Панагия Сумела - показательный пример того, как созданное человеком и природа могут украшать друг друга. Основатели некогда сильнейшей обители выбрали действительно правильное и сильное место: среди живописных гор в недоступном районе (да, лет пятьсот назад поездка сюда могла бы быть длиною в жизнь) в ущелье небольшой горной реки у подножия отвесной скалы. Окруженные неприступными стенами постройки легко вписались в ландшафт и дополнили его. К сожалению, монастырь давно покинули монахи, здесь не проходят службы и потрясающая роспись до неузнаваемости покрыта автографами вандалов. Но даже то, что сохранилось до наших дней навсегда остается в памяти.
Нам не повезло с погодой. То лето вообще выдалось на редкость дождливым, а юго-восточный берег Черного моря, где дожди и без того идут чуть ли не через день, солнце вообще обходило стороной. В результате, фотографии получились пасмурными, но, как мне показалось, мрачная облачность только усилила впечатление.
Мы направились из прибрежного Трабзона вглубь материка. Дорога ведет вдоль реки Мачка, которая километров через 30 раздваивается у одноименного городка. Свернув, мы продолжили движение вдоль левого притока в небольшом живописном ущелье. Через 15 км показался туристический центр с рестораном и сувенирными лавками.
Городок Мачка с рекламным щитом "Sumela"; нам - налево:
В Мачке установлен памятник турецко-испанской дружбе. 26 мая 2003 года на горе Пилав разбился самолет Як-42 с 62 испанскими солдатами и украинско-белорусским экипажем, возвращавшимися из Афганистана.
В ущелье реки:
Отсюда дорога круто уносится вверх по склону горы, петляя серпантином в зеленом тоннеле, и несколько раз пересекает горную речушку, из которой монахи наверняка брали воду.
В какой-то момент расступившиеся деревья открыли вид на неприступные стены монастыря Панагия Сумела, смотрящего в долину Алтындере. Монастырь расположен на крутой скале на высоте около 1300 метров над уровнем моря.
Ближе:
Дорога заканчивается парковкой, заставленной несколькими десятками машин и микроавтобусов. Судя по номерам, мы были единственными иностранцами из посетителей монастыря в этот момент. Дальше пришлось идти пешком, что, впрочем, не снижает впечатления от места. Даже если бы здесь не было никакого монастыря, я бы с удовольствием погулял среди переплетенных корней и уходящих в небо деревьев, наслаждаясь запахом леса и чистейшим воздухом.
Монастырь был основан монахом Варнавой между 375 и 395 гг, но столетие спустя его разрушили арабы. Новую жизнь обитель получила благодаря иерусалимскому патриарху Софронию (560-638) еще через сотню лет. В византийскую эпоху Сумеле благоволили императоры, что позволило ему достичь серьезного влияния и богатства. Наибольший расцвет монастыря пришелся на XVIII-XIX века. В 1923 году, после поражения Греции во Второй греко-турецкой войне, произошел так называемый Греко-турецкий обмен - самый крупный в истории официально закреплённый принудительный обмен населением, затронувший около двух миллионов человек по обе стороны границы. Греки, традиционно населявшие южный берег Черного моря, были насильно выпровождены с турецкой территории. Обмен проходил больше по религиозному признаку, нежели по национальному, поэтому естественно, что братья христианского греческого монастыря не избежали печальной участи. С тех пор монашеская жизнь в Сумеле не возраждалась. В 1930-ом году, в период продвижения греко-турецкой дружбы, турецкая сторона дала согласие на то, чтобы место посетила греческая делегация. К тому моменту живыми оставались лишь два монаха из братии монастыря. Один из них Иэрэмиас был слишком стар и болен, чтобы выдержать столь долгую дорогу, но он поведал второму, Амвросию, о склепе, где были схоронены реликвии. Амвросию удалось достичь Сумелы и вывести главное богатство монастыря - чудотворную икону Богородицы Панагия Сумела, давшую название монастырю . Согласно легендам, её написал сам апостол Лука. Позже близ города Верия в Македонии (не стране, а области в Греции) был основан новый монастырь со старым названием Панагия Сумела, в котором икона представлена и сейчас.
