам грибов.
Въезжаем в небольшое село Львово.
Развалины напоминают античные.
Село названо в память о генерал-лейтенанте Владимире Львове, погибшем в районе села во время Керченско-Феодосийской десантной операции в мае 1942 года.
По переписи 2001 года, в селе числилось 11 человек. Теперь, наверное, и того меньше.
Дорога, посыпанная гравием, не очень комфортна для велосипеда.
Через некоторое время начинается асфальт. Но скорость, как ни странно, падает и от нагретого асфальта становится жарче. Спасают густые лесополосы по обеим сторонам дороги.
Переезжаем керченскую ветку Северо-Крымского канала.
Пересекаем железную дорогу. Мы во Владиславовке, путешествие закончилось. Сегодня мы проехали 25 километров.
Во Владиславовке покупаем билеты на поезд Керчь-Джанкой. Платформа низкая, но поезд стоит долго, есть время неспеша загрузить велосипеды. А вот при выгрузке в Джанкое нужно поспешить. Поезд штурмует небольшая, но толпа. Делают они это для того, чтобы затем посидеть эти 20 минут перед отправлением в полупустом и душном вагоне:)
В Джанкое садимся на электричку Новоалексеевка-Симферополь и через два часа мы дома.
Теперь цифры:
За 4 дня мы проехали 169 км. Из них 133 по Арабатской стрелке. Конечно, можно проехать стрелку и за 2 дня (некоторые делали это за один), но зачем? Это будет чистый спорт. Это не для нас:) Нам нужно посмотреть по сторонам, пофотографировать, искупаться в море...
Маршрут наш выглядел так
17/07/2013 18:00
Материалы по теме
- Страны: Украина
- Регионы: Крым
- Фоторепортаж: Один день из автопробега по Крыму, 24.06.2013
- Фоторепортаж: Вокруг Донузлава, 21.06.2013
- Фоторепортаж: Крым. Меллас и Ай-Петри, 22.05.2013
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.