Посещение музея Агаты Кристи в Девоне было для меня одним из самых запоминающихся событий наших английских путешествий. Музей был открыт для публики относительно недавно - в 2009 году - и с тех пор я точно знала, что обязательно должна туда попасть.
В мае 2011 мы устроили небольшой вояж по местам, связанным с Агатой Кристи - пожили в курортном городке Торки, где прошло ее детство, прогулялись в деревушку Кокингтон, где жили друзья семьи, посетили Oldway Mansion, куда юная Агата ездила на балы. Визит в Greenway House, разумеется, стал кульминацией этой поездки.

Greenway House находится в 4,5 милях от Пейнтона, города, расположенного, как и Торки, на побережье бухты Торбей. Если у вас нет своей машины, то добраться до дома-музея Агаты Кристи можно двумя способами - на кораблике ли на винтажном автобусе, который одним своим видом перенесет вас во времена Пуаро и мисс Марпл.

Агата Кристи и ее второй муж Макс Мэллоуэн купили этот дом в 1938 году. Однажды, когда они гостили в Торки, они увидели объявление, что продается Гринуэй - усадьба, которую Агата считала одной из самых красивых в округе. Они поехали посмотреть дом просто из интереса и узнали, что цена на него смехотворно низка - всего шесть тысяч фунтов. - Почему бы тебе не купить его? - спросил Макс.
К тому времени поместье Агаты в Торки, в котором она родилась и провела все детство и юность, сильно изменилось. Рядом построили среднюю школу и лечебницу для душевнобольных. Как писала Агата в своей автобиографии, Эшфилд превратился в пародию на самого себя. После некоторых раздумий и консультаций с семейным поверенным, было решено купить Гринуэй.
"Белый особняк в георгианском стиле, построенный в 1780 - 1790 годах, и роща со множеством прекрасных деревьев и кустов, простирающаяся до самого Дарта, - идеальное имение, о таком можно мечтать", - писала о нем Агата.



Гринуэй не был постоянным местом проживания Агаты и Макса, их основная резиденция находилась в Уоллингфорде (Оксфордшир). Гринуэй был скорее "праздничным" домом - здесь вся семья собиралась на Рождество и Пасху, здесь Агата с Максом часто проводили лето. После смерти Агаты Кристи домом владела ее дочь Розалинда с мужем, потом - внук Мэтью. Он и передал дом в 2000 году в ассоциацию National Trust. Именно с помощью советов Мэтью Гринуэй снова стал таким, каким его видели Агата и Макс в 50-х годах прошлого века.
Если говорить о музее в целом, то он похож на многие другие дома-музеи, в которых мы бывали ранее. Это, кстати, мой любимый тип музеев - так интересно разглядывать вещи другой эпохи, представлять, как протекала жизнь в этом доме.

В Гринуэе это было для меня особенно легко, потому что я многое знала о ее обитателях. Вещи, которые я так хорошо помнила по страницам автобиографии, вдруг стали реальными.
Вот портрет няни, о котором писала Агата. Художник Н. X. Дж. Бэрд написал портреты всех членов семьи Миллеров, но мать Агаты не была от них в восторге. "Все у него такие грязные, - жаловалась она, - у вас такой вид, будто вы целыми неделями не моете рук". И только портрет старой няни вызывал всеобщее одобрение.

"Я совершенно уверена, что любимым детищем художника был портрет Няни. Прозрачный батист ее сборчатого чепца великолепно обрамляет морщинистое лицо с глубокими впадинами глазниц; стиль напоминает старых фламандских мастеров".
Для сравнения портрет маленькой Агаты - действительно, ребенок выглядит довольно чумазым :)

А вот изображение любимого пса Агаты, Питера. Он появился в семье молодых супругов Кристи, прожил вместе с Агатой много лет, с ним играла ее дочка Розалинда.

"Розалинда встретила нас в обычном своем бодром и деятельном настроении и тут же сообщила о несчастье:
- Питер укусил Фредди Поттера за нос. Меньше всего мне хотелось услышать по возвращении домой, что наш драгоценный пес тяпнул за нос драгоценного сына нашей драгоценной экономки-поварихи. Розалинда объяснила, что Питер не виноват: она предупреждала Фредди Поттера, чтобы он не приближал свою физиономию к морде Питера и не дразнил его. - А он все равно подходил к Питеру все ближе и ближе и жужжал, вот Питер и цапнул его".
Мнение Питера учитывалось, даже когда Агата решала, выйти ли ей замуж за Макса Мэллоуэна!
"Я упомянула Макса. - По-моему, это лучше всего, - откликнулась Розалинда. - Нет, правда, будет очень хорошо, если ты выйдешь за него. - И прибавила: - Мы могли бы завести свою лодку. Он, кажется, неплохо играет в теннис? Мы будем с ним играть. И он может быть во многом полезен. - Она перечисляла достоинства Макса сугубо со своей, утилитарной точки зрения с предельной искренностью. - И Питер его любит, - прибавила она последний, главный аргумент".
Увидеть Питера на фотографиях было почему-то особенно приятно, словно старого знакомого. - Смотрите, смотрите, это же Питер! - радостно воскликнула я.

