Хочу поделиться впечатлениями о поездке в Финляндию в начале марта.
Как всегда отдых у меня получается спонтанно, и это мне нравится.
Не люблю долго и вдумчиво готовиться за полгода.
В этот раз примерно за месяц стало известно - что мы едем отдыхать. Причем обязательным условием была поездка на машине. Прикинув все возможные варианты (Белоруссия, Украина, Финляндия) - мы остановились на отдыхе в коттедже в Финляндии.
В команду было решено пригласить еще одну семейную пару, ибо так нам казалось комфортнее со всех сторон. Ребята уже были прежде в Финляндии, поэтому при прокладке маршрутов мы часто опирались на их знание и мнение.
Пока будет больше текста, ибо фотоаппарат был расчехлен уже только в Финляндии.
Подготовка.
Раньше я на своей машине никогда за границу не ездил.
Поэтому опишу чуть подробнее опыт такой поездки.
К тому же на машине в основном я езжу по Москве и иногда по Московской области, за пределы которой зимой просто не выезжаю.
Шенгенские визы были у всех, кроме моей второй половины.
Мы забронировали на 2 дня отель в Хельсинки (сделали распечатку из booking.com), сделали копию моей визы, оформили страховку и написали маршрут следования на бумажке от руки. Этих документов хватило, чтобы жене спокойно дали шенгенскую визу, правда, всего на 15 дней. Бронь коттеджа мы вообще не предоставляли.
Ехать мы решили на моей машине - Мазда 3. За неделю до поездки я прошел плановое ТО и за день до поездки проверил давление во всех шинах и запасном колесе.
По старой памяти от ВАЗ 2103 у меня всегда в багажнике лежат: домкрат, трос, баллонный ключ, полный комплект ключей, лопата, ВД 40, провода для накидывания от другого аккумулятора и электрический насос.
Колеса стояли зимние с шипами. По Москве и МО за эту зиму они вообще нареканий не вызвали. Дорогу держали очень хорошо.
Еще в поездку был закуплен сменный аккумулятор, ибо были прецеденты.
На IPAD у меня установлен навигатор Sygic с картами России и Европы.
А в автомобиле есть адаптер для подзарядки Ipad от прикуривателя.
Комплект теплых вещей у нас был еще с летней поездки в Норвегию, плюс он был усилен зимними куртками, шапками, перчатками и т.д.
Из Москвы в Петербург.
Ехать решили с остановкой в Питере.
Ибо больше 700-800 км в день на мой вкус не очень комфортно.
Отель забронировали накануне, т.к. цены были уже со значительными скидками. На спидометре было 123 400 км.
Выехали в 10-00 утра понедельника из центра Москвы, к 11-30 добрались до Зеленограда и вышли на скоростной режим трассы. Ехали по М-10. В среднем скорость получалось 80-90 км в час, если остановки считать отдельно.
Туда ехали втроем, а четвертый член экипажа прилетала на самолете уже в Хельсинки. Машина была вполне забита, но свободное место еще оставалось.
Примерно под Тверью появился стук в районе задних колес. Остановились. Посмотрели. Внешне было все нормально. Поехали дальше. Еще через 40 км стук усилился.
Остановились. Осмотрелись. Выяснилось, что на правых колесах переднем и заднем открутилось по 2 гайки и остальные притянуты не плотно.
Честно сказать с иномаркой уже маленько начинаешь забывать о всех тонкостях отечественных сервисов. Получается, что гайки плохо затянули на ТО перед поездкой. Пока ездил по Москве -было нормально, а на трассе они стали откручиваться. В итоги один болт даже сорвало с крепления.
Переставили гайки с левых колес, чтобы была симметрия. И стали на трассе искать магазин, где б купить гайки на колеса для Мазды. С третьей попытки примерно через 30 км такой магазин был найден. Гайки куплены и установлены.
Доехали до Вышнего Волочка. Там трасса идет прямо через город без объездной дороги.
На пробку в городе потратили минут 20 времени и поехали спокойно дальше.
