- Лаос – самая расслабленная страна, где я когда-либо была.
И люди в ней невероятно расслабленные, приветливые, дружелюбные и честные.
Здесь даже уровень преступности очень и очень низкий. Даже не попытаются обсчитать. И правильно, зачем приставать к другим, если тебе всего, по большому счету, хватает? Лаосцы очень самодостаточны, правда, их чаще называют ленивыми. Они не видят необходимости трижды в год выращивать рис, если им достаточно для сытой жизни всего одного урожая. Ведь в остальное время, вместо того чтобы работать, можно высыпаться, петь и танцевать. В пятницу после полудня вы непременно увидите сборище (и не одно) в местных кафе или в чьем-то доме: люди пьют пиво или рисовый виски лао-лао, поют караоке на всю округу и пляшут, пляшут. К тому времени, как стемнеет, все уже разойдутся, довольные.
При этом лаосцы – сообразительные и расторопные, не считая, пожалуй, некоторых горных племен. В более менее туристических местах неплохо говорят по-английски, быстро понимают и чаще всего пусть не моментально, но довольно быстро делают.
- Единственное, что в Лаосе реально медленное – это транспорт. Но тут скорее проблема в качестве дорог, вернее, в частичном их отсутствии. Единственная относительно "нормальная" дорога – это туристический маршрут №13, протянувшийся с севера на юг.
Сейчас строят дорогу на плато Болавен – но это, подозреваю, заслуга не местных, а вьетнамцев и китайцев, которые владеют многими кофейными, чайными и каучуковыми плантациями на плато. Еще основные артерии, соединяющие с соседними странами, так или иначе асфальтированы, но, опять же, вероятнее всего, за счет Таиланда и Вьетнама. Все остальное – щебень, галька, песок и камни совершенно разных размеров, и трястись по ним можно сколь угодно долго.
Да что там, путь из столицы страны Вьентьяна до туристического Луанг Прабанга по тому самому маршруту 13, через горы, займет у вас минимум 8 часов – а это всего 400 км. Не по горам – лишь немногим быстрее. Зато система туристических автобусов (так называемых VIP-bus) отлажена почти идеально: ты можешь купить почти в любом гестхаузе билет почти в любую хотя бы немного туристическую точку маршрута 13 и около него – и тебя посадят на автобус (а если надо, и на лодку, и это чаще всего тоже включают в стоимость), потом пересадят на другой при необходимости, и так – до конечного пункта. Да и автобусы сами довольно удобные.
Даже двухэтажные слиперы, с двухместными полками-"кроватями", выполненные в инфантильных, как правило розовых, оттенках. Правда, если вы едете один, придется делить "кровать" с кем-то. Но ничего, можно укутаться в выданное одеяло и отвернуться. Зато в них есть туалет и кормят. В разы лучше, чем, к примеру, вьетнамские автобусы.
Самолеты есть, но дорогие, к тому же, купить билеты можно только в турагентствах. Поезда отсутствуют как класс. Единственная законченная железная дорога – на одном из маленьких островов на юге Лаоса, построенная еще французами и заброшенная.
- В связи с предыдущим пунктом, минимум, на который имеет смысл ехать в Лаос, чтобы проникнуться страной, это 3 недели. И то это в очень и очень приличном темпе: в основном по 3 дня на одном месте, а порой и меньше, плюс у нас были еще 2 ночи подряд в слипер-басах. За это время успели побывать во Вьентьяне, Ванг-Вьенге, Луанг Прабанге, Паксе, Чампасаке, на "4 тысячах островов" (Сипандон) и сделать "петлю" на байке по часовой стрелке по плато Болавен.
- В стране очень красивая и очень разнообразная природа. Одни горы чего стоят.
И водопады, некоторые выше 100 м, впечатляют даже таких равнодушных к ним, как я.
А "Четыре тысяч островов", расположенные на реке, – это вообще открытие. Там еще водятся редкие древние речные дельфины, между Лаосом и Камбоджей.
- В Лаосе оказалось все в порядке с едой.
Мало того, что здесь есть своя неплохая кухня (нечто среднее между тайской и вьетнамской, много рыбы – Меконг все же, только иногда попадается несъедобно остро), так во всех больших городах и основных туристических точках – еще и вкусные тайская и индийская еда. Есть и вьетнамская с китайской, ну и средне-европейско-бэкпекерская.
Из последней мне особенно полюбились супчики из тыквы и тыквенный бургер – специалитет Сипандон. Дало о себе знать и французское колониальное прошлое: как минус – бесконечные белые булки, багеты различных размеров, как плюс – хороший выбор вина, в основном французского, но не только, и не так уж дорого – за $10 были найдены неплохие экземпляры. Ну и, конечно, пиво Beerlao, предмет национальной гордости. Про него вообще отдельный рассказ (надеюсь, как-нибудь напишу). По личному рейтингу моего друга, Beerlao – лучшее пиво в ЮВА, 2 место – у тайского Tiger, 3 – у филиппинского San Miguel, потом все остальное. Была возможность сравнить их все в довольно короткий промежуток времени.
Оказавшись в дороге, неизбежно придется попробовать базовую лаосскую еду: липкий рис (sticky rice) и шашлычки из мяса свинины или резиновой (так как много бегает) курицы – причем с кожей и костями. Соусы (соевый, рыбный, кальмаровый – вместо соли, и из чили и томатный – стандартный набор) и пиво спасают ситуацию. Тем, кто ест свинину, проще – вкуснее и сытнее, да и выбор больше: можно есть суп-лапшу, которую готовят, как правило, на свином бульоне.
- После 8 вечера жизнь замирает почти в любом городе. Если не успели поесть до этого – остались голодными. Мы даже видели "ночной" клуб, который закрывался ровно в 00-00. Только свадьбам разрешено гулять дольше. Зато встают все до 6 утра – и начинают день с песнями.
- Глобализация пока не сильно затронула страну.
Не было замечено ни одного Макдональдса, по телеку в основном показывают коммунистические и военные съемки 60-70 гг. вперемешку с народными песнями с бегущей строкой, чтобы можно было подпевать. Тайские клипы и песенные шоу еще популярны. В руках лаоссцев почти не видно мобильных (не говоря уже про смартфоны), хотя они ими пользуются, но не погружены во все эти устройства, как жители большинства стран мира.
- Женщины, как правило, ходят в национальных саронгах.
Мужчины – в поло или брюках Lacoste, включая водителей автобусов и грузчиков в магазинах и ресторанах. Полная девальвация западных брендов. Нет китайских машин и байков, зато много японских, Honda очень популярна. Причина – китайская техника не выдержит и дня на плохой лаосской дороге.
- обязательные пункты программы – баня и массаж. И то, и другое – довольно специфично, но совершенно стоит того. К тому же, очень дешево: баня – $1-3, часовой массаж всего тела – от $3. Делали в среднем раз в 3 дня, не считая. И про то, и про другое будет позже.
27/02/2013 17:15
Материалы по теме
- Страны: Лаос
- Отзыв о поездке: Проселками Лаоса, январь 2012
- Фоторепортаж: Луанг-Прабанг. Город, погружённый в медитацию, 01.01.2013
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.