20 февраля 2013 года я побывала в той самой "Нехорошей квартире" в Москве, в которой Михаил Булгаков поселил Воланда и его демоническую свиту. Бывали в ней и Маргарита с мастером. Пусть было все это в воображении автора романа и его читателей, но тени, образы, атмосфера этого места, созданная сотрудниками музея Булгакова, не могут оставить равнодушными тех, для кого слово "Булгаков" не пустой звук.
"Паломничество" в дом №10 на улице Большая Садовая началось в семидесятые годы двадцатого века, но о создании музея речи не было. И только 26 марта 2007 года в квартире № 50 Правительством города Москвы был учрежден первый в России Музей Булгакова "в целях дальнейшего развития музейно-выставочного дела Москвы, увековечения памяти и популяризации творчества великого русского писателя М.А.Булгакова". Мы же с вами заходим во двор дома №10.
И по левую сторону от входа замечаем вот такой Музей Булгаковского дома.
Та самая "Нехорошая квартира" не здесь! Но на огонек зайти стоит.
Еще один взгляд на Булгакова и его творчество.
Для сведения:
Часы работы: с 13.00 до 23.00 ежедневно,
в пятницу и субботу музей работает до 01.00 ночи.
Вход в музей свободный.
Не могла не показать вам голову бедняги Берлиоза после свидания с трамваем.
Мы же вновь выходим во двор и направляемся к подъезду №6.
Заветная дверь. Волнение набирает обороты.
Тот самый подъезд. Со всех сторон разукрашен посланиями почитателей таланта Михаила Афанасьевича.
Пока поднимаемся по лестнице на четвертый этаж, вспоминаем, что "рукописи не горят".
Рассматривать надписи занимательно, но я вам и о найденных фактах расскажу.
Булгаков жил в квартире №50, ставшей прообразом "Нехорошей квартиры" в 1921 - 1924 годах.Михаил Афанасьевич писал своей сестре Вере 24 марта 1922 года: "...Самый ужасный вопрос в Москве - квартирный. Живу в комнате, оставленной мне по отъезде Андреем Земским. Больш. Садовая, 10, кв. 50. Комната скверная, соседство тоже, оседлым себя не чувствую, устроиться в нее стоило больших хлопот..." Поселиться в этой комнате комнате удалось только после вмешательства Надежды Константиновны Крупской, руководившей одним из журналов, где подрабатывал Булгаков.
О квартире разговор впереди, а мы же рассматриваем "труды" посетителей и вспоминаем, что главным прототипом Маргариты послужила третья жена писателя Елена Сергеевна Булгакова.
Рассказывают, что "время начала работы над "Мастером и Маргаритой" Булгаков в разных рукописях датировал то 1928, то 1929 г. К 1928 г. относится возникновение замысла романа, а работа над текстом началась в 1929 г.
Первая редакция "Мастера и Маргариты" была уничтожена автором 18 марта 1930 г. после получения известия о запрете пьесы "Кабала святош". Об этом Булгаков сообщил в письме правительству 28 марта 1930 г.: "И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе..."
В 1933 г. Булгаков сообщал своему другу писателю Вересаеву: "В меня... вселился бес. Уже в Ленинграде и теперь здесь, задыхаясь в моих комнатенках, я стал марать страницу за страницей наново тот свой уничтоженный три года назад роман. Зачем? Не знаю. Я тешу себя сам! Пусть упадет в Лету! Впрочем, я, наверное, скоро брошу это".
Такая история. Тем временем, мы почти у цели.
Одна из моих любимых цитат.
"- Это водка? - слабо спросила Маргарита.
Кот подпрыгнул на стуле от обиды.
- Помилуйте, королева, - прохрипел он, - разве я позволил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт!"
Вдохнули и заходим.
Дверь открыла не Гелла. Это хорошо. А то кто знает, чем могло бы закончиться посещение квартиры.
"На Большой Садовой
Стоит дом здоровый.
Живет в доме наш брат
Организованный пролетариат.
И я затерялся между пролетариатом
Как какой-нибудь, извините за выражение,
Атом..."
Стихотворение написано Булгаковым.
Приехала я в музей Булгакова не просто так, а на вечернюю экскурсию.
Стали их проводить с осени 2012 года. Сумерки, вечер в "Нехорошей квартире" - какое время может быть лучше?
Пока же время экскурсии не подошло, я вдоволь нагулялась в этих комнатах, запечатлев музей при дневном свете. Например, в самом углу Синего кабинета обратите внимание на секретер.
По легенде, бытовавшей в доме Булгаковых, этот секретер когда-то принадлежал Гоголю, который работал за ним стоя (верхний ящик может трансформироваться в рабочую плоскость-конторку).
Кресло из последней квартиры Михаила Булгакова в Нащокинском переулке.
Коридор бывшей коммунальной квартиры. Тени, тишина. А во времена Булгакова здесь все было совсем не так.
