Во время моей давней поездки в Испанию, мне довелось посетить городок под названием Фигейрос, который славен, прежде всего Театром-музеем великого Сальвадора Дали - мастера сюрреализма. Фигейрос - родной город Дали, он расположен в 40 км от Франции и считается вторым по посещаемости музеем Испании после мадридского Прадо.
На заглавном фото - площадь Гала-Сальвадор Дали с фасадом Театра-Музея и памятником руки Дали каталонскому философу Франсеску Пужольсу.
Под катом фотографии музея и много текста к ним. Не поленитесь, пожалуйста, прочитайте - быть может, это прольет свет на особенности творческого гения Дали и его шедевров.
Собственно памятник не только самому Пужольсу (его серый бюст установлен на голове Гомера), которого почитал Дали как философа, открывшего мир в Подсознательное. На заднем плане в виде фигуры с головой-яйцом Дали, предположительно, изобразил себя. Справа от фигуры памятник атому водорода - элемент образной системы Дали.
Инсталляция Дали - гигантская голова с телевизором во лбу. Возвышающаяся рядом скульптура - "Обелиск телевидения" Вольфа Фостеля:
Один из трёх памятников, посвящённых французскому живописцу Мейсонье, установленный на автомобильных шинах.
Водолаз в скафандре, символизирующий погружение в подсознание, рядом - фигуры с батоном хлеба - ещё одним излюбленным символом Дали. Водолаз, возможно, отзывает зрителя, к одному событию в биографии Дали. Как-то по приглашению он читал лекции в таком виде в одном американском университете. Во время лекции что-то случилось с подачей кислорода, Дали начал задыхаться и только чудо в лице одного студента, догадавшегося как-то снять этот скафандр, спасло Дали от смерти.
Внутренний двор. Статуя-инсталляция Дали "Дождливое такси". Инсталляция представляет собой кадиллак, внутри которого при опускании монетки идёт дождь. На кадиллаке стоит фигура царицы Эсфири работы австрийского скульптора Эрнста Фукса, которая тянет столб из автомобильных шин. Венчает всю композицию Лодка Гала (по имени жены и музы Дали - Гала, или Елены Дьяконовой). Капли, падающие с нижней части лодки, по некоторым сведениям - презервативы, наполненные синей краской.
Лодка Гала, чёрный зонтик. Позади - геодезический купол музея.
Автомобиль - часто встречающийся иконографический элемент в творчестве Дали, в нём сочетается ископаемая материя и нечто из новейшей истории человека. Дали утверждал, что было сделано только 6 таких машин. и приписывал владение одной из них Аль Капоне (знаменитому "крёстному отцу"), объясняя разбитые стёкла в выставленном в музее экспонате. якобы как акт вандализма. По словам, художника, одна из машин принадлежала Рузвельту, одна - Кларку Гейблу и т.д. А эта 4-я машина копия была подарена Дали своей жене Гала. Внутри кадиллака из сложного сплетения труб непрерывно капает дождь к большому удовольствию виноградных улиток, составляющих компанию парочке манекенов и их шофёру.
Внутренний двор инсталлирован также статуями, сделанными на манер (а может сознательно) под статуи "Оскар", которые приветствуют своих зрителей. Здесь представлены гротескные чудовища между центральными окнами двора.
Эти скульптурные группы фантастических существ, возникающих из мрака, состоят из множества различных элементов: улитки, камни с мыса Креус, срубленные ветки, обломки горгулий из соседней церкви св. Петра, китового остова, каменного рога, выдвижных ящиков (также излюбленный символ Дали в работе с подсознанием) - вся эта скульптура представляет собой мужское начало.
"Обнажённая Гала, смотрящая на море, которая на расстоянии 18 метров трансформируется в портрет Авраама Линкольна". Здесь Дали выступает как новатор идеи двойного образа.
Авторская копия на ткани картины "Галлюциногенный тореро", здесь Дали снова прибегает к идее двойного образа.
Одна из многочисленных инсталляций Дали. Видна библейская тема в виде распятой фигуры. По краям бюста - каталонский хлеб причудливой формы, который виден во многих произведениях Дали, в том числе и во внешней отделке театра-музея.
Сцену муниципального театра (а раньше здесь находился именно театр, который был затем передан в дар Дали местными властями) венчает поразительный прозрачный купол, ставший символом Театра-музея и всего Фигейроса в целом. Архитектором этого "геодезического купола", напоминающего строение глаза мухи (излюбленное насекомое Дали в его работах как символ паранойи) стал Эмилио Пинейро. Купол уникален по своей конструкции, он создаёт игру зеркальных отражений и являет собой символ единства и монархии по мнению Дали.
