Бомж-тур в Норвегию, или Как посмотреть фьорд, не продав почку

Вообще же выражение "Бомж-тур в Норвегию" звучит как оксюморон, потому что Норвегия если не самая, то точно входит в топ-5 самых дорогих стран в Европе. А французы говорят, что у людей, которые могут позволить себе путешествие в эту северную страну, с финансами всё в порядке. Я бы с этим, конечно, поспорила - мы же с krimhilda_konig там побывали, поэтому осмелюсь дать несколько советов тем, кто хочет бюджетно посмотреть фьорды. Я считаю, что 380 евро за 5 дней в Норвегии это очень даже неплохо. А если исключить сувениры и передвигаться автостопом - и того дешевле. Оговорюсь: посмотреть ВСЁ у нас не было цели, ибо в Норвегию собрались в первый, но не в последний раз. По плану: город Ставангер, скалы Прекестулен и Кьераг.

// masha-girova.livejournal.com

Маршрут: автобус Калининград-Гданьск 850 р. в обе стороны, самолет Гданьск-Ставангер 1500 р. в обе стороны, плюс багаж (1 чемодан на двоих) 2000 р. Транспорт по городу дорогой - 170 р., но в течение полутора часов по нему можно вернуться обратно. Это несколько раз помогло нам сэкономить финансы.

В самолете до Норвегии обязательно нужно сидеть у окна - виды на страну: на острова, горы, домики, - открываются фантастические.

// masha-girova.livejournal.com

В очередной раз мы убедились, что каучсерфинг отличная вещь: наши "нефтяные магнаты", как мы называли принимающих нас ребят, работают в нефтяных конторах инженерами. Работодатели снимают им домики, в которых одна только кухня больше, чем вся моя съёмная квартира. За 5 дней мы сменили два места жительства: обитали у шведа Ханнеса и бразильца Марсело. Мало того, что они были очень милы, так ещё и накормили нас ужином вернее, двумя ужинами. А Марсело оставил нам ключи, так как уехал на выходные.

Нашим host-ам мы привезли в благодарность русскую водку и янтарь. А ещё нажарили драников. Вообще мы с собой привезли полчемодана продуктов, купленных в Польше: сыры, паштеты, колбасу, сухари и т. д. Питаться в норвежских кафе ооочнеь накладно, в супермаркетах килограмм помидоров стоит 200 рублей, поэтому мы себе позволяли купить только креветки (150 р./кг). Считаю, неплохая замена ::)

Ставангер - город белоснежных домиков. В старом городе хочется обниматься с каждым домиком, до того они красивы.

// masha-girova.livejournal.com

А есть ещё не менее красивая улица разноцветных домиков. В одном из них, если не ошибаюсь, расположен музей.

Чайки, наглые создания, объедали нас, выхватывая бутерброды.

// masha-girova.livejournal.com

Вода на пристани прозрачная, и в ней можно увидеть много красивых медуз.

Ставангер - нефтяная столица Норвегии, поэтому в нем есть музей нефти (вход - 550 р.). Он нас не интересовал, как и музей консервов и телемузей)

// masha-girova.livejournal.com

В 30 минутах езды от центра города, на берегу Хафрсфьорда, стоит памятник "Мечи в камне", установленный в память о битве, произошедшей здесь в 872 году. Сами мечи довольные большие - под 10 метров.

Итак, второй день в Норвегии, и мы едем на скалу Прекестулен, чтобы увидеть это:

// masha-girova.livejournal.com

Сразу скажу, это был эпик фэйл нашего путешествия и поучительный урок на будущее. Итак, все едут в Ставангер не для того, чтобы все несколько дней смотреть мечи и обниматься с белыми деревянными домиками. Главная цель - посмотреть Люсефьорд, а именно: забраться на скалу Прекестулен (кафедру проповедника), увидеть "один из самых захватывающих дух видов в мире" по версии путеводителя Lonely planet, прокатиться на кораблике по фьорду, и, безусловно, запрыгнуть на застрявший между двумя скалами камень Кьерагболтон и зафигачить на нем лук. Мы не оказались оригинальными, поэтому над программой долго не думали.

Уже с утра погода подсказывала нам, что это плохая идея - на улице моросил дождь, и было туманно. Но Ханнес проверил погоду у подножия скалы - обещали 25 градусов тепла и солнце.