Икона Панагия Сумела
В монастырь ведет узкая каменная лестница, возле которой стоит будка с турникетом - вход платный. На небольшом пятачке шумели посетители-турки, их поведение не соответствовало месту, что, впрочем, понятно - они же не паломники здесь.
Поднимаемся:
Можно сколько угодно ругать турецкие власти за события столетней давности, состояние монастыря и религиозную нетерпимость, но важно, что ситуация меняется. Раньше и думать было нельзя не то что о службах в стенах монастыря, но даже об обычном посещении. Несколько лет назад, в результате переговоров (не без участия российской стороны) было получено разрешение на официальное паломничество, правда имел место один неприятный инцидент: 15 августа 2009 года в аэропорту Трабзона православных священников заставили снять священническую одежду и кресты, якобы по указанию властей. В 2010 году Министерство культуры Турции дало согласие на проведение в монастыре Панагия Сумела первого с 1922 года богослужения. С тех пор раз в год в монастыре проходит служба.
На подъеме нас встретила подвешенная к металлическому тросу тележка. Интересно было бы узнать: она здесь еще с тех самых пор или ее обустроили недавно, чтобы поднимать стройматериалы для выполнения реабилитационных работ. Мероприятия по реставрации - часть проекта, который позволит включить святыню в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
На настоящий момент большая половина монастыря остается закрытой для посещения под предлогом того, что там продолжаются восстановительные работы. Хотя восстановленное на примере библиотеки выглядит как скучный новодел, но все же... Еще несколько лет назад стены стояли без крыш и медленно разрушались. Впрочем, о том, как порой турки могут восстанавливать христианские святыни говорит пример одного армянского храма, в котором хачкары были установлены вверх тормашками.
Вид снаружи.
За неприступными стенами, возведенными лишь в 13-м веке, прячутся хозяйственные помещения, кельи и небольшая скальная церковь, украшенная потрясающе богатой росписью. К сожалению, многие изображения не сохранились, лица святых, до которых не составляло труда дотянуться - сбиты.
Вид от основных построек монастыря в сторону входа:
Каменная церковь, утопленная в скалу:
Роспись снаружи:
Вход:
Роспись внутри:
Святой Игнатий Богоносец:
Архангел Гавриил:
Пророк Иона:
На небольшом возвышении можно заметить еще две небольшие часовни. Наверняка, там тоже есть (была?) роспись, но сейчас эта часть комплекса недоступна для посещений.
Здание библиотеки. Интерьер не сохранился:
Если посмотреть на редкие фотографии столетней давности, то можно увидеть резные восточные балконы, украшавшие помещения Сумелы. Возможно, их тоже восстановят в порядке очереди, пока же проемы выходят прямо наружу. Эти помещения также нельзя посетить.
Пробыв в монастыре чуть более часа, мы повернули назад. Немного в стороне от того места, где начинается каменная лестница, из земли вырос кусок скалы высотой метров 15. За ним можно заметить еще одну церковь. Здание давно обветшало и даже туристы редко находят к нему тропинку.
К сожалению, внутри гадят не только животные:
На обратном пути мы сделали остановку в том месте, где закреплен трос. Доставлять с его помощью воду и провизию было бы гораздо удобнее, чем тащить ее в гору на себе. Все таки, думаю, это дело рук монахов.
Сумела - место, в которое всегда можно вернуться без опасений, что будет скучно и не интересно. Надеюсь побывать здесь, когда закончатся работы и оставшаяся часть комплекса также откроется для туристов и паломников. Если, конечно, реставрация - не предлог, чтобы не пускать посетителей в такие уголки, которым уже ничего не поможет...
Маленькую церковь и каменный столб видно в нижней части снимка:
07/04/2014 14:40
Материалы по теме
- Страны: Турция
- Регионы: Побережье Черного моря
- Города: Трабзон
- Отзыв о поездке: Турция. Аланья. Красная башня, март 2014
- Отзыв о поездке: Куда почти не доходят туристы. Вилла султана на берегу Босфора, зима 2014
- Фоторепортаж: Город Сиде. Турция, 06.03.2014
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.