
Дельта Дуная - вторая после Волжской речная дельта в Европе. Административно она находится в Румынии и чуть-чуть - на Украине. Представляет из себя обширную сеть протоков, рукавов, озёр и болот. Для обычного человека интересна в первую очередь птицами - их концентрация тут огромна. Многие гнездятся, кто-то зимует, некоторые птички останавливаются тут во время длительных перелётов.
Восьмичасовое плавание по протокам (гирлам) дельты Дуная совершили и мы, в рамках летнего путешествия по Румынии. До поездки трудно было представить, что в болотистой низине, исчерченной бесконечными каналами, может быть что-то интересное. Тем не менее, разнообразный птичий мир, да и сама природа небольшого водного мира быстро в этом разубеждают. В качестве бонуса, мы встретили в одном из посёлков, расположенных на островах среди плавней, семью потомков липован - русских староверов, переселившихся в Бессарабию в конце XVII - начале XVIII веков.
1. Подавляющее большинство поездок в дельту начинаются в Тулче - небольшом старом румынском городе, расположенном на берегу Тулчинского гирла Дуная. Про сам город я уже рассказывал.
Знойным июльским утром мы отчалили от одной из бесконечных тульчинских пристаней. У нас было много сомнений - насколько страшными могут быть насекомые в дельте, съедобным ли будет то, что нам предложат из еды, так же ли там жарко, как в городе. Да и сам катер, представлявший из себя небольшой прямоугольник с мотором и скамейками по периметру, не внушал доверия.
На фото - Тулча с воды. На горизонте виден монумент Независимости, про который я рассказывал в посте про город:

2. С нами плавала французская семья из шести человек. Являясь диаметральной противоположностью шумной и суматошной компании итальянцев, с которыми мы плавали по пражской Влтаве в том году, французы оказались идеальными попутчиками - тихими, интеллигентными и воспитанными. На фото - младшие француженки:

3. Первое, что привлекает внимание сразу после отплытия из Тулчи, - разнообразный, действующий, а главное - новый на вид речной флот. Сразу с грустью вспоминаются редкие ржавые суда, бороздящие российские реки, за исключением, пожалуй, Волги, которая жива в основном танкерами, круизными теплоходами и нуворишскими яхтами:

4. Чуть подальше от города, в Тулчинском гирле, стоят на якоре такие вот сухогрузы:

5. Несильно разбираюсь в кораблях, поэтому задался вопросом: это по рекам Румынии такие суда ходят, или же они уже с Чёрного моря в устье зашли?

6. Порадовало курсирование, судя по всему, советских "Восходов" по Дунаю:

7. Ещё раз с грустью вспомнил Родину, обратив внимание на ухоженные и живые прибрежные деревушки. Жудец Тулча, если что, по румынским меркам - провинция среднего уровня глухоты:

8.

9. Из животных первыми стали встречаться домашние:

10.

11. Первые километров 40-50 от Тулчи катер идёт прямиком по Тулчинскому гирлу - оно прямое, широкое, заковано в каменные берега и изобилует инженерными сооружениями. Какие-то гидротехнические работы велись и этим летом. Понятно, что здесь в первую очередь крупный судоходный канал, и какой-то удивительной природы не будет. Не будет до тех пор, пока кораблик не свернёт куда-нибудь в сторону.

12. При заходе в какой-то второстепенный канал картина меняется довольно быстро. Исчезают деревушки по берегам, появляется интересная растительность, плавсредства становятся сплошь маломерными. Даже наш крохотный плот с мотором приходится постоянно останавливать, чтобы снять намотавшиеся на винт водоросли.

13. Постепенно берега становятся заболоченными, даже вода меняет цвет на мутно-зелёный. При этом, на реке вполне комфортно, нет той жары, что на берегу. И вопреки нашим ожиданиям, спрей от комаров не понадобился вовсе.

14. Примерно тут я начал осознавать свою фатальную ошибку - я не подзарядил новый фотоаппарат перед поездкой, привыкнув к старому, который держал заряд довольно долго. Впоследствии окажется, что на самое интересное - на болотистые дебри, кишащие всевозможными птицами, - батарейки и не хватит. При удалении от основного русла, по бокам всё чаще появляются небольшие ответвления. Большинство из них заболочены настолько, что мало какое судно сможет туда зайти. На обратном пути капитан (он же штурман) свернул в одну из таких проток, и мы оказались в совершенно чудном мире - внешне похоже на какую-нибудь Амазонку из голливудских фильмов, только никто не гонялся за нами и не кусал:

15. Мы прошли по протоке от основного русла совсем чуть-чуть, когда начали замечать птиц вокруг. Эта похожа на малую белую цаплю:

