Мачу-Пикчу - знаменитые на весь мир развалины, оставленные человечеству цивилизацией инков. Это самая известная и самая посещаемая достопримечательность Южной Америки. Вы сами наверняка знаете про Мачу-Пикчу. Если в кратце - это очень хорошо сохранившийся город, построенный инками. Не был разрушен испанцами при конкисте только потому, что инки из него ушли, и испанцы тупо не смогли его найти. Так про него долгие годы никто и не знал, пока его не отыскал в начале 20 века один французский археолог. Точнее местные кечуа то знали, но не придавали этим развалинам значения, они то и рассказали археологу про Мачу-Пикчу. А тот раструбил на весь мир.
Но этот пост не будет про то, как выглядят конкретно эти развалины. Стандартных видов в интернетах тысячи, зачем быть тысяча первым. Здесь мы рассмотрим подробно различные методы добирания до Мачу-Пикчу. Потому отчётов про развалины в ЖЖ полным-полно можно найти, а как добираться до них - задача довольно нетривиальная. Думаю, последующим покорителям эта информация будет полезна.
С развитием массового туризма, естественно, что в Мачу-Пикчу устремился мощнейший поток турья. Также естественно, что перуанцы не долго тормозили, сначала сделав вход платным, а потом подняв стоимость до вообще нечеловеческой суммы (50 долларов). Да, конечно, Че Геваре с его дружбаном повезло куда больше - они смотрели Мачу Пикчу без толп туриков и ещё бесплатно (как можно было наблюдать в фильме "Дневники мотоциклиста").
Но 50 долларов - это пол-беды. Проблема и в том, что цены вокруг МП взвинчены абсолютно на всё: на транспорт, на гостиницы, на еду.. Как же быть? К счастью, не всё так сложно. Здесь мы рассмотрим способы выживания в районе Куско, Священной долине, и, собственно, Мачу-Пикчу.
Расположено Мачу Пикчу в живописнейшем месте - в горах с очень сложным профилем. Инки были не дураки, знали - где строить. Именно и из-за сложности рельефа, сюда не проведена автодорога. Существует только железнодорожная линия. Но чтобы вас не утомлять дальнейшими непонятными названиями, выкладываю карту местности.
Итак, ближайший крупный город к Мачу-Пикчу - это Куско. Куско сам по себе невероятен и потрясающ, тоже построен инками и один из интереснейших городов Южной Америки. Но об этом в другой раз. Главное, что он и сейчас является довольно крупным городом и транспортным узлом, а, соответственно, единственной возможной отправной точкой к МП и другим инковским развалинам (о которых также в другой раз).
Около Мачу Пикчу находится посёлок Агвас Кальентес (в переводе с испанского "Горячие воды"). Посёлок в чём-то даже уникальный - он был специально построен для туристов, едущих в Мачу Пикчу. Расположен, соответственно также в горах, но даже лонели-планет пишет, что он отвратителен, затуристичен, цены на всё завышены до омерзения, и что по возможности лучше в нём не ночевать. Но Агвас Кальентес - точка, которую невозможно объехать, отправляясь на МП. К развалинам ведёт единственная дорога из этого посёлка. Так что дальнейшее повестование будет состоять в том, как добраться именно до Агвас Кальентес из мест цивилизации.
1) Железная дорога. Наиболее популярным способом попадания в АК является именно поезд. Существует 3-4 поезда в день из Куско в Мачу-Пикчу и обратно, однако стоят они ощутимо дорого: 70-80$USD в одну сторону. 112 км поезда проезжают в течении 4-5 часов. Расписание и покупка билетов доступны на сайте www.perurail.com.
Станция Агвас Кальентес
Существует также элитный поезд "Инка-экспресс", стоимость которого составляет превышает 300 долларов.
2) Несколько более бюджетный и более популярный способ, это посадка на поезд в Ольянтайтамбо. Стоимость билета на поезд от Ольянтайтамбо до Агвас Кальентес существенно ниже, чем из Куско, однако также высока: от 40$USD в одну сторону. Из Ольянтайтамбо отправляется около 10 поездов в Агвас Кальентес каждый день. Расписание, актуальные цены и покупка билетов онлайн также доступна на сайте www.perurail.com. До Ольянтайтамбо можно добраться за 5,5 солей с пересадкой в Урубамбе и за 10-15 солей на прямых маршрутках.