Вообще пробок на трассе практически не было за всю дорогу.
В 16-00 остановились пообедать в придорожном кафе.
Первое, второе и чай на троих обошлись в 700 рублей.
К 22-00 достигли КАД в Питере.
Отель мы бронировали уже за Питером, чтобы на следующий день сразу попасть на Выборгское шоссе, не заезжая в город. Проехать решили по более длинной стороне КАД, через Кронштадт.
Я надеялся увидеть много интересного по дороге, ибо часть КАД идет по Финскому заливу.
Но ночью и с трассы особо ничего увидеть не удалось. Вывод - можно было ехать по более короткой стороне КАД. И вот к 24-00 мы прибыли в свой отель.
Общее время в пути составило 14 часов. Пробег - 800 км.
За рулем почти всю дорогу был я сам, поэтому в России фотоаппарат даже не расчехлял.
Отель в Питере.
Отель выбирали по месторасположению за Питером и круглосуточному ресепшен. И потом уже по цене.
Предложений именно за Питером было немного.
Остановились на Residence Hotel&SPA в г. Репино:
http://www.booking.com/hotel/ru/residen
Это считается курортной зоной под Санкт-Петербургом.
Я запомнил это место, еще по своим предыдущим визитам в северную столицу.
Цена за 2-х местный номер с завтраком получилась 3500 рублей (скидка в будние дни).
Девушка на респешен быстро нашла нашу бронь и выдала ключи. Номера были большие, просторные и красивые.
Ресторан был уже закрыт, но еду можно было заказать в номер. Мы не стали, но возможность приятно порадовала.
Оставшиеся силы мы потратили на осмотр СПА-центра, ибо данный отель позиционируется именно как загородный отель для отдыха и СПА. Все уже было закрыто, но мы посмотрели на бассейны и прочее. Впечатляет.
Тем более, что в проживание входит утренние часы в СПА бесплатно. Здание отеля очень красивое. Напоминает старый дворянский особняк.
Усталые и счастливые мы легли спать.
И тут выяснилась одна тонкость в номере.
Несколько раз за ночь батарея начинала громко шуметь. Так, что было слышно даже у соседей. Приходилось вставать и регулировать температуру. После целого дня дороги это было не очень комфортно.
С утра изложили девушке на респешнен о возникшей проблеме. Попросили починить батарею. И предложили нам как-то компенсировать испорченный целостный сон ночью.
Подумав, она предложила бесплатные часы в СПА. Но мы скоро уезжали и не могли воспользоваться этим предложением. Я предложил вернуть часть денег за проживание. Девушка сказала, что они так никогда не делают. Я предложил ей уточнить у руководства. Потом принес ей заполненную анкету о проживании с указанными проблемами.
Она опять сказала, что они деньги не возвращают. Я объяснил ей, что теперь у меня есть проблема - какой отзыв писать на booking.com о проживании, о ней лично и ее начальнице пофамильно. Ибо имена она нам назвала.
И мы пошли завтракать. Завтрак нам понравился. Был обильным и хорошим. Потом мы стали выселяться.
Когда я сдавал ключи, пришла главная девушка по работе с клиентами и сказала, что они подумали и решили вернуть мне часть денег за проживание. 1400 рублей. Мы остались довольны, ибо на мой взгляд, это оправданная сумма компенсации.
Засим мы расстались довольные друг другом.
Из Питера в Хельсинки.
Гринкарта. Погранпереход Торфяновка.
На первые два дня мы запланировали осмотр г. Хельсинки.
Поэтому пересечение границы у нас было без вариантов, в Торфяновке, по дороге в г. Хельсинки.
Примерно в 11-00 утра мы снова были на трассе в сторону Выборга. Красивая дорога, к тому же была хорошо почищена. На машину нужно было оформить Гринкарту, т.е. страховку на территории Евросоюза. На трассе в Выборг есть куча стационарных и мобильных пунктов. Притормозили у одного из них. Страховка на 15 дней обошлась в 1500 рублей.
