Путешествие втроем или отдых с детьми в вопросах и ответах

// rider7.livejournal.com

Этот пост очень личный. Мы долго думали, насколько разумно брать с собой маленького ребенка в Таиланд, да еще посреди зимы. На момент поездки нашему сыну исполнилось всего четыре года, и вопросов было больше, чем ответов. Но мы решились. И вот теперь после возвращения хочу поделиться нашим первым опытом, может быть для кого-то он окажется полезным или просто интересным. Ведь по сути всех родителей волнуют одни и те же вопросы. Правда, справедливости ради, нужно сказать, что это мужской взгляд на поездку, и жена уже обвинила меня в том, что он несколько однобокий.

Страна и маршрут

Для первого детского путешествия мы выбрали Таиланд не случайно - это страна, пожалуй, единственная известная нам в мире, где детей не просто любят, а обожают. Любой таец, увидев маленького ребенка, всегда улыбнется и не упустит возможности потрепать его по головке. Кроме того, если вы вместе с ребенком, будьте уверены, что вам всегда и везде помогут. Например, мы были немало удивлены, когда полицейский в китайском квартале Бангкока, у которого мы остановились спросить дорогу, бросил все дела и побежал ловить нам такси. Причем добился того, чтобы оно ехало по счетчику. До этого ехать по счетчику отказались все 5 остановленных нами машин. И это только один из многих примеров.

Конечно, планируя поездку с маленьким ребенком, нам пришлось немного отступить от наших привычек.

1. Мы немного переплатили за билет, но купили билеты на прямой рейс Аэрофлота, лететь одной из арабских авиакомпаний дешевле, но добавляется лишняя пересадка, а этого нам хотелось избежать.
    2. Мы увеличили длительность поездки со стандартных двух недель до трех. Все-таки малышам при изменении климата требуется больше времени на акклиматизацию.
    3. Все отели и внутренние перелеты мы бронировали заранее через booking.com.

В результате мы остановились на таком маршруте.

Москва - Бангкок (Аэрофлот), в этот же день Бангкок -Самуй (Бангкок Аир), 7 дней в уже известном нам отеле на пляже Ламай (наверно лучшем пляже острова), потом паром на Панган, там еще 5 ночей, возвращение на Самуй, еще 5 ночей на Маенам и перед возвращением домой еще 3 дня в Бангкоке.

Маршрут оказался действительно оптимальным, чтобы не очень устать от переездов, но в тоже время, чтобы долго не сидеть на одном месте. Единственная корректировка, которую мы бы внесли сейчас, это поставили посещение Бангкока не в конец, а в начало путешествия.

Дорога

Больше всего опасений были связаны именно с дорогой. Все-таки очень длинный перелет. А нас к тому же сильно укачивает в машине. Единственное, что хоть как-то спасало нас в Москве - это акупуктурные браслеты.

До аэропорта мы доехали на своей машине, благо вылет был из Шереметьево, и здесь много парковок за нормальные деньги. Цены на парковки в Домодедово совершенно грабительские. Ожидание в аэропорту тоже прошло нормально, вокруг было столько всего нового и интересного, что было не до капризов. Вообще, успех всей поездки, я считаю, был в том, что вокруг нашего сына все время было столько новых и интересных для него вещей, которые занимали его внимание, что сил на капризы и плохое настроение просто не оставалось.

Перелет в самолете тоже прошел на ура. Личный монитор с мультиками, музыкой, системой навигации и прочими интересными вещами полностью переключил на себя внимание сына.

Что касается детского питания, то его мы заказали при покупке билетов. И после напоминания нам его принесли. В целом все оказалось съедобным. А в качестве приятного бонуса все маленькие пассажиры получили небольшой рюкзак с игрушками. Единственный минус Аэрофлота - это соотечественники. Кстати, по статистике Аэрофолота, в Таиланд летит самый худший контингент наших сограждан. Мы пообщались со стюардессой, и она полностью подтвердила эту информацию. Показательно, что именно на рейсах в Бангкок и на Пхукет Аэрофлот полностью прекратил продажу спиртного, тогда как на всех остальных рейсах вино подается бесплатно вместе с остальными напитками.

На взлет и посадку мы взяли с собой леденцы. Помните, раньше были такие конфетки, назывались взлетные, по-моему, у Трансаэро. Теперь почему-то их перестали давать. Помогли ли конфеты, или просто дети лучше переносят такие вещи, но все взлеты и посадки прошли незаметно, хотя, когда мы садились на Самуй даже у меня немного болели уши.

Ну а доехать из аэропорта до отеля, это вообще одно удовольствие. Да и вообще аэропорт на Самуй - это, пожалуй, лучший аэропорт в моем понимании. Те, кто там был, понимают, о чем я.

