Япония бюджетненько. Набор вредных советов



    Прошло уже два месяца со времени моего путешествия в Японию, а поскольку информация из первых рук может пригодиться уважаемому сообществу, времени писать особо нет, а воспоминания стираются, вот вам свалка рекомендаций без фотографий. Если что вспомню позже, добавлю.

    1. Первое святое правило: покупайте Japan Rail Pass. Это общеизвестный факт, но не могу с него не начать. Это огромная экономия и дает вам право перебегать с поезда на поезд любое количество раз в период действия пасса. Но. В Японии до черта частных ж/д линий. Пасс действует только на JR. То есть, Japan Rail. Это основная ж/д компания всея Японии, поездки ее поездами покроют 70% ваших нужд, если ездите обычными туристическими маршрутами. Плюс к тому, пасс НЕ покрывает самые быстрые JR-шинкансены: Нозоми и Мизухо. Но если вы не в адской спешке, вам более чем хватит поездок на более "медленных" шинкансенах: Хикари, Сакура, Ямабико, Кодама и т.д. Медленность, кстати, проявляется не в скорости, а в количестве остановок (ну и плюс время, затраченное на разгон и торможение). Пасс распространяется также на городские ж/д линии, принадлежащие JR. Метро к JR не относится. Как узнать, что JR, а что не JR - что ж, придется немного погуглить, либо поспрашивать персонал на месте, либо разобраться в картах, которые разные линии рисуют по-разному. К примеру, линия Яманоте (Yamanote) в Токио - это JR. Пасс там работает. Линия эта во многом обеспечит ваши нужды передвижения по Токио, но на ней вы не попадете к храму Асакуса Каннон и к телебашне Skytree. В Киото сложнее. Там есть JR-линия, но обходит она не все нужные вам места. На ней можно кое-как, с походом пешком, доехать до замка Нидзо (Nijo), а также удобно добраться к Фушими Инари (та, что много-много коридоров и оранжевых ворот).

    Важно перед поездкой проштудировать http://www.hyperdia.com/en/. Этот сайт выдаст вам идеальную информацию, как добраться, где пересаживатьсям сколько стоит, какие пути у вас есть с JR пассом (отключите чекбоксы private railway и nozomi/mizuho/hayabusa). Поезда ходят с математической точностью, но один поезд в Такаяму (не шинкансен) у меня все же опоздал. Плюс однажды был прокол с расписанием. Сезонная сетка расписаний изменилась и я пропустил последний JR-пасс-покрытый поезд в Хиросиму. Пришлось брать Нозоми. Кобе-Хиросима, попал на 10000 иен (порядка $120). С деньгами надо расставаться легко, без стонов (с).

    Приобрести JR пасс можно ТОЛЬКО до поездки, находясь за границей. http://www.japanrailpass.net/ даст вам информацию, где это можно сделать в вашей стране. Я это делал в Израиле, Офир турс, а-Нацив 6 Тель-Авив. Можно и заказать по почте у международных распространителей, цена вряд ли будет отличаться от официальной. На 14 дней мне стоило 45100 иен. Вам вышлют ваучер, который вы можете обменять уже в Японии на сам пасс. Адреса пунктов обмена на ж/д станциях вы найдете на указанном выше сайте. Обмен ваучера на пасс в аэропорту Нарита возможен в JR-кассе до 21:45. Учтите, что вам необязательно открыть действие пасса в день его получения. Вы можете получить и "открыть" его через пару дней. К примеру, я получил пасс в Нарите 22 марта в 21:00, но записал его с 23 марта. Иначе его срок действия заканчивается в полночь через 14 суток (и он превращается в тыкву) и я потерял бы день.

    Апдейт: как справедливо заметила пара комментаторов, все же стоит подсчитать возможные расходы на JR-поезда и прикинуть, окупится ли пасс. У меня окупился однозначно, даже с учетом пропущенного поезда в Хиросиму.