За 40 км до границы залили полный бак. Канистру заливать не стали, ибо побоялись, что все вещи пропахнут бензином из-за плотной их упаковки рядом с канистрой.
По дороге, ближе к границе, у нас пару раз проверили паспорта прямо на трассе в стационарных пунктах. Из машины выходить было не нужно. Пограничник посмотрел на паспорта и наши лица и пропустил дальше.
Без проблем мы доехали по погранперехода Торфяновка.
Готовились постоять в очереди. Ибо с утра почитали в интернете, что очередь примерно 20 машин. Каково же было наше удивление, когда на границе с нашей стороны вообще никого перед нами не оказалось.
Мы подъехали к первому КПП в России. Я показал права и Свидетельство о регистрации ТС. Все показали загранпаспорта. Таможенник лениво посмотрел в багажник и спросил о нашем маршруте. Я рассказал. Всем шлепнули отметку о выезде и отпустили с богом.
Мы проехали разделяющую территорию и оказались уже на финской таможне.
Там нужно выйти из машины и пройти в специальное здание рядом.
Финн не спеша посмотрел паспорта, посмотрел бронь отеля и письмо от хозяйки коттеджа.
Все было ОК, нам поставили отметку о въезде и пропустили дальше. Багажник и машину вообще не досматривали.
И вот мы уже на территории Финляндии.
По дорогам Финляндии.
Основная разрешенная скорость на дорогах Финляндии 80 км в час.
На некоторых автострадах 100 км в час.
Поэтому может пригодиться абсолютно ненужная в России опция "Круиз-контроль". Ибо сами финны ездят очень стабильно.
На моей машине этой опции нет, поэтому приходилось иногда поглядывать на спидометр.
Что я еще могу сказать о дорогах в Финляндии?
Их много. Их очень много на единицу площади. До нужно точки всегда можно доехать несколькими маршрутами. И их чистят! Т.е. дороги практически всегда отлично почищены. При этом чистилка идет со скоростью основного потока и не мешает движению.
И дороги узкие. Практически всегда одна полоса в одну сторону. Без обочин! Т.е. рядом с полосой для движения нет обочины такой же ширины. И опять же это не мешает движению. Все едут положенные 80 км в час.
А вообще на дорогах мало машин. Иногда ты на трассе вообще один некоторое время.
Магазины для русских. Шины из Финляндии.
На границе с Россией есть много огромных магазинов ориентированных на русских. В частности по продаже шин. Так что если Вы хотите поменять свои шины, имеет смысл сделать это там. Единственное, нужно заранее позвонить и сделать заказ. Например: http://www.exclusiveforcar.com
Музей-бункер в Виролахти.
Мы легли на курс в сторону Хельсинки.
И почти стразу нам попался объект, заслуживающий внимания и желания свернуть с трассы.
Сначала мы увидели указатель "bunkkerimuseo", а потом и поворот.
http://www.salpakeskus.fi/index.php?l=5&p
К сожалению, зимой он закрыт.
А все сооружения были занесены снегом.
Мы немного поползали по сугробам и поехали дальше. С идей, что летом это было бы очень нам интересно.
О дорогах и шинах.
Шипованные колеса можно использовать в Финляндии до 31 марта.
У меня стояли шипованные зимние шины средней сохранности.
Т.е. была примерно половина шипов на камере. В России у меня на дорогах не было проблем с заносами ни на какой скорости в течение всей зимы. Иногда я езжу в г. Шатуру МО, а там с очисткой трассы дела обстоят так себе.
Во время всей поездки до Финляндии машину вообще ни разу не вело, и она четко слушалась руля. Скорость иногда достигала 130 км в час. Каково же было мою удивление, когда на идеально почищенном автобане в сторону Хельсинки, на скорости 90 км в час, машина начала просто плыть. Такие ощущения у меня были, когда на ВАЗ 2103 я разгонялся до 130 км в час. Казалось, что руль становится просто ватным и машина плывет по дороге. И это с шипованными шинами и функцией "скользкая дорога", которая заметно выправляет машину в заносах.