"Призрак сексуальной привлекательности" (одна из первых сюрреалистических работ Дали). Художник часто использовал такой приём - огромная помпезная рама и небольшое в сравнении с ней изображение. В нижней правой части Дали изобразил себя ребёнком в матросском костюмчике, разглядывающим огромное чудовище, мягкое и жёсткое одновременно. Этот образ для художника символизировал сексуальность. Фоном является гиперреалистический пейзаж мыса Креус. Следует отметить и значимое присутствие костылей, у Дали это символ смерти и воскрешения.
Зал Мэй Уэст. В центре популярная трёхмерная инсталляция, посвящённая этой американской актрисе. Глазами изображения служат увеличенные отретушированные фотографии картин пуантилистов с видами Парижа; нос - это камин с поленьями, знаменитый диван-губы. Другими элементами являются веер с часами, старинные ходики, два кувшина, Венера Милосская и шеей жирафа и выдвижными ящиками.
Чтобы вся композиция превратилась в трёхмерное изображение лица актрисы нужно подняться по ступенькам к верблюду и посмотреть в линзу, подвешенную к животу верблюда.
Также в этом зале: ванная комната на потолке, перевёрнутая верх ногами:
Слева - гигантский парик - волосы Мэй Уэст, он вошёл в книгу рекордов Гиннеса, как самый большой парик, заказанный Дали у одного известного парикмахера.
А вот собственно изображение, которое видят зрители через линзу, подвешенную к верблюду:
Дали был разносторонне одарённым человеком и пробовал себя также в оформлении витрин для различных магазинов. Это витрина носит название "Ретроспективный женский бюст". Этот бюст художник дополнил муравьями, кукурузными початками, лентой из старинного проекционного аппарата зоотропа, батоном хлеба с бронзовым чернильным прибором (намёк на профессию адвоката, коим был его отец) и фигурами из картины "Анжелюс" Милле, столь частыми в образной системе Дали. Роль постамента играет рука в чёрной перчатке и, вокруг которой обвивается другая рука из белого парафина. Завершают убранство витрины акулья челюсть, скелет летающей рыбы, реальная ложка с иллюзорной пластмассовой чашкой и многозначный рог носорога.
Во второй витрине Дали создаёт ансамбль образов, на фоне тех же фазаньих перьев выделяется жакет от Коко Шанель и скульптуры - "Цветок зла" в форме кувшина из стеклянной пасты со вставленными в него ступнями (одна - парафиновая, другая - анатомический муляж) и мифологические братья Диоскуры, Кастор и Поллукс. сыновья Зевса и Леды (здесь они представлены в виде 2 статуэток, круглые вершины которых сделаны со слепков попок младенцев). Следует отметить тот факт, что Дали сам всегда отождествлял себя Зевсом, а Гала - Ледой. Как известно из греческой мифологии - они были братом и сестрой. Так и Дали всю свою жизнь питал к Гала подобные чувства и считал кощунством нарушать их плотским желанием.
Дали утверждал, что вид на сцену или внутренний двор с инсталляцией "Дождливое такси" (как в данном случае) из окно галерей был одним из главных удовольствий, доставляемых ему Театром-музеем.
Одна из графический работ Дали. Меня привлекло в ней то, что Дали дерзко балансирует между мужским и женским, смело вплетаю в канву картины символы половой принадлежности.
Зал "Дворец ветра". Это помещение было особенно дорого Дали, потому что здесь впервые будучи 14 лет от роду, он выставил свои работы и получил много похвальных отзывов в прессе. Прежде всего в этом зале бросается в глаза восхитительная роспись на потолке. дали говорил, что эта картина таит в себе парадокс: глядящим вверх зрителям кажется, что они видят облака, небо и 2 поднимающиеся в воздух фигуры (Дали и Гала) - на самом деле это чисто театральный эффект, поскольку вместо неба мы видим землю, а вместо земли - море, воплощённое в изгибе залива Розас. И, добавляет Дали, в центре, на месте солнца зияет дыра, а в ней - глубокая ночь, и из глубины человеческого подсознания всплывает подводная лодка. Края картины - это элементы наиболее значимых работ Дали, его символы и знаки. (Здесь они не видны)
Вход в рабочую студию Дали. Справа - бюст Веласкеса - одного из излюбленных художников Дали, которым он всегда восхищался. Посередине - графический портрет Гала. На потолке - панно "Дворец Ветра" с элементами образной системы Дали (см. предыдущее фото).
Студия Дали. Его мастерская, посвящённая теме Вечно Женственного. В центре комнаты - "Обнажённая" Вильяма Адольфа Бугеро, известного как салонный и академический художник. Над скульптурой привлекает внимание своеобразная лампа в модернистском стиле с головой богини Фортуны с завязанными глазами, возвышающейся над всем на подвешенной к потолку спирали из чайных ложек.
В углу комнаты на мольберте 2 картины - "Галатея сфер" и "Портрет Гала с симптомами оносороживания", относящимися к периоду ядерного мистицизма.
Фортуна с ложками.
