Ущелье Ихлара не относится к классическому маршруту Каппадокии, которая была основной темой нашего автопутешествия по Турции, но тем не менее, Ихлара заслуживает внимания.
От Гореме и Невшехира до ущелья порядка ста километров. По дороге и тут, и там встречались тыквенные поля. Тыквы здесь выращивают не ради самой тыквы, а исключительно ради тыквенных семечек, поэтому везде вдоль дороги валялись целые кучи отработанных тыкв.
Дорога в этом районе хорошая, безлюдная, двухполосная с вот такими дорожными знаками и указателями.
А вокруг дороги вот такие пейзажи - высокие горы Восточного Тавра с белоснежными шапками где-то в дымке.
Ущелье Ихлара - это 14-километровый глубокий каньон вулканического происхождения. Глубина каньона примерно 150 м.
В нижней части ущелья течет река Мелендиз, вдоль которой лежит тропа. Туристические походы очень популярны здесь, так как помимо природных красот, тут еще монахами-отшельниками много-много лет назад высечены скальные храмы и монастыри, соединенные ходами и переходами. Некоторые монастыри расположены на отвесных скалах ущелья, так что забраться туда очень трудно.
Но в наши планы 14-ти километровый треккинг не входил, поэтому мы решили посмотреть каньон сверху. И приехали к его началу в одноименную деревню Ихлара, откуда начинаются маршруты по ущелью.
По пути встретили несколько туристических автобусов, которые высадив туристов, уезжали на другой конец ущелья.
Деревушка небольшая, находится внизу ущелья, естественно есть мечеть и турецкий флаг.
Потом мы хотели поехать по дороге параллельно ущелью, но сначала поехали в сторону деревни Гюзелюрт, в окрестностях которой раскинулась монастырская долина. Раньше здесь было до 50 церквей, и монастырских комплексов, старых и не очень. Сегодня сохранились лишь около десятка. Нас же интересовала Analipsis Church (Yuksek Church), расположенная, не доезжая Гюзелюрт, с правой стороны. Сама церковь хорошо видна с дороги, и к тому же к ней есть указатель. От основной трассы до церкви около двух километров по грунтовой дороге.
Дорога к церкви довольна живописна и немного страшновата - мимо огромных каменных валунов, которые как будто нарочно сложил кто-то вдоль дороги и которые казалось от порыва ветра попадают.
Церковь стоит на небольшом холме-кургане рядом с водохранилищем. Причем это не просто холм, это остатки древней хеттской стены.
Строилась церковь в 1894 году на деньги какого-то мецената, но так и не была достроена. Почему? Не знаю. Фрески в церкви не сохранились, хотя возможно их и не было вообще. А вот само здание, а также кельи сохранились довольно хорошо.
С холма открываются красивые виды на долину, первые грибы, водохранилище и вулкан Хасан (один из виновников пейзажей Каппадокии).
После, мы вновь поехали вдоль ущелья. С деревушкой Белисирма, которая просто сливается с каньоном, составляя с ним единое целое, связано одно из самых моих больших впечатлений от Турции.
Мы подъехали к очередной "смотровой площадке", если можно так сказать, так как в принципе это была просто обочина и красивый вид. Внизу было ущелье. Внизу же бежала речка, пересеченная мостками, на которых расположилось кафе. Внизу же расположилось селение, развивались турецкие флаги. Судя по карте, это была Белисирма.
Мы подошли к краю ущелья, я фотографировала виды. И тут раздался голос муллы из минарета. Солнце садилось, это был призыв к вечерней молитве. Ветер унес его голос куда-то далеко. Голос эхом раздавался над ущельем. Мы, что-то громко обсуждающие, как по команде все замолчали. Тут же ветер откуда-то подхватил голос другого муллы и принес к нам. "Наш" мулла ответил. И ветер снова унес его эхом. Для меня призыв к молитве был впервые. И для меня это было как что-то из другого мира. Я стояла на краю обрыва и просто наслаждалась. А природа, каньон и ветер придавали этому какую-то таинственность. А внизу жила своей жизнью Белисирма.
Через деревню Селиме, мы спустились вниз, в каньон.
Здесь пешие маршруты заканчивались, здесь на берегу реки или прямо на самой реке расположились кафе, где после долгой прогулки можно пообедать.
Мы выбрали кафе, украшенное большим турецким флагом и зашли внутрь.
Меню представлено 4-мя блюдами: рыба, грибы, курица или баранина с гарниром, разогреваемые в чугунных глубоких тарелках. Чай на буржуйке бесплатно.
Вкусно пообедав, мы заторопились дальше. У нас был еще один пункт на сегодня, и мы хотели успеть до темноты. Это был озеро Нар, которое расположилось в кратере потухшего вулкана. Воды которого были геотермальными и подогревались этим полупотухшим вулканом. Озера на карте не было.
Озеро искали долго, все, что мы знали, это название озера. Все что у нас было, это бумажная карта с нарисованной схемой. Блуждали мы долго, несколько раз спрашивали у местных про озеро Нар и показывали им карту. Но по-английски никто не говорил, а по-турецки не говорили мы. Про озеро Нар никто не знал, пока мы не произнесли заветное слово "Кратер".
- Ааа, Krater, - воскликнул турок, и тут же указал нам направление.
Мимо строящегося спа-отеля мы добрались до озера. Озеро лежит чуть ниже окружающих его холмов. Мы приехали туда на закате. Изумрудное озеро окружено черными туфовыми горами, которые местами были почему-то розовыми от закатного солнца. Говорят, что горячие источники его помогают от ревматизма, однако вода в озере была холодной, а сами источники мы не нашли, так как их по трубам уже провели в строящийся спа. Вокруг озера также были обнаружены первые туфовые пещеры.
Световой день в Каппадокии короткий, солнце садится быстро, поэтому уже очень затемно мы вернулись в Учхисар на ночлег.
13/05/2013 13:00
Материалы по теме
- Страны: Турция
- Регионы: Каппадокия; Долина Ихлара
- Отзыв о поездке: Другая Турция. Pigeon Valley, 2013
- Отзыв о поездке: Другая Турция. Деринкуя, 2013
- Отзыв о поездке: Другая Турция: Стамбул, апрель-май 2008
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.