"В десять часов вечера под светлое воскресенье утих наш проклятый коридор. В блаженной тишине родилась у меня жгучая мысль о том, что исполнилось мое мечтанье, и бабка Павловна, торгующая папиросами, умерла. Решил это я потому, что из комнаты Павловны не доносилось криков истязуемого ее сына Шурки. Я сладострастно улыбнулся, сел в драное кресло и развернул томик Марка Твэна. О, миг блаженный, светлый час!..
...И в десять с четвертью вечера в коридоре трижды пропел петух.
Петух - ничего особенного. Ведь жил же у Павловны полгода поросенок в комнате. Вообще Москва не Берлин, это раз, а во-вторых, человека, живущего полтора года в коридоре No 50, не удивишь ничем. Не факт неожиданного появления петуха испугал меня, а то обстоятельство, что петух пел в десять часов вечера. Петух - не соловей и в довоенное время пел на рассвете.
- Неужели эти мерзавцы напоили петуха? - спросил я, оторвавшись от Твэна, у моей несчастной жены".
Михаил Булгаков, "Самогонное озеро"
"Утром, в девять, праздник начался матлотом, исполненным Василием Ивановичем на гармонике (плясала Катерина Ивановна) и речью вдребезги пьяного Аннушкиного Миши, обращенной ко мне. Миша от своего лица и от лица неизвестных мне граждан выразил мне свое уважение.
В 10 пришел младший дворник (выпивший слегка), в 10 ч. 20 м. старший (мертво-пьяный), в 10 ч. 25 м. истопник (в страшном состоянии). Молчал и молча ушел. 5 миллионов, данные мною, потерял тут же в коридоре.
В полдень Сидоровна нахально не долила на три пальца четверть Василию Ивановичу. Тот тогда, взяв пустую четверть, отправился куда следует и заявил:
- Самогоном торгуют. Желаю арестовать..."
И так далее, читайте "Самогонное озеро"Булгаков бежал к телефону и вызывал милицию. Но хитрые сожители разбегались по комнатам. Писателя грозились забрать в отделение за ложные вызовы. Именно тогда у него появились мечты о покое - таком, которым был награжден в финале романа Мастер. Булгаков не нашел покоя до самой смерти.
Не зря, не зря Михаил Афанасьевич поселил Воланда и компанию именно в эту квартиру.
"- Итак, - обратился к Маргарите Воланд, - рекомендую вам, донна, мою свиту. Этот валяющий дурака - кот Бегемот. С Азазелло и Коровьевым вы уже познакомились, служанку мою Геллу рекомендую. Расторопна, понятлива, и нет такой услуги, которую она не сумела бы оказать.
Красавица Гелла улыбалась, обратив к Маргарите свои с зеленью глаза, не переставая зачерпывать пригоршней мазь и накладывать ее на колено.
- Ну, вот и все, - закончил Воланд и поморщился, когда Гелла особенно сильно сжала его колено, - общество, как вы видите, небольшое, смешанное и бесхитростное".
Слышу шорох. Неужели Бегемот...
Именно в этой комнате жил Михаил Булгаков со своей женой Татьяной Лаппа.
Супруги "купили длинную книжную полку - боковинами ее были два сфинкса - и повесили ее над письменным столом. (...) Эта книжная полка - единственный предмет в коллекции музея, достоверно находившийся в их комнате в начале 1920-х гг. Книги, которые стоят на полке, были и в библиотеке писателя: собрания русских классиков, зарубежная проза, энциклопедии, словари.
Стол с двумя тумбами никогда в комнате Булгакова не стоял, а принадлежал дяде писателя, известному врачу Н.М. Покровскому, жившему в Чистом переулке д. 1. Булгаков часто бывал там в гостях.
Интереснейшая комната, в которой рассказывается об истории дома №10. Во времена Булгакова здесь проживала проститутка Дуся.
До 1917 года в доме №10 размещалось общежитие Высших женских курсов. В этой просторной комнате находилась общая гостиная. А во времена Булгакова проживал здесь хлебопек с женой Натальей.
Святая святых - кухня. "Коммунальная кухня, коммунальный быт - один из наиболее знаковых образов советской эпохи".
Среди прочих экспонатов, обратите внимание на портрет женщины.
Анна Горячева, соседка, "Чума" или "Дура с Садовой".
Прототип той самой Аннушки, что масло разлила на Патриарших.
Тара для желающих сброситься Аннушке на масло.
Любая коммунальная кухня 1920-30-х годов, немыслима без примусов.
Из близкого к искусству.
И снова примус.
"Эстетический диссонанс".
Такова "Нехорошая квартира" Михаила Булгакова.
25/03/2013 10:23
Материалы по теме
- Страны: Россия
- Города: Москва
- Отзыв о поездке: Вечерняя прогулка по новым пешеходным улицам Москвы, февраль 2013
- Отзыв о поездке: Москва предновогодняя, декабрь 2012
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.