Пришлось сбросить скорость до 80 и вести с большим напряжением. Ибо было очень некомфортно за рулем. Казалось, что машина сейчас сорвется в занос.
Потом мы свернули на другую трассу, с асфальтом другого цвета и это неприятное ощущение прошло.
Сами дороги были почищены просто отлично.
Причем степень очистки зависит от номера дороги, т.е. степени ее значения.
Двухзначные трассы чистят идеально. Трехзначные до асфальта. Четрыхзначные до укатанного снега. Поэтому выбирая маршрут иногда стоит сделать небольшой крюк по двухзначной или трехзначной трассе.
Мойка машины.
Следующей задачей до Хельсинки было помыть машину. Ибо помытая в Москве машина превратилась по пути в грязнулю.
Мы посетили несколько крупных заправок, но нигде мойки не было. Сразу скажу, что мойку в итоге мы нашли уже только в один из последних дней. Ибо мало их в Финляндии, однако.
Зато на одной из заправок мы перекусили.
Одна пицца и паста карбоанара с чаем и салатами обошлись нам в 30 евро на троих.
Так неспешно к 16-00 часам мы добрались до своего отеля.
Отель в Хельсинки.
По совету наших друзей мы выбрали вот этот отель:
Hotel Rantapuisto
http://www.booking.com/hotel/fi/kokoush
Без машины я бы не рекомендовал в нем останавливаться. Ибо до ближайшей станции метро 20 минут пешком или 3 остановки на автобусе. На такси из центра города получается 30 евро.
Во всем остальном это просто замечательный отель. В нем воплощено все лучшее от пансионатов времен СССР. Мне лично он напомнил пансионат совмина "Бор" в МО, куда я ездил с дедушкой в далеком детстве.
По сути это загородный отель, хотя и находится в черте города. Он стоит на берегу Финского залива. Окна нашего корпуса выходили на залив боком. За дополнительную плату Вы можете взять Seaview.
Два двухместных номера на 2 дня обошлись нам в 420 евро, включая завтраки. Т.е. по 105 евро за номер в сутки.
Сами номера небольшие, но очень уютные.
Вокруг отеля большая территория, где можно гулять. Летом думаю вообще сказка.
Отдельно нужно описать ресторан и завтраки. У отеля панорамный ресторан с видом на залив.
Ты сидишь за столом и наслаждаешься видами. Кормят просто изумительно. Например, в меню была красная рыба и свежие ягоды к йогурту в изобилии. Весь стандартный набор шведского стола также был. Вокруг отел на снегу были видны заячьи следы. А наши друзья видели и живого представителя природы.
Вывод - отель нам очень понравился.
Хельсинки - первые впечатления.
Оставив вещи в номерах, мы поехали осматривать город.
Запарковаться в центре есть небольшая проблема. Парковок не очень много. А имеющиеся стоят 4 евро в час. Итого за 4 часа мы заплатили 16 евро и запарковались прямо в центре города на ул. Etelaranta на берегу залива.
Прошлись по центру города и час потратили на осмотр 6-ти этажного магазина известного финского бренда Stockmann:
Aleksanterinkatu 52, 00100 Helsinki
В итоге вообще ничего не купили. Ибо цены высокие и выбор вещей какой-то странный.
Шопинге в Евросоюзе.
Причины, по которым мы тратим время на шопинг в Европе следующие:
1. Мы покупаем только нужные в жизни на данный момент вещи. Перед каждой поездкой мы имеем список - что нам нужно. И мы все равно будем тратить время и деньги на их поиск и покупку в Москве.
2. В Европе можно купить вещи известных марок с заметной скидкой во время распродаж или просто дешевле из-за общей ценовой политики.
3. Многие очень качественные Европейские бренды просто не попадают в Россию. Или для России они сделаны по другому.
