На третий день пребывания в Яншо, уже к тому времени впечатлившись фантастическим сплавом по реке Ли и погуляв по городку (не менее экзотическому, чем все остальное), было решено взять в аренду велосипеды и покататься по живописным окрестностям. Велосипедных маршрутов здесь много, часть из них можно найти в интернете и скачать для навигатора, но если вы такой же как и я отсталый в плане современных гаджетов человек, то вам сложнее. Найти нормальную бумажную топографическую карту местности, адаптированную для туристов - практически нереально. Обошел множество местных книжных магазинов, заглядывал в несколько турагентств, но отдача стремилась к нулю. Купил в итоге некую схематичную карту, над которой пришлось весь вечер работать, перерисывывая с Google Earth нужные точки и подписывая расстояния. По ходу этого занятия выяснилось, что на местных картах еще и нарушены масштабы. В конечном итоге карта местности вся покрылась моими пометками и исправлениями. Не то, что это меня сильно огорчило - я любил в детстве рисовать карты выдуманных стран, поэтому получил от рисования даже некое удовольстве.
Но если с картами мы разобрались, то с велосипедами все оказалось сложнее. Казалось бы, пункты проката на каждом углу, выбирай любой: горный с передачами, простейший городской, тандемный с 2-3-4 местами. На любой вкус и цвет. Но в тот момент, когда подходишь и начинаешь выяснять что и как, начинаются сложности. Во-первых, вопреки общепринятому мнению что Гуилинь и Яншо это самые "англоговорящие" города Китая, на самом деле с английским тут все плохо. Все же глухая провинция, вокруг заливные рисовые поля и соответствующий менталитет. Да, вот уже десятилетие как туризм нахлынул в Гуилиньский край, но все же 95% всех туристов здесь это сами же китайцы из других частей страны. А посему, особой потребности изучать английский ни у кого нет. Те же китайцы, что ориентированы на оставшиеся 5% иностранцев и знают иностранные языки - встречаются крайне редко. И тогда неизбежно срабатывает правило, известное нам с вами по другим странам Востока: ты платишь не за качество услуги, а за знание продавцом английского языка, что автоматически делает услугу "золотой" для вас. Либо нужно знать проверенного продавца услуги и идти конкретно к нему. Но у меня таких контактов нет, поэтому приходится ориентировать на ходу, проводя разведку боем.
Особенности аренды велосипедов
Итак, вы подходите к любому магазину, где сдаются в аренду велосипеды. В 99 случаях из 100 ваш оппонент не знает ни одного слова по-английски. Кроме того, в половине случаев он не знает еще и цифры, которые вы ему пишите на бумаге. Последний нюанс меня сильно озадачил. Ведь цифры в Китае такие же, как и у нас. Пишу я им свою цену за аренду, скажем, десять юаней. Просто от руки пишу на листочке. Они с удивлением смотрят на протянутую им бумажку с цифрой "10", затем переворачивают ее вверх ногами(!), фотографируют(!) на телефон и отправляют картинку знатоку, который переводит цифру десять на китайский. То ли они просто неграмотные абсолютно (не представляю, как такое возможно - раз они умеют пользоваться телефоном, значит научились нажимать клавиши с цифрами), либо у них тут в деревнях свое написание цифр в виде иероглифов и наши цифры они не понимают. Оставляю сию загадку на суд читателя.
Так, или иначе, но в какой-то момент понимаешь, что проще изображать цифры на пальцах, чем писать на бумажке. Они показывают два раза по две руки, то есть 20 юаней (3 доллара). За сколько? Цена соответствует аренде не день, если верить отзывам туристов. Как мне пальцами изобразить день? Показываю дважды по две руки и еще 4 пальца. Итого 24 часа. Те в ступоре. Предпринимаю попытку написать на листочке 12.00 (тыкаю пальцем в часы, мол, сейчас 12 дня), потом пальцем изображаю движение стрелки и тыкаю в 12 снова, подразумевая следующий день. У моих оппонентов ступор.