// masha-girova.livejournal.com

10 утра. Подходим к парому Ставангер-Тёу - народу нет вообще (надо было задуматься ещё раз). Я решила спросить у женщины, работницы парома, стоит ли ехать в такую погоду. Вот, спрашивается, зачем я этим интересовалась, если её ответ никак не повлиял на наши дальнейшие действия?! Дама посоветовала нам не ехать. "А вдруг распогодится?" - подумали мы и сели на паром. Стоимость поездки примерно 50 крон, причем, когда я протянула контролеру 50-кронную бумажку, он сказал - эээ, это же шведские! Упс, спасибо тебе, дорогой Сбербанк за такой обмен валюты.

Вообще с парома могли открываться прекрасные виды. Могли, но не открылись J

// masha-girova.livejournal.com

В Тёу нужно пересесть на автобус, цена которого, вроде, 80 крон. По прибытии к подножию скалы Прекестулен мы встретили пару ,которая собиралась в этом автобусе уехать обратно. "А вы уже сходили на скалу?" - "Нет, вы что! А смысл? Все равно ничего не увидеть". А вдруг!- подумали мы во второй раз. Дождь стал усиливаться, поэтому Майя купила себе дождевик, но толку, надо сказать, от них было никакого. Хайкеры мы неопытные - подходящей одежды и обуви у нас не было, а покупать ради одной поездки было бы глупо, так что в Норвегию со мной поехали кроссовки с первого курса и дождевик H&M. На минуту туман рассеялся (забрезжила надежда), но через мгновение небо снова затянуло, и дождь стал ещё сильнее.

Честно признаюсь, я нудела и писала подруге страдальческие смски. Майя же сохраняла спокойствие и говорила: "ну ладно, дойдем до первой площадки и спустимся". Когда же мы увидели людей, поднимающихся в горы с грудничками, мы поняли - надо перестать ныть и ждать хорошей погоды и идти вверх.

// masha-girova.livejournal.com

На схеме показан маршрут - в одну сторону по прямой примерно 4 км, но по факту проходишь намного больше, ведь дорога идет в гору. Высота конечного пункта - 640 м над уровнем моря.

Ещё в начале пути мы встретили продвинутых хайкеров, уже спускающихся с Прекестулена, они ещё раз сказали, что в нашей обуви лучше туда не идти, тем более, что сверху ничего не видно. Ну, вы понимаете, о чем подумали мы, продолжая свой путь.

// masha-girova.livejournal.com

Чтобы не потеряться, на камнях красной краской нарисованы буквы Т, наверное, это означает trek, но это лишь моё предположение. В этот день дорога выглядела вот так, а мы шли по воде. Кроссовки скользили на мокрых камнях.

В некоторых местах дорога превратилась в водопады, и мы лезли по мокрым камням, держась за соседние, такие же мокрые, камни.

// masha-girova.livejournal.com

Мостики через горные реки смыло, поэтому приходилось идти вброд - кроссовки можно было выжимать. И вообще (кто бы сомневался), кроссовки Converse далеко не лучшая обувь для походов в горы, однако мы встретили группу туристок, обутых в балетки и мокасины, чуть ли не с клатчами в руках. А ну-ка догадайтесь, из какой страны были эти женщины?!) Жаль, в тот момент нам было не до фотографирования

Промокли мы до нижнего белья, а идти в такой одежде мне было настолько неприятно, что я не нашла ничего лучше, чем сменить брюки на шорты. Мало того, что в таком виде похожа я была скорее на русского бомжа-бродягу, чем на туриста, так ещё и сразу пострадала, поскользнувшись на мокрых камнях. И вот результат J

// masha-girova.livejournal.com

Лишь в парочке мест были ограждения, в остальных же поскользнуться и упасть с полукилометровой высоты было как нефиг делать.

Истекая кровью, мы продолжали путь и через часа 3 рассмотрели очертания утёса. Для сравнения - что мы должны были увидеть, судя по фотографиям из интернета.

// masha-girova.livejournal.com

Что мы увидели в итоге  - НИЧТО!

Сначала мы чуть ни плакали, потом началась истерика, и мы тупо ржали. В итоге на вершине мы съели по сэндвичу, выпили по кружке чая и заторопились обратно. Я забыла там свой термос, так что, видимо, вернусь туда ещё. Особенно издевательски смотрелась эта надпись, оставленная кем-то, кому повезло больше

// masha-girova.livejournal.com

Майя: "Катя, когда я ещё раз захочу в горы, напомни мне про Прекестулен" - "да, Майя, завтра же и напомню" - через день нам предстоял хайкинг на Кьераг.