4. С покупок можно вернуть НДС или как его еще называют Тax Free. Т.е. по сути, Вы получаете еще дополнительную скидку на вещь в размере 7-15%. 5. Увидеть и открыть для себя что-то новое. Ибо в каждой местности есть свой колорит.
6. Возможность прочувствовать культуру и жизнь людей изнутри. Ибо когда ходишь по магазинам видишь ее в другом ракурсе, чем просто посещая исторические места. Но главная задача - купить хорошие качественные вещи дешевле, чем в Москве.
Одним словом Stockmann разочаровал.
Немного про Tax Free в Финляндии.
В Европе существует точно такой же НДС как и у нас. Только % ставка колеблется в зависимости от страны. И если ты вывозишь вещи за пределы страны, то НДС тебе возвращают. Причем % возврата зависит от суммы чека. Это очень важно.
Лучше иметь один общий чек на 300 евро, чем 3 чека по 100 евро каждый. % возврата будет разный в этих случаях.
Подробности для любознательных тут:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Tax_fr
Практически это выглядит так. В понравившемся магазине Вы спрашиваете - могут ли они оформить чек Tax Free. Потом Вы делаете покупку и просите этот самый чек. Его оформляют отдельно. При этом просят Ваш занрапаспорт и вписывают в чек ваши данные.
И отдают вам покупку и этот чек. Конкретно в Финляндии пакет с покупкой заклеивают специальной лентой для Tax Free и этот пакет потом нужно показать при пересечении границы. Т.е. пользоваться купленными вещами сразу не получится. Это не очень удобно.
Далее на погранпереходе есть специальный ларек, где по предъявлению запечатанных пакетов и чеков можно получить деньги наличными. Но работает он только в дневной и вечернее время. Ночью не работает.
Всегда на связи.
После безрезультативной прогулки по магазину мы стали искать салон какого-нибудь оператора сотовой связи.
Надо было подключить все наши устройства для возможности работы в любом месте страны. Ибо даже на отдыхе работа всегда с нами :)
В итоге добрые люди подсказали, что нам нужно найти ближайший киоск.
По фински они так и называются "Kioski" и есть по всей стране. http://www.r-kioski.fi В центре города их несколько.
Мы выбрали ближайший и пошли покупать симки.
Купили симку в обычный телефон - 3 евро, при этом 6 евро было на счете.
Симку для iPhone - порядка 10 евро и положили еще 10 евро на счет. И модем для ноутбука - 40 евро, месяц безлимитного трафика.
В итоге у нас были копеечные звонки между собой по Финляндии и скайп в ноутбуке для разговоров с Россией и чтения почты.
В 20-00 все магазины закрылись, и мы отправились подкрепить силы едой.
Первый ужин.
Ресторан выбирали исключительно по личному ощущению - где понравится. В итоге остановились вот на этом:
http://www.ravintolabakers.com Mannerheimintie 12, 00100 Helsinki
Из блюд заказали сет на 4-х из мяса черного Австралийского быка.
С пивом и чаем все вместе нам обошлось в 80 евро на троих. Остались очень довольны.
Еще прошлись по городу и вернулись в отель.
Возможно, из-за общей усталости, все-таки целый день за рулем, город не впечатлил. Я ожидал чего-то большего.
Засим отправились ко сну.
День второй. Хельсинки. Крепость Свеаборг.
В этот день прилетала четвертый член нашей команды. Ее супруг отправился в аэропорт ее встречать, а перед этим мы заехали по дороге на пару часиков на шопинг в торговый центр, расположенный по адресу:
Itäkatu 1, 00930, Helsinki Это большой торговый центр, где есть разные бренды.
Задача - была купить меховую шапку, ибо впереди еще предстоял отдых в зимний период.
Да и вообще было интересно посмотреть финские магазины не в центре.
После шопинга в 12-30 нас высадили на главной площади города.
Задачей на этот день было съездить на пароме на остров, расположенный в 15 минутах плавания от центра города. Там находится большая крепость.
Свеаборг или финская крепость.