// rider7.livejournal.com

Кстати, пару слов о том, почему из Бангкока до Самуи мы добирались именно Бангкок Аир, хотя есть масса других более дешевых способов. Мы выбрали именно эту авиакомпанию, потому, что только она улетает из того же аэропорта в Бангкоке, на который вы прилетаете из Москвы. Можно в два раза дешевле лететь той же Аир Азия, но тогда вам придется проехать еще 30 км. до другого аэропорта. Оно вам нужно с ребенком после длинного ночного перелета? Ну а про сервис я молчу.

Акклиматизация

Наверно она была, но мы ее как-то не заметили. В тот же вечер мы пошли в соседнее кафе ужинать, а утром уже вовсю купались в теплых волнах Южно-Китайского моря.

Купание

Плавать мы не умеем, поэтому взяли с собой надувные нарукавники. Они полностью решили все наши проблемы, не давая младенцу пойти ко дну. При этом никак не ограничивали движения - малыш активно болтал ножками и с вполне приличной скоростью передвигался в пространстве. И держать все время не нужно, можно было нормально плавать рядом. Особенно это пригодилось на Ламае, там море глубокое уже в нескольких шагах от берега. Когда мы приехали, было достаточно сильное волнение, но это не послужило препятствием. Мы просто проносили ребенка первые несколько метров, и точно также потом вытаскивали на берег. Зато сколько счастья и радости от купания на небольших волнах - никакой штиль не подарит таких ощущений.

// rider7.livejournal.com

А к концу поездки мы поплыли сами, без нарукавников, правда в мелком и спокойном месте, но все равно - огромный прогресс, которого нам не дал бассейн за предыдущие полгода.

Правда, нужно признать, что купались мы регулярно, но немного. Обычно два-три раза в день, утром и вечером, после чего уходили с пляжа.

// rider7.livejournal.com

По поводу соли, на отельном пляже мы пользовались душем, обливаясь после каждого заплыва - это было отдельное удовольствие. А когда уезжали купаться на другие пляжи, оставляли водные процедуры до вечера. Правда, мы подсмотрели за местными жителями, которые ту же после купания устраивали маленькому душ прямо из 5-литровой бутыли. Тоже неплохой вариант.

А вот чего мы не делали, это ни разу не купались в бассейнах. От этого предостерегали все, от врачей до знакомых. К сожалению, несмотря на хлорку, риск для ребенка подцепить какую-нибудь гадость очень велик. Тога как морская соль является лучшим дезинфицирующим средством. Да и какой смысл купаться в хлорке, если рядом есть море.

Еда

А вот тайская еда нам не пришлась по вкусу. Не понравились и крем-супчики с курицей и пр. вещами, которые есть во всех кафе и ресторанах, и на которые мы очень рассчитывали. Зато абсолютным лидером стал арбузный фреш. Единственно, всегда нужно просить, чтобы приносили его безо льда и без сахара. В некоторых наиболее продвинутых кафе такая позиция есть прямо в меню, стоит он немного дороже, но это лучше, чем вместо арбуза пить лед непонятного происхождения.

Из еды основным лакомством был панкейк, причем в одном ресторане мы нашли действительно обалденно вкусный вариант приготовления этого лакомства. На тончайший блинчик были положены мелко нарезанные свежие фрукты: бананы, арбуз, ананас.

Большую часть фруктов мы тоже забраковали, оставив в приоритете арбуз, ананас, ланган и мангустин. Ими и питались всю дорогу, плюс то, чем удавалось накормить из своей тарелки. В результате под конец поездки мы ели все понемногу, включая горячо любимый нами том-ка. Иногда покупали йогурты, и съедали их перед сном.

Аллергия

Дома эта проблемы была для нас весьма актуальна. Каждый новый продукт вводился с осторожностью. Если день-два нет реакции, значит можно есть. Естественно вопрос реакции на большое количество незнакомой еды был весьма важным.

Но тут не дома, поэтому решили есть все, и будь, что будет. И... ничего плохого ни разу не было. Из чего я сделал вывод, что качество еды в Таиланде в общей массе намного выше, чем у нас. И аллергию дает не сама еда, а ее качество, то с какими химикатами она выращена, а также наличие вредных добавок в готовых продуктах.

Режим дня

Вот он на время поездки пострадал серьезно. Вставали мы около 7 часов, завтракали, шли на море. Иногда купались перед завтраком. Потом уезжали в глубь острова, и дальше каждый день сценарий разворачивался по своему плохо предсказуемому графику. Из дома мы специально взяли с собой пенку, рассчитывая, что дневной сон будет каждый день где-нибудь в тени под пальмой. Как бы ни так. С дневным сном у нас ничего не получилось, а потом мы и вовсе на него забили. В результате засыпали в самых неподходящих местах, чаще всего в машине или тук-туке.