Спальная комната. На стене гобелен с картины "Постоянство памяти", находящейся в музее Современного искусства в Нью-Йорке. В своей автобиографии "Тайная жизнь Сальвадора Дали" художник так описывает реакцию Гала, впервые увидевшую это полотно: "Я пристально следил за лицом Гала и увидел, как её удивление переходит в восхищение. Это меня убедило, что новый образ производит впечатление, ведь Гала всегда безошибочно определяла настоящую загадку.
Я спросил её:
- Думаешь, через 3 года ты вспомнишь эту картину?
- Стоит её раз увидеть и уже не забудешь."
Картина Милле "Анжелюс". Элементы этой картины уже встречались на бюсте в оформленной витрине под названием "Ретроспективный женский бюст". Дали не зря ввёл их в своё произведение, но... использовал их несколько с иной целью. Дело в том, что художник изобразил на своей картине молящихся мужчину и женщину. Во время работы в поле они прервались и совершают привычный для того времени обряд молитвы. На заднем фоне виднеется церковь. Но Дали не был бы Дали, если бы в этой безобидной картине не углядел тайный смысл. Он провёл целые исследования и пришёл к выводу, что женщина, стоя в определённой позе, так как стоит самка-богомола, которая после спаривания со своим самцом, убивает его. Так вот Дали решил, что женщина и мужчина склонились перед половым актом, после которого участь мужчины предрешена.
Здесь приведены документальные исследования Дали по поводу своей теории о самке богомола и фигуры женщины на картине Милле.
"Если уж падает, так падает". Натюрморт в голландском стиле, купленный художником в париже и "далинизированный". Художник сделал из этого натюрморта аллегорию в знак своей признательности другу, каталонскому философу Франсеску Пужольсу. На полотне отчётливо видны изменения, внесённые Дали, и надпись на столе - фраза Пужольса - "Если уж падает, так падает". Этой фразой, давшей название картине, заканчивался обширный и сложный философский текст, который чрезвычайно заинтересовал Дали. По мнению некоторых художников, здесь Дали пророчески написал дату своей смерти (на циферблате растёкшихся часов) - 23.01.1989.
Зал "Ложа", посвящённый оптическим трюкам - стереоскопии, анаморфозу и голографии.
И ещё раз "Ретроспективный женский бюст" с фигурками из "Анжелюса" Милле и муравьями на лице. Дали считал такой женский бюст идеальным и приходил в ужас от пышных размеров бюста. Очевидцы даже утверждали, что Дали падал в обморок при виде огромного бюста.
Сцена театра-музея с огромным панно "Лабиринт" по мифу о Тесее и Ариадне. Эта работа была декорацией для серии Дягилевских балетов, с успехом проходившими в Нью-Йорке. Здесь театральность Дали наиболее очевидна: в центре бюст - это человек-гора (его голова откидывает такую же тень, какую откидывает гора) со сквозным проёмом в груди. Позади - пейзаж мыса Креус, неизменно присутствующего в картинах Дали. Под этой сценой похоронен создатель всего этого театра-музея. В маленькое тёмное помещение, смежное с женским туалетом, в тот день нас не пустили. Гроб Сальвадора Дали помещён в стене. А на ней маленькая белая надгробная плита с надписью: "Salvador Dali Domenech Marques de Dali de Pubol 1904 - 1989". Ещё при жизни Дали был присвоен титул маркиза.
"Портрет Бетховена, написанный с помощью 2 осьминогов и пальца ноги Дали". Дали брал 2 осьминогов, окунал их в краску и просто бросал на полотно, они ползали, извивались и оставляли свои причудливые следы на полотне. А Дали потом просто дорисовывал портрет.
Инсталляция Дали под геодезическим куполом.
Ещё раз инсталляция "Дождливое такси" и вид на сцену позади.
Башня Галатеи, сделанная Дали специально для Гала. На фасаде тот самый каталонский хлеб, который я уже упоминала. Яйца - отсылают к древнегреческому эпосу о том, что дети Зевса и Леды родились именно из яиц. Впрочем, у Дали их можно интерпретировать и как зарождение новой жизни и как его неразрывную, "однояйцевую" связь с Гала. Его вечной музой, после смерти которой жизнь его потеряла всякий смысл.
Надеюсь, Вы не заскучали с Дали ;)
От себя могу сказать, что Дали, хоть и не самый любимый мною художник, но гений и потрясающе трудоспособный человек. Прожить вот так жизнь, словно каждый день играешь сюрреалистическую пьесу, понятную лишь одному тебе, это не так уж просто.
24/02/2014 09:00
Материалы по теме
- Страны: Испания
- Отзыв о поездке: Театр-музей Сальвадора Дали в Фигерасе, лето 2013
- Отзыв о поездке: Дорогами Каталонии. Музей Сальвадора Дали в Фигерасе, июнь 2006
- Фоторепортаж: Забежать в гости к Сальвадору Дали, 09.01.2014
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.