Само Ольянтайтамбо - место также интересное, в котором стоит задержаться на несколько часов. Этот посёлок был спроектирован ещё инками и до сих пор имеет оставшиеся от них планировки улиц и фундаменты домов. Тут также есть огромная инковская крепость и ещё несколько поменьше на горах.
Несмотря на высокую стоимость, спрос на поезда также довольно высокий, билеты могут заканчиваться за несколько дней до отправления, особенно в сезон.
3) Самым бюджетным способом добирания на Агвас Кальентес является так называемый путь "в обход". Суть способа заключается в добирании на рейсовом автотранспорте до максимально близкой к АК точке (Гидроэлектрика), от которой вы уже попадаете в Агвас Кальентес с противоположной стороны. Путь состоит из следующих этапов:
- Автобус "Куско - Санта-Мария". В пути 4,5 - 5 часов, стоимость - 15 солей. Отправляются несколько раз из Куско утром (с 7 до 9), днём и вечером.
- Маршрутки "Санта-Мария - Гидроэлетрика". Стоимость - 15 солей. Отправляются по наполнению с 6 до 19 ежедневно (примерно каждые 30-40 минут). В пути около 2 часов.
Также, если вдруг этих маршруток вдруг не оказалось (их специально пускают для туристов) можно этот участок проехать на двух маршрутках: Санта-Мария - Санта-Тереза, стоимость - 10 солей, Санта-Тереза - Гидроэлектрика: 5 солей. Последний участок также можно пройти пешком примерно за 2-2,5 часа.
- Гидроэлектрика - Агвас Кальентес. От Гидроэлектрики до Агвас Кальентес идёт железная дорога, являющаяся продолжением линии Куско - Агвас Кальентес. Этот участок имеет протяжённость 10 км, большинство туристов его проходит пешком вдоль железнодорожной линии за 2-2,5 часа. Также можно воспользоваться поездом (стоимость: 18$USD из Гидроэлектрики до Агвас Кальентес, 12$USD - обратно). Эта дорога, судя по всему, была открыта совсем недавно - поскольку путешественники, посещавшие Мачу-Пикчу в 90-х и начале нулевых, и не желавшие платить неадекватно высокую сумму за поезд, шли от пл.82 км по рельсам 30 км почти сутки. Сейчас всё намного проще.
При этом железная дорога идёт прямо под холмом, на котором расположен Мачу-Пикчу. Сверху её хорошо видно, да и с дороги можно тоже Мачу-Пикчу рассмотреть. Вон там ж.д. мост
Таким образом, весь путь от Куско до Агвас Кальентес обойдётся в 30 солей в одну сторону (35 при использовании ночного автобуса в Санта-Мария), что в три раза дешевле самого дешёвого поезда. Полное время в пути занимает 8-9 часов при условии пешего прохождения последнего участка.
Засчёт этого, путь стал очень популярной и железная дорога тут превратилась в настоящий проходной двор. Толпы туристов по ней идут в обе стороны.
Но пройтись там приятно, красотища.. Хоть и льёт, как из ведра.
На пол-пути есть крыша с навесом, которая обычно используется жителями местного хутора для продажи еды и сувениров. Мы же навес использовали, чтобы приготовить покушать макароны с сосисками.
Самый большой прикол заключается в том, что вот по этому самому обходному пути перуанцы стали организовать .. туры! Дело в том, что перуанцы - люди в некоторых аспектах довольно сообразительные. Это в других странах в туры ездят обычно люди с толстыми кошельками, останавливающиеся в пятизвёздочных отелях. Здесь же давно поняли, что едут в Перу не только туристы-мажоры, но также и нищеброды-бэкпекеры, которых тоже хорошо бы окучить. И придумывают специальные туры под них. Как выглядит такой тур? Вас везёт маршрутка до Гидроэлектрики, где высаживает, после чего вы пешком сами чапаете по рельсам 10 км (это называтся модным словом "трэккинг" :)). Приходите в Агвас-Кальентес, там вас ждёт хостел. Ночуете, сами идёте себе покупаете билет на Мачу-Пикчу, сами туда прётесь, спускаетесь, и обратный "трэккинг" по рельсам 10 км. Стоит такой ВИП-тур 110 солей, или 43 доллара. Это, конечно, дороже, чем если вы сами поедете (но не факт, правда, что хостел будет по такой же цене, что и в туре. В тех местах очень распространены скидки по турам), но дешевле даже, чем поезд только в один конец. Гидроэлектростанция. Можно её наблюдать с моста Инков, который является частью комплекса Мачу Пикчу
Мы, будучи психологически обработанными мужиком в офисе тур. информации (а они там такие мастаки в этом деле), подписались на такой тур. По трём причинам:
- Сильно поджимало время (всего три дня на Куско и Мачу Пикча вместе), совсем скоро должны были лететь в Мексику из Лимы. А надёжность маршрута с тремя пересадками вызывала большие сомнения, на предыдущем опыте Южноамериканских стран я знал, что времени всегда на такие вещи уходит на порядок больше, чем планировал.
