Из книги Марка Габорио "Непал и его жители"
Всё, что относится к еде, в Непале имеет первостепенное значение: в зависимости от того, кто что ест и как он это делает, непальцы отличают чужаков и узнают своих. Дело не только в том, кому что можно или нельзя употреблять в пищу, не менее важно, кто готовит еду, кто ее подает и в какой посуде. Что дозволено есть и пить человеку, определяется тем, к какой касте или какому племени (иногда даже к какому клану внутри племени) он принадлежит, а также его религией.
Зерновые культуры, овощи и фрукты дозволяются всем. Употребление же мяса ограничено определенными сортами. Поскольку речь идет о племенах, отметим: гурунги едят буйволиное мясо, но не едят свинину; магары- наоборот; мусульмане же отвергают свинину и мясо других животных, не принимаемых для жертвоприношения.
Помимо этнических различий существует своего рода иерархия в пище, соответствующая общественной иерархии: есть благовидные сорта мяса - козлятина, баранина, а также рыба, которые могут употреблять все, даже брахманы. Кшатрии добавляют к этому дичь. Если речь заходит о буйволятине или домашней птице, значит, мы опустились до уровня племен и низких каст. Свинину едят только некоторые племена и неприкасаемые. Алкогольные напитки тоже в ходу лишь у разных племен и у неприкасаемых. Только невары смотрят на это более снисходительно; у них буйволиное мясо и алкоголь не воспрещены даже представителям высоких каст.
Еще важнее знать, кто готовил пищу. По законам кастового общества, которые переняли почти все племена, можно есть только пищу, изготовленную равным или высшим по положению, ни в коем случае - нижестоящим. Среди высоких каст правила еще более строгие: место, где готовится пища, должно быть чистым (в религиозном смысле); тот, кто ее готовит, должен предварительно совершить омовение, а у брахманов, кроме того, облачиться в одеяние без швов. Женщины в период менструаций не имеют права готовить. Эти предписания относятся к тому, что варят в воде, особенно к рису и чечевице. То, что жарится или варится на молоке, принимается не так строго членами высоких каст и многих племен, но только не из рук неприкасаемых.
Если все эти правила соблюдены, следует обратить внимание на то, как приготовленная пища доставляется от очага к столу. Ни один представитель нечистой касты не должен приближаться к очагу или прикасаться к блюдам с едой. Принимающий пищу должен совершить омовение, только после этого он может приступить к еде, сидя на земле или на корточках в предварительно ритуально очищенном месте. Перед ним стоит латунное блюдо с рисом, вокруг которого располагаются чаши или горшочки с чечевичным соусом, мясом, овощами и молоком. Первую щепотку он преподносит богам и предкам, затем начинает есть пальцами правой руки, ибо к пище прикасаться можно лишь правой рукой. Левой же только подносят рту чашу с водой. Правой рукой он разминает рис, бросает комок в чечевичный соус и отправляет все вместе в рот, затем добавляет мясо и овощи. Окончив трапезу, надо прополоскать рот и вымыть руки. Остатки еды чаще всего выбрасывают. Доедать их могут только те, кто; стоит ниже по касте или по родственному положению: жена доедает за мужем, маленькие дети - за родителями, а самые низшие из неприкасаемых доедают остатки со стола высоких каст.
03/07/2013 13:00
Материалы по теме
- Страны: Непал
- Отзыв о поездке: Аннапурна и Мачапучаре для ленивых, 2013
- Фоторепортаж: Сушка зерна в Бхактапуре, 07.05.2013
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.