    2. Деньги. В Японии, при всей ее продвинутости, далеко не всегда примут вашу неяпонскую кредитную карточку. Брать деньги из банкомата не пробовал. Я тупо наменял наличку и привез в Японию 260 тысяч иен на 17 дней +1 вечер. В аэропорту тоже можно поменять, курс не знаю. Не надейтесь, что найдете обменники на улицах, это вам не Москва и не Таиланд. Может, в банках можно. Я был один, не делал серьезный шоппинг, останавливался в дешевых хостелях, но при этом не экономил на еде, сувенирах и достопримечательностях. В бордели не ходил, в казино не играл. Денег этих мне более чем хватило, особо не экономил. Стоимость JR-пасса в это не входит (но входят те 10 тысяч, которые я продул на "Нозоми" в Хиросиму). В магазинах не обманывают, торговаться не принято (возможно, можете чуть-чуть сбросить цены на электротехнику, если походите по конкурентам). Есть что-то вроде магазинов дьюти-фри в токийском районе Акихабара, если вас интересует электроника. Цены в общем и целом в Японии не такие уж страшные. Еда в среднем дешевле, чем в Европе. Достопримечательности дешевы, в разы дешевле, чем в Китае. Но тенденция такова, что на японские товары цены выше, чем, скажем, на китайские (разница в качестве заметна).

    3. Ночлег. Если вы мужского полу и хотите получить интересный экспериенс, вам дорога в капсульный отель. Слышал, что в Токио в Асакусе есть немного капсульных отелей, принимающих женщин, но подробностей не знаю. Цена за капсулу за ночь порядка 2500-4000 иен. Получаете персональную (совсем не клаустрофобную) капсулу - в ней уместились я при росте 183-184 см, мой рюкзак (60 л), дневной рюкзачок и еще даже осталось немного места. Идеально чисто. Вообще, в Японии я не видел грязных отелей и вообще грязных помещений. Обувь снимается при входе и сдается в ящичек. В капсульных отелях имеется вай-фай, вендинг-машины (для покупки напитков, сигарет и т.д., где цены не выше, чем в других местах), в моем токийском отеле была даже хорошая римская баня с тремя бассейнами разной степени нагретости воды. Точнее, она не римская, а японская, но сейчас не об этом. Мои капсульные отели: http://www.capsule-inn.com/ (1 ночь) - возле станции Shinbashi, ближайший к рыбному рынку Tsukiji; Shinjuku Kuyakushomae (4 ночи) в районе Shunjuku, удобен для посещения Shinjuku и всяких злачных мест в Kabukicho - в этом отеле есть та самая "баня". Сумки разрешают оставлять на ресепшене, если уходите на целый день.; Bloom Annex Capsule (1 ночь) в горде Мишима, удобен по дороге в Хаконе, капсулы шикарные-огромные, приперся туда к полуночи, ресепшионист куда-то исчез, пришлось искать его с помощью местных барменов, нашелся-бухал с кем-то в соседнем пабе; Кoyasan Guest House Kokuu (1 ночь) на горе Koya возле самого потрясающего кладбища Японии - гестхауз совершенно удивительный, капсулы бепоснежные, большие, практически маленькая комната. Его нельзя, строго говоря, считать капсульным, просто персональные отсеки. В капсульных отелях, как правило, есть бесплатные одноразовые зубные щетки, бритвы, зубные пасты. Капсула оборудована телевизором с неизменным порно-каналом (не везде просмотр бесплатный), а также будильником.