// rider7.livejournal.com

Но как я уже раньше писал, никаких капризов почти не было, потому что каждый день было столько эмоций, что они с лихвой перекрывали все мыслимые желания. И если вдруг мы решали не посещать аквариум или сад бабочек, а сыну очень хотелось, то достаточно было сказать, что мы едем кататься на слонах или поплывем на лодке (даже уроки управления парусным тримараном мы брали вместе), чтобы полностью переключить внимание.

Не вызвал серьезного недовольства даже полный запрет на включение телевизора, хотя во всех отелях он был, а в некоторых даже по два. Но не для того мы ехали за 8000 км., чтобы убивать время у телевизора.

Передвижения во время поездки

Поскольку сидение на пляже это совсем не наш вариант, то нам нужно было как-то передвигаться по острову. Вариант скутера мы отмели сразу, хотя видели и не раз, как семьи с детьми, втроем, а то и вчетвером, умудряются ездить на одном скутере. Причем на скутерах мы видели не только местных, но и целые семьи европейцев. Для себя мы выбрали небольшой джип -сузуки. Это самая маленькая и дешевая машинка, из тех, что сдается в аренду. Итак, ее плюсы.

// rider7.livejournal.com

1. Полный привод и большой дорожный просвет. В центре острова немало дорог с очень крутыми спусками - подъемами, иногда могут попадаться пальмовые ветви и пр. мусор, а пару раз мы так хорошо забирались вглубь леса, что выезжать приходилось вообще по бездорожью. Кроме того, это единственная машина, с механикой. А я к своему стыду ни разу не ездил на автомате и хоть и говорят, что это проще, не знаю, как это делать. А с механикой я чувствую себя вполне комфортно.
    2. Безопасность по сравнению со скутером. Все-таки у нас ребенок, а навернуться со скутером куда проще, чем с машиной. Да и в этом случае шансов остаться целыми намного больше. Плюс по московской привычке мы всегда пристегивались.
    3. Стоимость. Аренда машины на небольшой срок от 700 до 900 бат в день. В эту стоимость входит страховка. Точнее по договору максимальная стоимость штрафа в случае любой аварии не превысит 5000 бат. Согласитесь, что для машины, это более, чем гуманно. И еще важный момент, никогда не оставляйте паспорт, и не верьте, если вам будут говорить, что это общая практика и паспорт берут все. Это неправда. Мы брали машину, не оставляя ни паспорт, ни залог, без кредитной карточки и пр. документов. Если что заплатить 5000 бат мы были морально готовы. Но проблем никаких не было. Даже не придрались к серьезно помятому бамперу, эту помятость я не заметил при оформлении машины и не отметил в договоре.
    4. Крыша над головой. Хоть дожди в тропиках и тропические, попадать под них не слишком приятно. Особенно с ребенком, и особенно с фотоаппаратом. Это еще один плюс машины перед скутером.
    5. Перевозка вещей. Мы несколько раз заезжали в Теско и загружали полную машину фруктов, пива, еды и пр. вещей. Одних арбузов мы покупали по 3 штуки за раз. Как все это перевезти на скутере для меня остается загадкой.

Правда машину мы брали только на Самуи, на Пангане с нас потребовали паспорт и мы отказались, а в Бангкоке... ну вы сами понимаете.

Поэтому, когда у нас не было машины, мы ездили на тук-туках. Для сына это был отдельный аттракцион, особенно на Пангане, где дороги напоминают американские горки. Каждая поездка - это как подарок - восторгу не была предела.

Кстати об укачивании. На острове его как рукой сняло. И это понятно, езда на джипе, это совсем другие ощущения. Рев двигателя, ветер в открытые окна, дорога перед глазами. Но самое интересное, что и вернувшись в Москву, мы отказались от браслетов. Видимо эти поездки оказались еще и положительным психологическим фактором.

Что касается Бангкока, то тут тут-туки очень неудобные, маленькие, низкие, без места для ног. Плюс пробки, стоя в которых вы дышите всеми выхлопными газами и зловониями города. Поэтому в Бангкоке днем только такси. А вот ночью можно покататься и на тук-туках.