Последний полный день в Норвегии, и последний шанс для Норвегии реабилитироваться в наших глазах. Сегодня мы едем на плато Кьераг, которое на норвежском произносится как Щьёраг. Билет из Ставангера мы купили заранее, отдав по 490 крон. К Кьерагу можно добраться двумя способами - либо на машине, либо на специальных экскурсионных автобусах. Хотя какие они экскурсионные? Водитель в процессе поездки сказал нам лишь несколько фраз о местах, которые мы проезжали, вот и весь тур. Всё, что они делают - это доставляют тебя к подножию горы и обратно до Ставангера, и, понятное дело, никто тебе в процессе хайкинга не будет рассказывать об истории камней, встречающихся на пути.

Если всё будет хорошо (тьфу-тьфу-тьфу), то мы постоим на круглом камушке и увидим-таки фьорд во всей красе.

(фото из интернета)

Чтобы не получилось второго эпик фэйла и чтобы не бегать с утра сломя голову в поисках остановки, ещё с вечера прогулялись до пристани посмотреть, откуда  идет автобус. Никаких указателей мы не нашли, но Марсело позже убедил, что мы не пропустим автобус, как бы ни пытались. Подходя к пристани, мы поняли - да, этот автобус попробуй не найди: в такое время (в 7 утра) он там один, а вокруг тишина и пустота. Автобус должен уходить в 7-30, но хорошо, что мы пришли пораньше, так как мест хватило не всем, некоторые ехали стоя до Sandnes, где их пересадили в маршрутку. Стоя в норвежских автобусах?! Как это может быть вообще! Если в Скандинавии каждому пассажиру необходимо пристегнуться, иначе можно влететь на 200 евро каждому.

Дорога до плато уже одна сплошная достопримечательность - горный серпантин, по сторонам - холмы, озера, скалы.

// masha-girova.livejournal.com

А ещё - туман. Да-да, чертов туман. Водитель сказал, что погода сегодня будет отличная, а туман скоро рассеется. Нам остается только надеяться на благосклонность норвежских богов

Первую остановку автобус сделал в деревне с труднопроизносимым названием (вообще в норвежском языке все сельские поселения выговариваются с трудом). Там Майя выпила кофе, а я ходила фотографировать бодающихся козликов, живущих на прилегающей к кафе территории.

// masha-girova.livejournal.com

В программе "тура" значилось, что выезд из конечной точки в 16-45, а приезжаем туда примерно в 11 утра. Мы поинтересовались у водителя, хватит ли нам времени на всё. Он сказал, что 5 часов сам хайкинг туда-обратно, а час на остановки и фотографирования выше крыше. Ответ мне не показался утешительным, и в голове закрались подозрения, что всё мы не успеем, но раз водила туда по 5 раз на неделе гоняет, значит, он лучше нас всё знает.

Конечная остановка - подножие горы Кьераг. Внизу домик с кафетерием,  по площадке бегают овечки и барашки - у каждого колокольчик и бирки на ушах. Вообще здесь много барашков, поэтому повсюду раздается колокольчиковый звон. Причем пасутся они повсюду в горах, а не на какой-то огражденной территории.

// masha-girova.livejournal.com

Всех прибывших на Кьераг встречает табло с картой места и напоминание правил поведения. Итак, расстояние от места, где мы находимся, до Кьерага - 5 км, но это по прямой, а нас ожидает "прогулка" с тремя подъемами и спусками, а это всяк побольше 10 км. В данный момент мы находимся на высоте 640 м, а наивысшая точка - 1080 м.

Хайкинг на Кьераг описывают как тяжелый, рекомендованный только опытным ребятам. Ну мы-то в ливень и туман забрались на Прекестулен, по скользким камням, мы всяк уже экспериэнсд стали! Эхххх, знала бы мы тогда, что нас ждет - Прекестулен оказался "тьфу, ерунда для малышей" по сравнению с Кьерагом.

Примерно на середине первого подъема я сказала: "Майя, когда я в следующий раз захочу в горы, напомни о Кьераге". Дорога на первую скалу практически вертикальная - мы всё расстояние преодолевали, держась за цепи по краям. В некоторых местах цепи были оборваны... Интересно, что стало с людьми, которые в этот момент держались за эти цепи. А металлические колья, которые держат цепи, часто согнуты под прямым углом. Вид с первой горы - Lille Stordalen - открывался на шикарную горную долину, фьорда пока видно не было, но дух уже захватывало от такой красоты.