Потратив полчаса на переговоры понимаем, что... ничего не понимаем. Идем дальше, к следующему пункту аренды велосипедов. Там торгуются какие-то испаноязычные туристы. Тоже на пальцах и с листочком бумаги. Спрашиваем, сколько с них хотят за велосипед? Испанцы несколько растерянно говорят, что вроде как 200 юаней за сутки. Есть предположение, что 200 - это залог за велосипед, который вернут, когда вернешь назад велосипед. Но сколько стоит сам прокат? Посредством коллективного разума и кручения пальцами мы выясняем, что китайцы хотят 20 юаней за 3 часа. Почему именно за три, раз испанцам велики нужны на весь день? Непонятно. Но испанцы все равно берут велосипеды, посчитав, что если 20 за 3 часа, то каждый час стоит около 7. И если они берут на световой день, то надо количество часов помножить на 7 юаней. Дьявол, но это очень дорого! В путеводителях пишут, что за день цена не превышает 15-20, а тут просят 7 за час. Но у испанцев уже нет времени на переговоры, они говорят так: "Ну, максимум нам не вернут залог 200 юаней, это всего 25 евро, наплевать, время дороже, нам улетать послезавтра". И уезжают кататься.
Мы идем в третью лавку... но терпение уже иссякает. Опять начинается "игра на пальцах" - нет, так дело не пойдет. Почти уверен, что отдавая им 200 юаней в качестве залога, ты навсегда прощаешься с этими деньгами. Потом концов не найти за сколько в итоге взял в прокат велосипед.
Четвертая лавка отличалась китайцем, который знал цифры и даже умел говорить такие сложные сочетания, как "twenty five", а не просто "five". А то предыдущий деятель знал только цифру "five", а число двадцать он изображал сотрясая указательным пальцем ровно четыре раза, типа четырежды по "five" = 20.
Короче говоря, этот условно "англоязычный" китаец захотел залог 300 юаней и 50 юаней за день. При этом все его велосипеды отличались крайней степенью изношенности. Я ему предложил свой вариант, что за такую рухлядь готов дать 100 юаней залога и 20 за день. Тот не согласился. Ну, на нет и суда нет.
Казус
Забегая вперед отмечу, что к вечеру того же дня мы проходили мимо большого хостеля, полного бэкпекеров, с вывеская на английском и с (о, чудеса) с англоговорящими китайцами. Там тоже сдавали в аренду велосипеды. Сколько на день, спросили мы их? Те ответили, что 70. И залог 300. Правда, велосипеды новые и горные, почти профессиональные. Не та рухлядь, что предлагалась в начале этого дня. Тогда я спросил, а почему так дорого, в путеводителях пишут, что средняя цена 15-20 за день. Те совершенно спокойно ответили, что во-первых 15-20 стоит не горный велосипед а обычный; когда же я им в двух словах пересказал содержание торга и рисование цифр на бумажке, те долго смеялись. По их словам, пальцами скорее всего нам изображали не цену, а... тандемный велосипед! Сколько вас там было вместе с испанцами? Четверо? Ну вот они вам и впаривали четырехместный велосипед, думая что именно он вам нужен. Но четырехместный стоит не 15-20 в день, а вдвое дороже. Китайцы, судя по всему, обсуждали с нами количество посадочных мест, а мы с ними торговались за стоимость. В итоге зашли в полный тупик и друг-друга не поняли.
Впрочем, ребята из хостеля даже не сомневались, что нас слегка пытались развести на деньги. Обычное дело. И словно в подтверждение вышеупомянутой теории о том, что за знание продавцом английского вы платите вдвое дороже за товар, те добавили "У нас конечно же дороже, чем на улице, но вы же все равно в итоге к нам пришли, не так ли?".
Гуляем пешком!
К черту велосипеды, реально жалко времени, час потеряли. Поэтому покупаем воду и выдвигаемся на прогулку пешком. Маршрут до речки Ялонг примерно на 20 километров, где-то на 4-5 часов. Да без вопросов! Наш пеший маршрут можно посмотреть здесь http://goo.gl/maps/jBtdK
Места вокруг красивейшие. Идем и смеемся на тему привратностей судьбы и сложностей коммуникации между людьми и цивилизациями. Скорее всего китайцы о нас того же мнения, что и мы о них, не исключено, что мы их считаем неграмотными, а они - нас. Наверное, они считали что мы их хотим обсчитать, а мы считаем что они нас. Анекдот, да и только. Вспоминается прикол: "Кто-то кого-то обманывает, но пока неясно кто и кого" :)
10/04/2013 12:35
Материалы по теме
- Страны: Китай
- Отзыв о поездке: Круиз по реке Ли, март 2013
- Фоторепортаж: Яншо как город из снов, 08.04.2013
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.