Путеводитель по Палестинe Сары Ирвинг описывает это место как деревню, расположенную недалеко от Дженина и традиционно являющуюся одним из центров сопротивления оккупации ( британской или израильской - неважно), Впрочем автор сообщает, что любим мы ее не за это, а совсем даже за наличие там прекрасной и старинной церкви, которая, " третья по древности и пятая по значению у христиан " и которую нашла и возвеличила сама святая Елена (ссылок на первоисточники разумеется нет) .
Теперь отвлечемся от палестинских народных легенд и их раскруткой в СМИ и, попробуем проследить историю этого места.
Tопоним Буркин (или Бурка, как называют ее сами арабы), первый раз упоминается в письмах из Амарны.
"Make war against the king your lord, as our father, when he was against Shunamu and against Burquna and against Harabu, deport the bad and exalt the faithful! He took Gitti-rimunima and opened the camps of the king your lord!"
Обычное древнее селение, вероятнее покоренное Иисусом Навином при вторжении в страну.
Проходит 2000 лет и в Евангелии от Луки появляется следующий открывок:
Идя в Иерусалим, Он проходил между Самариею и Галилеею.И когда входил Иисус в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.
Имя деревни не указано, что и дает просто для всяческих фантазий.
Прохoдит еще 300 лет и на свет появляется "Ономастикон" Евсевия Кейсарийского. И в котором - ни слова о церкви , возведенной на месте чуда излечения. Ни одного слова. Hи о Буркине ни о соседнем Дженине ( который тогда назывался ЭйнГаним). Древнейшая святыня не упомянута вообще. И в " Церkовной истории" о царице Елене и ее путешествии в Буркин не сказано ничего.
То есть церков возможно тогда и была (и сколько тогда было церквей в Палестине?), но вот известность, значимость и древность находятся под сомнением. В качестве доказательства древности показывают кусок пола византийских времен, найденный при раскопках и каменное кресло.
Прошло еще полторы тысячи лет. 19- век в наших краях - век путешественников, которые вернувшись из поездки писали книг об увиденном. В том числе и упоминается место, где как повествуют местные жители , произошло чудо исцеления. По описанию - это Буркин
Впрочем в других книгах в качестве этого места упоминается Дженин.
А в этой книге вообще говориться от том, что традиции "Дженин- чудо исцеления" уже 15 веков.
И потобные утверждения встречаются почто во всех путеводителях 19-го начала 20-го века. По крайней мере пока в Дженине была христианская община.
Кондор, в своем " Tent Work in Palestine" упоминает о прекрасной уютной христианской церквушке в Буркине на вершине холма. С рисунками(иконами), написанными на дереве (сейчас их там не видно). С древним креслом . И ни слова о чуде исцеления прокаженных.
Проходит еще несколько десятков лет. В путеводителях все реже упоминают Дженин, как место сотрворения чуда и все чаще отосят это к Буркину. Причины понятны: в Джение христиан нет, в Бурке еще осталось несколько десятков человек.
Наступают 90-е годы 20-го века. Арафат получает в управление часть Иудеи и Самарии. Близится 2000-й год с огромным количеством паломников. Кроме Вифлеема нужны еще святыни, находящиеся под управлением палестинцев. Маховик легенды " Древнейшей церкви в Бурке" запускается на вю мощь. Кто-то добавляет фразу " третья древнейшая, пятая по значению" и новая святыня (правда все еще носящая имя Святого Георгия) появляется на свет. Поиск на русском в Гугле дна " буркин прокаженные" дает 13 тсяч результатов. а на английском на "burqin lepers church" - почти 39 тысяч. Иногда ее, правда, передвигают а четвертое место по древности.
Деньги на ремонт не жалеют ни Палестинская Автономия ни Иерусалимский Патриархат.
Написана книга, посщященная этой церкви.
Тони Блеер считает необходимым ее посетить.
Появляются рекламные ролики
Короче говоря святыня есть и уже не вопрос времени , когда ее впишут в места, обязательные для посещения , наряду с Вифлеемом и Иерихоном.
Это было предисловие, теперь несколько слов о том, какой я увидел эту церковь, когда попал туда несколько месяцев назад.
Скопление домишек внизу - это лагерь беженцев Дженин.
Здание церкви практически все время закрыт0. Христианская община маленькая - 70-80 человек. На фото, глава общины. Он же ключник. Он же тот, кто все время ее ремонтирует и обновляет. И он же местная телезвезда, которая делает экскурсии всем: от палестинского премьера до Блеера.
Мечтает , что его сын выучится на священника
Своего священника в общине нет и службу проводит священник их Зебейды, где еще живет много христиан. Там же христиане из Буркина ищут невест и женихов. И в школе Зебееды учится часть детей. Остальных родители отправили в обычную мусульманскую школу , расположенную в самом Буркине.
В школе при церкви давно уже никто не учится.
Во дворике все чисто и отремонтировано
Стараются сохранить остатки прежних версий церкви
Рассказ смотрился разумеется начался с описания что они все палестинцы и никакой разницы между христианами и мусульманами нет - все братья. Но его двоюродный брат
потом показал катакомбы, где в древности (насколько далекой?) христиане скрывались от мусульман , когда дружба становилась черезчур горячей.
Посетителей, не смотря на всю раскрутку, немного. За то время, что я там гулял, пришли несколько девушек из Хеврона, которые гостили у родственников и решили посмотреть на местную достопримечательность и туристки откуда-то из Швеции(?) которых привез местный проводник. Вообще говоря ,без организованной экскурсии или местного проводника, в тех местах бывать не рекомендуется. На фото виден и иконостас с распахнутыми настежь Царскими Вратами.
Ключник пересказал отрывок из Евангелия , вежливо опустив известное мнение, что 9 неблагодарных прокаженных были иудеями. Мнение довольно спорное, хотя бы потому , что тогдашние отношения между евреями и самаритянами были не настолько хороши, чтобы сидеть вместе в одной яме. Согласно официальной версии церквей первое время было две: одна , где собственно и сидели 10 прокаженных и вторая, котоую построили при Елене. В какой-то момент их обьединили.
Много икон, в основном новодел
Разумеется несколько посвящено новозаветной легенде.
Внутреннее убранство пещеры
Недавно отремонтированный потолок
В здании церкви находится и археологический музей, где лежит найденное при раскопках и ремонтах.
В алтарной части хранятся вещи, используемые на торжественных службах.
Кроме обычных занятий крестьян, община пыталась изготавливать и продавать мыло из оливкого масла. Учитывая низкую посещаемость церкви, рассчитывали продавать в Иерусалиме через православную греческую Патриархию. Греки согласились закупать по 4 шекеля за штуку, хотя сами выставили в розницу за 5$. 4 шекеля - это работать себе в убыток, решили селяне и сделка отменилась.
Двоюродный брат ключника , сбегал на склад и принес несколько брусочков мыла в подарок.
08/05/2013 10:12
Материалы по теме
- Страны: Палестина
- Отзыв о поездке: Дворцы Иерихона, март 2013
- Отзыв о поездке: Паломничество из Воронежа в Израиль и Палестину, май 2009
- Фоторепортаж: Один день в Палестинской автономии, 31.03.2008
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.