Су́оменли́нна (финск. Suomenlinna - "Финская крепость") или Свеаборг (швед. Sveaborg - "Шведская крепость") - бастионная система укреплений на островах близ столицы Финляндии Хельсинки.
Паром ходит примерно каждые 40 минут, вот точное расписание:
http://aikataulut.hsl.fi/pysakit/fi/103
Отправляется из центра города: Pohjoisesplanadi 00170 Helsinki
Когда мы пришли, паром как раз отплывал. Поэтому мы помахали ему ручкой и пошли пройтись по окрестностям. Через 30 минут мы вернулись к следующему. Билеты продает автомат, стоимость 5 евро на человека в обе стороны.
Причем это не оговорка. Ходит до острова именно паром. На него помещаются кроме людей, аж две машины!
Плавание занимает 15 минут.
Было очень интересно плыть по замерзшему заливу, с чуть пробитым путем для парома.
В этот день нам сказочно повезло. Пока мы были в крепости, вышло яркое солнце. Что позволило сделать чудесные фотки.
Остров оказался гораздо больше, чем я представлял его по описаниям.
На неспешную прогулку можно отвести минимум полдня.
С учетом зимы и сильного ветра мы уложились за 3 часа, чтобы не мерзнуть. Единственный минус зимой - закрыты почти все музеи на острове.
Поэтому мы гуляли только по открытой части. Сначала прошлись по мосту направо от пристани и дошли до оконечности острова и орудий.
Затем вернулись к пристани, и пошли в другую сторону.
Там в парке расположена церковь Suomenlinnan kirkko, но, к сожалению, и она была закрыта.
Интересная ситуация с кафе на острове. Часть и них работает до 16-00 часов, а часть с 16-00, а часть зимой вообще не работает. Мы попали как раз в пересменок, поэтому погреться получилось только в информационном центре, расположенном в середине острова.
Пробежались к другому бастиону, посмотрели на залив и пошли обратно.
По дороге зашли к единственной сохранившейся подводной лодки Финляндии:
http://www.vesikko.fi/museum/?session=1
Нагулявшиеся по морозу мы вернулись к парому и отплыли обратно.
Kankurin Tupa и Mummy shop.
В городе зашли вот в этот замечательный магазинчик финских вещей:
Kankurin Tupa, расположенный по адресу: Pohjoisesplanadi 35, 00100 Helsinki, Finland
Купили в нем отличный финский свитер для меня. Белый и с оленями, как мне давно хотелось. Вот этой фирмы:
http://www.lapponia.uk.com/products.p
Весь нижний этаж магазина отведен под рождественскую тематику. Не смогли пройти мимо и купили всяких украшений на елку себе и в подарок. А на верхнем этаже расположен Mummy shop для ценителей этого детского бренда. Там все с изображениями мумии троллей. Наши друзья купили кучу всего в подарок своей дочери.
Brasserie Kämp
Уставшие стали искать кафе для обеда. Хотелось посидеть с видом на бульвар.
В итоге свободные места были вот здесь:
Brasserie Kämp
Pohjoisesplanadi, 29 00100, Helsinki
Сразу было понятно, что кафе дорогое.
Жена съела суп из фазана с белыми грибами и кофейной пеной, а я выбрал филе ягненка 24 часа томленое в печи. Также мы выбрали десерт и выпили чаю. Такие кулинарные изыски обошлись нам в 90 евро на 2-х.
Часто посещать рестораны мы не планировали, поэтому заранее были согласны с таким счетом.
После посещения крепости и изумительного ужина Хельсинки стал мне нравиться гораздо больше.
Ибо были мы уставшие, замерзшие и был вечер, а наши друзья были заняты шопингом, то в отель мы вернулись на такси, хотя моя жаба была недовольна.
09/04/2013 12:05
Материалы по теме
- Страны: Финляндия; Россия
- Регионы: Санкт-Петербургский регион
- Города: Хельсинки; Санкт-Петербург
- Отзыв о поездке: Весной по стране снегов. Озерный край, Куопио, март 2013
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.