Я никогда не любил ездить в поездах, всегда предпочитал самолёты. Возможно виной тому, было одно из самых моих первых путешествий на поезде Москва - Симферополь в Крым, где было нечем дышать, один из двух туалетов был закрыт (ДСП - лишь для проводницы), а во втором не было бумаги и не работал слив, и постоянно подсаживали левых пассажиров на третьи полки сверху. К счастью, сейчас ситуация меняется и во многих странах начали запускать скоростные поезда. Поездив на Синкансэнах в Японии, я также решил прокатиться на скоростном поезде в Узбекистане, куда улетел через 4 дня, как прибыл из Токио.
В Узбекистане ветка скоростных поездов всего одна и проходит она, соединяя два главных города страны Самарканд и Ташкент. Я ехал из Самарканда в Ташкент и поезд отправлялся с железнодорожного вокзала в Самарканде, который тоже можно с уверенностью назвать одной из главных достопримечательностей города.
Узбеки назвали поезд в честь древнего городища Афрасиаб, которое было расположено на окраине современного Самарканда, но поскольку в узбекском языке почти все звуки "а" меняются на "о", так же как Узбекистан стал Озбекистоном, и Афросиаб стал Аfrosiyob ну или попросту АфрозиЁб.
В народе поезд - афрозиЁб называют ещё и "утконосом" из-за формы локомотива, похожей на утиный клюв.
В Узбекистане этот скоростной поезд запустили совсем недавно, менее чем 2 года назад, в 2011 году. Национальная компания "Ўзбекистон темир йўллари" в 2009 году приобрела у испанцев 2 скоростных поезда "Talgo 250" и переименовала их в АфрозиЁбы.
Перед посадкой в поезд на вокзале в Самарканде поставили современные турникеты с крышей, правда я проходил не "автоматически", билеты на входе проверял контролёр, тогда спрашивается, зачем турникеты, а если есть турникеты, зачем тогда контролёр.
Поезд состоит из девяти вагонов и двух локомотивов по разным концам поезда. Есть один вагон для VIP пассажиров, два вагона бизнес-класса, один вагон-ресторан и 5 "экономов". Если в Японии синкансэнов огромное количество, то АфрозиЁбов в Узбекистане всего два, один из них курсирует только по выходным, а второй ежедневно.
Я за свои 205 перелетов на самолетах ни разу в бизнес - классе не летал, так как считаю, что это излишества буржуев )), равно как и в поездах в бизнес - классе не ездил, в "экономе" оно как - то поближе к народу.
В вагоне экономического класса сиденья удобно скомпонованы планировкой "два по два" с проходом по центру, а для тяжелого багажа существует отдельная полка.
Я всегда, что в самолёт, что в поезд стараюсь садится последним, дабы избежать давки в проходе, поэтому моему "малышу-Самсонайту" места на полке не нашлось и он весь путь ехал в тамбуре.
Каждый тамбур, а у любого вагона их два, оборудован современным чистым туалетом и рукомойником.
Все люди сидят в креслах и смотрят по ходу движения поезда и лишь в центральной части вагона есть места, где два сидения развёрнуты на 180 градусов и люди сидят и смотрят друг на друга.
Приветливые проводницы разносят еду, я не знаю что там "у буржуев" )), но пассажирам эконом-класса предлагаются лишь сэндвичи.
Каждое кресло оборудовано розеткой прямо под подлокотником, поэтому можно ехать и работать на лаптопе, ну или же попросту смотреть, скачанные с торрентов, новинки киноиндустрии.
Вагон-ресторан - здесь можно приобрести горячий чай, кофе, воду или сок. Спиртное надо брать с собой, потому как во АфрозиЁбах его не продают и бесплатно не наливают.
Здесь нельзя сидеть, потому как нет столиков, но зато довольно просторно, можно стоять, наслаждаясь кофе за барной стойкой.
Поезд в отличие от японских Синкансенов, которые идут достаточно "ровно", часто шатает и "подколбашивает", это объясняется скорее всего перепадом высот на трассе от 699 до 155 метров.
В тамбуре тоже не плевки и окурки, как в наших электричках, а положены коврики, на которых можно посидеть и "бухануть по-тихому", пока никто не видит.
Сверху даже в вагонах эконом - класса, расположен монитор на котором показывается как двигается поезд, почти тоже самое, что и в самолётах.
Линия скоростной дороги имеет большое количество кривых и вследствие чего на некоторых участках дороги скорость ограничена. Вот карта ограничения скорости АфрозиЁбов. (Фотография с Гениальной ВикиПедии).
Увы, но стартовав лишь в 2011 году, скоростной экспресс ужё унес жизни двух человек, в первый раз 7-и летнюю девочку потоком воздуха отбросило на столб, а во второй раз поезд сбил 30-летнюю женщину. Возможно это связано с тем, что сама скоростная трасса имеет ещё мало степеней защиты от "глупости" людей. Местные узбекские подростки, путешествующие в эконом-классе, с радостью позируют "москалю с фотоаппаратом".
А вот и он загадочно - недоступный вагон бизнес - класса.
Бизнес от эконома отличается немногим, кормят немного получше и расстояние между сидениями немного побольше.
Кроме того в бизнес - зале присутствует бесплатный вай-фай.
Кроме бизнес - вагонов есть ещё один ВИП - вагон, пройти туда я не решился, так как "очень важные персоны" могут поднять вонь, что к ним в пространство "челядь" проникла, и поэтому пошёл я туда лишь после того как поезд остановился на вокзале в Ташкенте и "випы" успешно "эякулировались" на вокзал. В ВИП- вагоне у каждого пассажира есть стол внушительных размеров.
Ну и вот наконец, преодолев расстояние в 344 километра из Самарканда в Ташкент, я прибыл на главный железнодорожный вокзал столицы Узбекистана.
Резюмируя, хочу сказать, что скоростные поезда это здорово. Очень удобно и комфортно перемещаться не в трясущейся машине с светофорами, непредвиденными задержками в пути и пробками, а на поезде - едешь, смотришь себе в окошко, работаешь на лаптопе....красота...... И ещё АфрозиЁб соединил два самых главных туристических центра Узбекистана, так что теперь туристам путешествовать по стране стало гораздо удобнее, да и вообще Узбекистан мне очень и очень понравился и Самарканд, и Ташкент, и Бухара.....обязательно напишу посты о каждом из этих городов.
01/04/2013 13:21
Материалы по теме
- Страны: Узбекистан
- Города: Ташкент; Самарканд
- Отзыв о поездке: Скоростные японские поезда Синкансэны, март 2013
- Отзыв о поездке: Советы собирающимся в Узбекистан, апрель 2012
- Фоторепортаж: Кое-что про Самарканд, 27.12.2012
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.