    Гестхаузы: в дормах цены за койко-место даже ниже, чем капсулы, порядка 2500-3000 иен/ночь. Я останавливался в сети гестов Hana и JHoppers, эти две сети связаны между собой, за каждые несколько ночей дается скидка 200-300 иен, не забудьте выпросить ваучер в первом же гесте и получать отметки в каждом следующем. В JHoppers в Такаяме жителям геста предоставляется скидка в 500 иен на полудневной тур в деревню Ширакава-Го. В большинстве дормов, где я останавливался, койка занавешивается, т.е. тоже получаете ощущение прайвиси. Во многих гестах (но не в капсульных отелях!) есть правила curfew (как по русски-отбой? комендантский час?), т.е. после 21:00-23:00, зависит от геста, они переходят на ночной режим. В этом случае надо их заранее предупредить, если приедете позже. Вам или оставят входной код и ключ, или ночной персонал подсобит. Полотенца в гестах платные (но не в капсулах), постельное белье бесплатно. Локеров нет, но есть багажные комнаты, японцы не воруют, за иностранных туристов не ручаюсь. О более серьезных отелях и риоканах -совсем хороших отелях в японском национальном стиле- сказать не могу, не останавливался. Нам, кабанам, принять душ, переночевать и дальше ехать, так что не пользовался.

    4. Еще некоторые вещи о транспорте. В шинкансенах есть понятие "зарезервированный вагон". Туда садитесь только если у вас зарезервировано место, иначе вас попросят. Могу ошибаться, но туристу резервировать места тыщу лет не надо, разве что по большим праздникам. С вашим JR-пассом можете ехать в unreserved. В заказе мест у меня не было необходимости, просто приходил и садился. Пару раз пришлось стоять даже в шинкансене в час пик между Токио и Иокогамой. На приватные линии билет покупал заранее, иногда по автомату. В метро тоже автоматы. Работают они следующим образом. Допустим, вам надо доехать от станции А до станции Б за 390 иен. Откуда знаете цену - над вашей головой висит карта. Там показаны расценки, не всегда на английском, но если что-вам помогут. Всегда найдется англоязычный работник. Начинаете вбрасывать монетки. Вбросили, скажем, 200 иен-загораются те билеты, стоимость которых до 200 иен. Вам пока не хватает, продолжаете вбрасывать. Загораются все новые и новые, пока не вбросили 400 иен. Нажимаете на кнопку "390", вам выбрасывается билет и сдача 10 иен. Если не разобрались заранее, можно купить самый дешевый билет, а в пункте назначения доплатить. Идете к fare adjustment machine и доплачиваете разницу.

    Огромным подспорьем являются камеры хранения на станциях. У меня были случаи, что приезжал в город, сдавал рюкзак в автоматический ящик - камеру хранения до вечера, вечером забирал и ехал дальше. Камер очень много, отличаются по размеру: 300 иен (полезет дневная сумочка), 400 иен (кое-как запихнул мой рюкзак), 500 иен (огромный рюкзачище, к концу поездки засовывал уже туда). Цена действительна то ли до полуночи, то ли до 2:00 ночи, не знаю. Хорошо вспомните, не забыли ли какую-нибудь дрянь в положенном рюкзаке, иначе платить придется второй раз: единожды закрывши, деньги назад не получите.

    Автобусы вам понадобятся в Киото. Там далеко не до всех мест можно доехать на метро и железной дороге. Очень рекомендую купить дневной пасс за 500 иен на автобусной станции возле ж/д вокзала или прямо у водителя. Иначе сложная система. Входите-нужно взять какой-то билетик, потом чего-то нажать, потом на выходе оно вам рассчитает, сколько вы должны, короче, забудьте. Если ездите по храмам в восточной или северной части города, дневной пасс незаменим.