При этом тук-тук обычно обходится дороже, чем такси, так как у него нет счетчика. Вообще такси в Бангкоке это отдельная тема. Меня возмущает наглость тайских таксистов, которые очень часто отказываются ехать по счетчику, а могут и просто отказаться ехать, если им это не интересно. Наверно свое черное дело сделал опыт поездок по Китаю - в Шанхае, наприрем, ни один таксист не имеет право не только не включить счетчик, но и отказаться от поездки, даже если ехать один квартал. За нарушение ему грозят очень серьезные санкции. Это один из положительных моментов коммунистического наследия Китая. Но зато как комфортно себя чувствуешь в городе. В Бангкоке с такси полный беспредел.

Фотосъемка

Для меня огромное удовольствие в любой поездке - это наблюдение за жизнью людей. Поэтому мы очень часто уезжаем подальше от туристических пляжей и кафе, ищем интересные сюжеты, остатки настоящей жизни острова, какой она была до разрастания туристического бума. Но даже здесь видны изменения, все чаще люди стараются скрыться от внимания надоедливых туристов. А совсем недавно все было не так, вам были рады, и почти любой местный житель был рад знакомству и общению.

// rider7.livejournal.com

Снимая таких людей, невольно натыкаешься либо на явное недовольство, либо на маску. И здесь присутствие ребенка позволяет творить чудеса. Люди становятся намного доброжелательнее, во взгляде появляется искренность и открытость. И это здорово. Иногда наоборот переходят в другую крайность - сами начинают позировать, просят сфотографироваться с сыном. Вот ради этой фотографии нам даже сделали скидку на товар.

Развлечения

Говорить о развлечениях в такой поездке мне кажется несколько абсурдно, как я уже писал, развлечением является практически все: животные, растения, насекомые, которые встречаются на каждом шагу (на Пангане возле нашего бунгало жил огромный паук, а по вечерам мы искали геконов на стенах), поездки на тук-туках и лодках, купание в море, поедание фруктов и многое-многое другое, что представляет собой обычную жизнь на острове. Причем плюс в том, что мы могли ездить по тем местам, которые интересны нам, например, по ватам, и везде находилось что-то интересное для нашего сына. В одном из ватов он нашел метелку и с упоением подметал листья, в другом где-то нашел крошечного щенка, который все время бегал за нами. Но две вещи мы сделали специально для сына. Это катание на слонах и поездка в широко разрекламированный Парадайз фарм парк на Самуи. И в итоге об обоих пожалели.

// rider7.livejournal.com

Покататься на слонах можно почти на каждом шагу. Есть 30-минутная и часовая программа. Но в Таиланде катают только в привязанных к спине слона скамейках, а сама прогулка - это небольшой круг вокруг лагеря - слоны все-таки медленные животные, по крайней мере во время прогулок в Таиланде. Сказать, что такая поездка доставляет много удовольствия, я не могу. Но нам повезло. Как я уже писал, местные жители всегда рады детям, и когда мы в другой раз приехали в один из парков уже после закрытия исключительно ради съемки, нам не только показали всевозможные трюки, но и дали покататься верхом на слоненке - эта поездка была настоящим подарком, и не шла ни в какое сравнение с обычным катанием в рабочее время.

А вот Парадайз парк фарм оказался большим разочарованием. Мало того, что из трех дорог, обозначенных на карте, доехать до него реально можно только по одной, так и сам парк представляет собой совсем не то, что мы ожидали увидеть. Никаких животных, свободно гуляющих по территории парка, мы не нашли, несколько маленьких загончиков, несколько косуль, павлинов. Сквозь один из загонов можно пройти насквозь, покормить животных. Несколько тропинок ведут по склону горы. Тут же маленький бассейн. Мы для себя не нашли ничего интересного. Однако, все, что мы ожидали увидеть здесь и даже намного больше, мы неожиданно для себя нашли в совсем другом месте. Но об этом будет отдельный пост.

// rider7.livejournal.com

В заключение хочу сказать, что ездить с детьми можно и нужно. Не нужно создавать для них тепличные условия, и думать, что если с вами маленький ребенок, то вы обречены сидеть на месте. Это не так, дети будут счастливы разделить с вами вашу жизнь и ваши взрослые интересы. А подобная поездка сделает вас ближе и счастливее. И Таиланд, на наш взгляд, одна из лучших стран для такого путешествия.

Спасибо.

Оригинал статьи с ответами на заданные в комментариях вопросы находится здесь.

rider7
    12/02/2013 11:21

Новости из Таиланда

06.03.24 Туристам рассказали как возить фрукты из Таиланда
    29.01.24 Таиланд упрощает возврат НДС для туристов
    19.01.24 Oman Air проводит глобальную распродажу авиабилетов
    10.01.24 S7 Airlines предлагает льготные тарифы на международные направления
    29.12.23 На тайском курорте Хуахин открылась новая железнодорожная станция
    12.12.23 S7 Airlines будет выполнять совместные рейсы с иностранными авиакомпаниями