Несмотря на то, что в музее нельзя фотографировать, сотрудники не отличаются чрезмерной строгостью к посетителям. В каждой комнате дежурит кто-то из работников и охотно делится информацией об экспонатах музея. Когда Лена засмотрелась на рояль в гостиной, смотрительница предложила - "можете сыграть, если хотите". - Правда?! Можно? - и Лена села за рояль и наиграла какую-то мелодию. - Ну вот, Вы поиграли на инструменте, на котором играла сама Агата Кристи.

Во время Второй Мировой войны Адмиралтейство Великобритании временно конфисковало Гринуэй. В доме были размещены офицеры американской флотилии США.
"Не могу сказать, чтобы американцы оказались людьми деликатными и бережно отнеслись к дому. Разумеется, кухонная команда превратила кухню в некое подобие бойни: им приходилось стряпать человек на сорок, поэтому они втащили туда чудовищно огромные коптящие печи, - правда, очень осторожно обошлись при этом с нашими дверьми из красного дерева, их командир даже приказал прикрыть их фанерой. Оценили они и красоту парка. Большинство служивших в этой флотилии были родом из Луизианы и, глядя на магнолии, особенно те, что цвели крупными цветами, они чувствовали себя, вероятно, чуть-чуть дома".
Сама Агата Кристи во время войны жила в своей лондонской квартире, Макс служил где-то в Африке. Покидая Гринуэй, Агата была уверена, что его разбомбят во время военных действий. Но к счастью, предчувствия ее обманули - не считая общего беспорядка в доме и выстроенных в саду 14-ти уборных, Гринуэй почти не пострадал. В доме даже появилось новое украшение - в библиотеке по верхнему периметру стен кто-то из американских офицеров нарисовал фреску.


"На ней изображены все места, где побывала эта флотилия, начиная с Ки Уэста, Бермуд, Нассау, Марокко и так далее, до слегка приукрашенной картины лесов в окрестностях Гринвея с виднеющимся сквозь деревья белым домом. А дальше - незаконченное изображение нимфы - очаровательной обнаженной девушки, которая, полагаю, воплощала мечту этих молодых людей о райских девах, ждущих их в конце ратного пути. Их командир спросил у меня в письме, желаю ли я, чтобы эту фреску закрасили и сделали стены такими, как прежде. Я тут же ответила, что это своего рода исторический мемориал и я очень рада иметь его в своем доме".
В музее вы найдете множество любопытных деталей, милых сердцу "агатокристиманов". Например, анкеты, которые заполняли жители дома и его гости. Или принты переплетенных альбомов с фотографиями, которые передал музею Мэтью, внук писательницы. Меню праздничного ужина, написанного рукой Агаты. Коллекцию керамики и африканских фигурок, собранную Максом.


Гринуэй хранит память и об Эшвилде, доме, в котором родилась и выросла Агата, так как многие вещи и предметы интерьера были перевезены сюда из Эшфилда после его продажи.

В одной из комнат есть небольшая выставка - собрание всех вышедших книг Агаты Кристи.

Кстати, если говорить о книгах, то необходимо заметить, что Агата Кристи часто описывала места, в которых она жила или бывала, в своих романах. Конечно, не был исключением и Гринуэй. Дом и его окрестности описаны в романах "Пять поросят", "По направлению к нулю", "Причуда мертвеца".
Как и многие другие загородные дома, Гринуэй окружен великолепным садом, а из окон открывается вид на реку Дарт.



Но самое важное в Гринуэе - что он дает нам представление об Агате Кристи не только как о писательнице, но как о жене, матери, бабушке. Когда бродишь по этим комнатам, проникаешься чувством любви и привязанности, которые испытывали друг другу обитатели этого дома.

"Я всегда считала жизнь захватывающей и думаю так до сих пор. Мы мало знаем о ней - разве что крошечную частичку собственной, как актер, которому предстоит произнести несколько строк в первом акте. У него есть напечатанный на машинке текст роли, и это все, что ему известно. Пьесы он не читал. Да и зачем? Все, что от него требуется, это произнести: "Телефон не работает, мадам" - и исчезнуть.
Но когда в день спектакля занавес поднимется, он увидит всю пьесу и займет в ней место наряду с остальными персонажами.
Думаю, что быть частичкой чего-то целого - одно из самых увлекательных таинств жизни. Я люблю жизнь. И никакое отчаяние, адские муки и несчастья никогда не заставят меня забыть, что просто жить - это великое благо

Все цитаты - Агата Кристи "Автобиография".
Greenway House на сайте National Trust
Наша прогулка по Торки и окрестностям
05/02/2013 12:47
Материалы по теме
- Страны: Великобритания
- Отзыв о поездке: Город Агаты Кристи, 2012
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.