В Советском Союзе и во времена Сталина, и после войны шла быстрая урбанизация, желающих заниматься сельским хозяйством было мало, люди при любой возможности уезжали в города. Квартирный вопрос стоял остро, жилья не хватало, и люди селились в коммуналках. Сегодня это может показаться диким, но когда-то мои бабушка с дедушкой жили в Москве в таких условиях, в которых сейчас живут разве что таджикские гастарбайтеры, и радовались этому. В Бразилии коммунизма не было, и кусочки комнат бесплатно не раздавали, но зато в Бразилии всегда теплая погода, поэтому люди, приезжавшие в крупные города на заработки строили шалаши из того, что попадется под руку. Я представлял себе фавелы как нечто вроде Хитровки, описанной в книге "Москва и москвичи" Гиляровского, но есть существенная разница. На Хитровке жили в основном заезжие бандиты и изгои общества, в фавелах же большинство населения - обычные люди, которые живут там поколениями. У них нет денег на ипотеку, но есть какая-то работа, поэтому нет озлобленности на окружающий мир. "Богачи хотят мира, чтобы оставаться богатыми, а мы хотим мира, чтобы оставаться живыми".
До недавнего времени в фавелах Рио обитали также бандиты и наркобароны, скрывавшиеся от правосудия, а местное населения было у них фактически в заложниках, не имея возможности ничего противопоставить. Потом (в 2010) правительство зачистило большую часть фавел, устроив шоу с ездой на танках и массовыми расстрелами всех, оказывающих сопротивление. Стремные фавелы все еще есть, но они находятся на далеких окраинах города. На фото - фавела средней стремности, называется Педра Лиза. Она вроде бы зачищена, но вокруг нее повышенная концентрация мутных типов из-за близости к вокзалу.
Самая большая фавела в Рио и во всей Бразилии называется Росинья, но до нее далековато ехать, поэтому я решил сходить в местечко, называемое Павау-Паваузинью, между Копакабаной и Ипанемой. Несколько лет назад это место входило в число сравнительно опасных.
Я купил банку пива и прошелся по улицам. Повсюду кипела жизнь, на основной улице на каждом шагу закусочные и магазины. Какие-то детишки танцевали на лестнице, ведущей к вершине фавелы. Еще вокруг ходило большое количество мужчин в униформе строителей. Эту фавелу постепенно сносят, строя вместо разноцветных кубиков многоквартирные дома. Внизу холма трущоб уже не осталось.
Наиболее популярной для туристов является фавела Санта-Марта, рядом с районом Ботафогу. Здесь (а также в центре города Салвадор-де-Баия) снимался один из клипов Майкла Джексона. Внизу есть офис туристической информации, но я пришел уже ближе к вечеру, и он не работал.
Рядом висит импровизированная карта района.
Санта-Марта - довольно красивое место. Вот где-то в Европе это назвали бы "узкие мощеные улочки старого города поднимаются к вершине холма", а здесь это район, где живут бедняки.
Большая проблема фавел - мусор. Вот на панораме входа в Санта-Марту огромные контейнеры. На машине с вершины фавелы мусор не вывезешь, все на самообеспечении жителей.
Водоснабжение и канализация в фавелах часто самодельные, хотя сейчас блага цивилизации постепенно доставляют и сюда. Если заглянуть под лестницу, можно увидеть водосток.
Особой опасности здесь не чувствуется, но все-таки лучше здесь ходить с гидом. Не из-за бандитов, а банально из-за того, что в одиночку трудно найти дорогу. "Улицы" в фавелах выглядят так.
Идя по таким лестницам, постоянно утыкаешься во входы в чьи-то дома, поэтому ходить немного неудобно. Вот вполне прилично выглядящий дворик, и не скажешь, что это трущоба.
А вот более аутентичный вид. За несколько поколений большая часть домов в фавелах были перестроены из более-менее стабильных стройматериалов вроде кирпичей, совсем ветхого деревянного жилья сравнительно мало.
Когда буду в Рио в следующий раз, обязательно схожу в эти места еще.
19/03/2013 15:05
Материалы по теме
- Страны: Бразилия
- Города: Рио-де-Жанейро
- Отзыв о поездке: Не Рио-де-Жанейро, декабрь 2012
- Отзыв о поездке: Пляжный Рио и немного фавел, февраль 2010
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.