- В хостеле обещался быть интернет, а Наташа хотела поработать.
- Ну и просто было интересно посмотреть на такой "тур" с "трэккингом" по рельсам.
В итоге оказалось, что как раз к нашему приезду во всём Агвас-Кальентес отключили свет, причём капитально. Его не было всю ночь и он не появился даже к 12 утра следующего дня. С интернетом мы пролетели, зато прониклись романтичностью Агвас-Кальентеса при свечах. Потом, "прикольности" в туре никакой не оказалось, за исключением, разве что того, что пришлось вместе с бекпекерами убирать с дороги грязные мокрые валуны, которые вывалились на дорогу.
Что ни говори, а ехать в окружении аборигенов в сто раз приятнее (и дешевле :))), в этом я очередной раз убедился уже в последствии, когда поехал второй раз в Куско и окрестности. Ну и, наконец.. Оказалось, что маршрут раскатан куда сильнее, чем мы предполагали, маршрутки от Санта-Марии в Гидроэлектрику ходят регулярно. И проехать маршрут за два дня самостоятельно (с посещением МП) вполне реально. Так что смысла в "туре" особо-то и не было.
Уже позже я обнаружил подобные туры, но без гостиницы, за 70 солей (на 10 солей дороже, чем перекладными туда-обратно). Называется "Трансфер до Гидроэлектрики". Продаётся на Пласа-Де-Армас. Думаю, многим тоже может быть полезно. А мы всё шутили, что скоро перуанцы откроют туры для совсем безднежных автостопщиков. Тур всё включено: тебя вывозят на трассу, гид помогает стопить машины и договоривается о том, чтобы ехать бесплатно. Потом он работает переводчиком при твоём разговоре с водителем, находит место для палатки, проводит на Мачу-Пикчу через дыру в заборе..
4) Пешее прохождение. Существует несколько походных троп из различных мест, по которым можно добраться самостоятельно за несколько дней до Мачу Пикчу. Вот некоторые из них.
- Тропа инков. Один из самых популярных среди бэкпекеров пеших маршрутов по Южной Америке. Маршрут начинается на 82 км железной дороги Куско - Агвас Кальентес, идёт по горам через несколько перевалов, крепостей и других сооружений, построенных инками, и заканчивается прямо на Мачу Пикчу. Весь путь проходится за 3-4 дня. Но тут кроется гигантская подстава. Прохождение тропы возможно лишь в составе группы с сопровождающим лицензированным гидом. Стоимость такого прохождения достаточно высока: 400-500 долларов, в которые входят плата за вход на маршрут, услуги сопровождающего гида, питание на всём протяжении маршрута, входной билет на Мачу-Пикчу, а также прокатное снаряжение (палатка, спальник и т.д.), а за дополнительные 30 долларов можно нанять и носильщиков. Несмотря на такую высокую стоимость, от желающих пройти по тропе нет отбоя и места бывают раскуплены на несколько недель вперёд.
- Саллантай-трэк. Тропа, проходящая рядом с вершиной Саллантай. В отличии от тропы инков, сюда существует совершенно свободный доступ без необходимости платы за вход и сопровождающего гида. Весь путь проходится также за 3-4 дня. Во, например, рассказ человека, прошедшего этот маршрут. Но мы - не такие любители шастать по горам, чтобы идти по этому маршруту так долго. Поэтому не пошли бы так даже при наличии времени.