// masha-girova.livejournal.com

Дальше спуск, который порой тяжелее, чем подъем, потому что встречаются горные ручейки, и камни вокруг мокрые, и поэтому кроссовки, как у меня, начинают скользить. Они, кстати, отслужили своё и были выкинуты в мусорку по возвращении в город. И вот вторая вершина- 890 метров - Stordalen. Мы поднимаемся, встаем, оглядываемся и видим его - Люсефьорд! Изумрудную воду и поселок Люсеботн, дома на три он, кажется :) А мы там вписку пытались найти и удивлялись, почему это на сайте couchsurfing там никто не зарегистрирован. Живут же там только работники местных электростанций.

По дороге познакомились с земляком -  с Олегом из Питера, и, кстати, впервые я была очень рада встрече русского человека зарубежом. Оказалось, он по работе переехал в Ставангер, на Кьераг приехал один на машине, так что любезно предложил довезти нас обратно до города. Мы сказали - да, если не будем успевать на автобус.

Погода в этот раз была не то, что хорошая и тёплая, но жаркая до такой степени, что мы сгорели - никто же из нас не подумал, что в Норвегию надо брать солнцезащитный крем.  В горных озёрах, конечно, вода холодная (но не намного, чем в нашем Балтийском море в середине лета), но я всё равно залезла в воду, быстро искупалась и на берег. Местами, кстати, ещё лежит снег, так что трудно удержаться и не поиграть в снежки, будучи одетым в шорты и майки.

// masha-girova.livejournal.com

Указатель говорит нам, где же тот самый камень-горошина Кьераг-болтон.

Для многих, приезжающих сюда, главная цель - залезть на этот камень, а так как это был воскресный тёплый день, очередь выстроилась нешуточная. Так что, если бы мы не встретили Олега, либо мы не постояли бы на камне, либо опоздали бы на автобус - 6 часов нам явно не хватило бы, чтобы спокойно исследовать всё плато и задержаться на одном месте больше, чем на пару минут. Хотя мы не совсем уж антиспортивные дамы - я вот каждый день на велике на работу езжу J, так что какая-никакая а физподготовка и выносливость у нас имелась. Но мы видели и семьи с маленькими детьми, парочку были даже с грудничками, были и с собаками.

// masha-girova.livejournal.com

И вот он - Кьерагболтон. Тут лучше быть втроём, как мы. Олег и Майя заняли место в очереди, а я в это время дежурила на месте, откуда все делают фотографии, заодно наблюдала, кто как запрыгивает на камень. Одна дама затянула туда собаку, парень (оказался русским) вообще подпрыгнул на камне - в этот момент я аж вскрикнула: "Нееет!", одну девочку пытались затащить на камень, но она упиралась и в итоге не полезла.

Выполнив свою миссию и сфотографировав Олега, я присоединилась к Майе. На самом деле, стоять там в ожидании мне показалось страшнее, чем запрыгивать на камень. Он достаточно широкий, места на нём хватает и на двоих, и на троих, но легкий трепет и волнение всё равно ощущается. Сколько я ни искала в интернете, но так и не нашла информации о том, падал ли кто-нибудь с Кьерагболтона. Мы ещё думали, а как зимой? Там же, небось, поскользнуться на ледяном камне и упасть - раз плюнуть. Всё просто - дорога к плато Кьераг открыта только в теплое время, зимой - только по воде к деревне Люсеботн, так что пользуются этим вариантом альпинисты. Но могу ошибаться.

// masha-girova.livejournal.com

Куда ж без этого - я на камне :)

А вот бэйсджамперы разбивались, да. Там наверху стоял кубок именами и фамилиями - то ли погибших бэйсджамперов, то ли тех, кто совершил какие-то рекордные прыжки.

// masha-girova.livejournal.com

Изучили окрестности, посидели на краю плато, полюбовались живописными видами, открывающимися с горы, и направились в обратный путь. Мы сделали это - Норвегия, ты полностью реабилитировалась в наших глазах, так что приедем ещё: на Язык тролля-то надо забраться.

masha_girova
    25/02/2014 12:00

Новости из Норвегии

29.02.24 Norwegian Air Shuttle будет выполнять рейсы между Осло и Стамбулом
    29.09.23 Норвегия запрещает въезд российских легковых автомобилей с 3 октября
    22.09.23 Норвегия закроет въезд российским автомобилям
    25.09.22 Норвегия приостановила действие соглашения об упрощенном визовом режиме
    15.06.22 Консульство Норвегии усилит проверку анкет от заявителей из России на все типы виз