    5. Еда. На порядок дешевле, чем в Европе. Основным моим рационом были завтраки-обеды, которые продаются в коробочках. Качество их от средней паршивости, если покупать в севен-элевенах за 300-500 иен до очень даже вкусных, если покупать в определенных сетях на ж/д станциях (советую подождать, пока пройдете турникет к шинкансену, там еще лучше) за 700-900 иен. Это не только суши, но и всякие околосушные вещи, перечислять сейчас не буду, так или иначе-рис, рыба, свиные котлеты и т.д. Есть во время езды в шинкансене вполне принято, многие так делают. Вендинг-машины с напитками есть на каждом шагу в любом городе, 24 часа в сутки (севен-элевены тоже 24 часа), в Японии больше всего таких машин и 24-часовых магазинов в мире. Стандартная цена 500 мл прохладительного напитка - 150 иен. Пару раз ел в ресторанах за 2000 иен (маловато было, догонялся севен-элевеном). Суши в хорошем баре порядка 1000-1500 иен, чтоб наесться. Суши-гурме в дорогу столько же. До черта фаст-фудов, как международных, так и японских. Рамен (супы с лапшой) разных видов порядка 200-300 иен, порции немаленькие. В целом, еда хороша, но к концу поездки начинает надоедать (сколько можно жрать эти суши). В гестах и капсулах завтраков нет. Еда высшего пилотажа - кайсеки - обойдется вам в 6000-10000 иен. Очень рекомендую суши ранним утром в ресторанчиках вокруг токийского рынка Цукидзи, там может обойтись в 2000-3000 иен, это стоит того, они свежайшие и считаются лучшими в мире, открыто с 5-6 утра. Забавной особенностью Японии является то, что далеко не везде вы найдете мусорный ящик, особенно в небольших городах. Вы можете идти километр, неся с собой использованную коробку от еды, но не найдете, куда ее выбросить. Вплоть до того, что я заходил в магазин и просил выбросить там. На улицах очень чисто, выбрасывать на улицу крайне неэтично (как, впрочем, и в других странах). Не пойму, может они еду с коробкой вместе съедают... Что касается пластиковых бутылок, то, как правило, в автоматах, где вы купили, есть место, куда выбросить.

    6. Язык. Если вам скажут, что по Японии тяжело путешествовать самостоятельно, передайте от меня привет и скажите, что это бред кобылы, причем сивой. По Японии самостоятельно ездить легче, чем по Китаю или Таиланду. В контексте языка, это не значит, что любая бабушка на улице объяснит вам, как пройти в библиотеку. Но на любой станции, в любом магазине найдется более-менее англоязычный работник. Даже водители автобусов(!) кое-где болтали по-английски. Японцы крайне вежливы и базовые слова тоже не мешает знать, такие как "коннИчива" (здравствуйте), "аригАтО" (спасибо), "сумимасЭн" (извините), "ирашаймасЕ" (добро пожаловать), "сайоннарА" (до свидания). Работник магазина будет встречать вас поклоном с грацией автомата и неизменным выражением "ирашаймасЕ", потом если что-то купите, произнесет длинную непонятную, но заученную речь, которая закончится неизменным "аригато гозаимасс" (большое спасибо). Заученная, может и не совсем грамотная, но понятная при указывании на фотоаппарат фраза "шашИн во тОтте итадакемАсс-ка" (знатоки японского могут забросать меня тухлыми помидорами) будет означать что-то, отдаленно близкое к "не соблаговолит ли уважаемый джинн запечатлеть меня на фоне этого столба?", но в общем прокатит.

    Источник: ru-travel.livejournal.com
    alex__k
    03/06/2013 09:00


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из Японии

    05.06.20 "Аэрофлот" перенес сроки запуска рейсов в Сингапур, Осаку и Мумбаи
    10.02.20 "Аэрофлот" и JAL заключили кодшеринговое соглашение о совместных перевозках между Россией и Японией
    31.01.20 ANA открыла продажу билетов на линии Токио - Москва
    09.12.19 "Сибирь" собирается летать из Владивостока сразу в два токийских аэропорта
    03.12.19 "Аэрофлот" решил начать летать в Осаку пораньше и на Airbus A350
    02.12.19 "Аэрофлот" и JAL переводят рейсы Москва - Токио из Narita в Haneda
    18.11.19 ANA будет летать из Токио в Москву
    06.11.19 JAL начала продажу билетов линии Токио - Владивосток
    31.10.19 ANA открыла продажу билетов линии Токио - Владивосток
    30.09.19 "Аэрофлот" будет летать из Москвы в Осаку
    [an error occurred while processing this directive]