Ну вот вы приехали в Агвас-Кальентес и что делать дальше? Прежде всего - купить билет, если вы собираетесь идти "цивильно". Билеты на входе не продаются, их можно купить только в АК, или в Куско. Но лучше в АК. Дальше выбираете - или едете на автобусе за 9 долларов в одну сторону, либо чапаете около часа пешком вверх по лестнице. Вот такая дорога, а между ней лестница.
И вот вы у входа. На Мачу-Пикчу нельзя жрать (но мы ели, даже думали на горелке сосиски сварить), растаскивать на сувениры камни. Любая еда-вода безумно дорога на входе, тащите её с Куско, или других мест, только не из Агвас-Кальентес, где тоже всё дорого. В Агвасе Кальентесе вообще лучше ничего не покупать, всё взять с собой заранее. А ещё вам может крупно не повезти, и всё будет затянуто туманом. Ничего не поделаешь - это горы.
Кстати, для перуанцев вход на МП тоже дорогой - 25 баксов. Хоть это и дешевле в 2 раза, чем иностранцам, но для них это довольно огромные деньги. Тем не менее, сами перуанцы активно ходят на Мачу-Пикчу.
Как пролезать бесплатно на Мачу-Пикчу хорошо расписано здесь. Мы не пролезали только по той причине, что у нас были студенческие карты ISIC, по которым положена скидка в 50%. Так что видите, экономия от айсика - миф. Не было бы у нас их - сэкономили бы по 25 долларов на каждого. А так пошли, как честные люди. А пролезать там бесплатно не только можно, но ещё и нужно! Потому что брать 50 долларов за то, что не тобой было создано и не тебе принадлежит, уже само по себе гигантское свинство. Но это ещё пол-беды. За эти 50 долларов к тебе ещё будет и совершенно скотское отношение.
Смотрите сами: пришли мы покупать билеты в кассу в АК где-то в 7 вечера. А у них, как я писал, выключили свет в посёлке. Но у кассы есть свой генератор. Однако они мне говорят: "Ой, у нас тут что-то база не работает, прийдите позже через пол-часика". Ну хорошо. Минут через 35 я к ним прихожу, понимая, что касса закрывается официально в 8 и я должен успеть. Подхожу к кассе, протягиваю айсики и говорю "два билета". Кассир начинает смотреть, выбивать, а потом говорит: "Паспорта дайте пожалуйста". Блин, а паспорта то я в хостеле и оставил.. Говорю: "А по айсику нельзя?". "Нет, говорит, паспорт обязателен". Ну не беда, хостел то в минуте ходьбы от кассы. "Сейчас, говорю, одну секунду, я сейчас за ними сбегаю". "Нет, приходите завтра. Мы уже закрываемся, у нас тут света нет и вообще всё плохо". "Ну как же, говорю, вы до 8 работаете, а ещё минут 15, а идти мне тут совсем рядом меньше минуты. Вам же чуть-чуть совсем подождать". "Нет-нет, мы завтра в 5.20 открываемся, вот и приходите с паспортом". Этим сукам реально захотелось после такого в морду плюнуть, кто говорит, что только в России такое хамское отношение распространено. Эх, прочитай бы мы инструкцию пролаза раньше, точно бы полезли. Но как лезть мы не знали, а интернета не было. Бесило больше всего то, что мы собирались выйти раньше 5, чтобы прийти в 6 как раз наверх к открытию. А тут только в 5.20 открывается касса, а ещё неизвестно какая очередь и сколько подыматься.
Не думайте, что я такой идейный халявщик, призывающий всюду пролезать исключительно бесплатно. Скажем, на развалины древнего города Чан-Чан под Трухильо я бы никому не советовал так делать. Билет стоит всего 10 солей (4 доллара), но за эти 4 доллара вы осмотрите кучу всего: не только сам город (сам по себе довольно большой), но ещё и музей, а также две древние пирамиды. И нет двух цен для "своих" и "чужих". А тут, конечно, отношение совсем иное..
Но определённо можно сказать, что несмотря на раскрученность, затуристиченность и дороговизну, посмотреть Мачу-Пикчу стоит однозначно.
05/04/2013 10:09
Материалы по теме
- Страны: Перу
- Отзыв о поездке: Гора и город Мачу-Пикчу. От рассвета до обеда, ноябрь 2012
- Статья: Мачу-Пикчу, последний оплот инков, 01.11.2002
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.