16. Протока вскоре перестала быть прямой и постоянной ширины. Начались какие-то заливы, болота, заводи. Вода стала совсем мутной, берега - дикими. Порадовали корни на берегу. Такое чувство, что раньше уровень воды был выше:

17. Взгляд в небо теперь стал натыкаться на парящих в высоте птиц. Стаи были совершенно разных размеров, видов и форм:

18. Поведение разных птиц невооружённым взглядом можно было отличать. Представители этого водоплавающего каждый раз вели себя одинаково. Сначала пернатое лениво покачивается на волнах, едва не зажмуривая глазки. Когда наш катер подплывает к ней на какое-то определённое расстояние, птица взлетает, преодолевает метров 10-15, садится на воду и снова начинает балдеть. Такой цикл повторяется 3-4 раза, пока птица не догадается полететь в обратном направлении и сесть уже за катером:

19. В какой-то момент деревья расступились, и мы оказались на более-менее открытом пространстве. Воды кругом стало много, берега - низкие. Да и сдаётся мне, это и не берега вовсе, а болото:

20. Таким образом, мы оказались в неком сильно заболоченном озере. Тем не менее, твёрдые берега у озера нашлись. Более того, на этих берегах расположились деревушки:

21. У одной из этих деревушек мы и пришвартовались. Дело в том, что в нашу программу входило такое туристическое развлечение - обед в доме рыбака. Деревня посреди болот встретила нас довольно гостеприимно. По-крайней мере, выглядела она даже лучше, чем иные сухопутные румынские сёла. Местный народ на вид вполне мирный, стаи бродячих собак такие же как и везде в Румынии - облезлые, грязные, но не агрессивные:

22. У местного сельмага кипит жизнь. А нас с французами повели в дом рыбака. Мы вроде как рыбу не любим, но, как нам сказал капитан нашего судна, нельзя побывать в дельте Дуная и не отведать рыбы:

23. В этой милой деревушке, затерянной среди болот и плавней, напрягли заборы. Справа - забор металлический. Слева - деревянный, с внешним частоколом, оборудованным колючей проволокой. Все заборы глухие. Впрочем, за час нашего пребывания здесь, мы не почувствовали какого-то разгула преступности. А вот в доме рыбака нас ждал сюрприз, и не только гастрономический...

24. Нас приняли в большом добротном доме с ухоженным садом. В сам дом не водили - как я понял, для кустарного туристического бизнеса тут предусмотрена отдельная присторйка к дому. Как и ожидалось, всё было из рыбы. Рыбный суп. На закуску - рыбная гуща из супа. На второе - запечёная рыба. И крепкая настойка. Всё оказалось вполне вкусно, зря боялись. Тем временем, французы решили выпить настойки. И попытались подключить нас. Старшая француженка долго и безуспешно пыталась понять, что русские говорят, когда пьют. Пыталась объяснить нам, что они перед принятием спиртного говорят "чин-чин". Объяснять разнообразие русских тостов и отсутствие какого-то типового не хотелось, говорить что-то типа "Ну, вздрогнули" или "Ну, чтоб мы все" было бы даже как-то неловко. В итоге просто подняли рюмки. В конец мы их разочаровали, когда настойку попробвали лишь на кончик языка. Непьющие русские остались интересны лишь совсем молодым француженкам. Тем временем, хозяин дома, крепкий улыбчивый мужчина лет 40-50-и, заговорил с нами по-русски. У меня ёкнуло сердце - неужели мы их нашли тогда, когда уже совсем не ждали? Нашли, как выяснилось из разговора. Правда, как я понял, это была семья потомков липован, а не самих липован в точном смысле слова - бород я не заметил, наоборот, мужчины гладко выбриты. Занимаются вполне себе бизнесом, нам вежливо обрадовались.

25. Хозяин дома говорил на хорошем русском, без тени акцента. Разве что, в его речи встречались своеобразные обороты и произношение. Например, в словах деды и прадеды он ставил ударение на последний слог. Неужто остатки старого русского языка, законсервированного на чужбине? Себя они называли "бессарабскими", место, в котором мы находились, - Бессарабией. Очень мило пообщались, помогали ему в общении с французами, т.к. английский язык хозяин почти не знал.
Подумалось, что им даже повезло оказаться здесь. Смогли бы они, оставшись в России, жить сейчас так же крепко и домовито? Сохранять такую широкую и искреннюю улыбку на лице, которая в российской сельской местности является скорее моветоном? Да и просто выжить, учитывая все те войны и революции, которые произошли у нас с тех пор, как старообрядцы разбрелись по окраинам империи и по миру?
Цветочный сад на заднем дворе:

26. Наш катер шёл назад, в Тулчу. Только не по прямой. Где-то мы свернули и оказались в самой гуще болот. Вода сплошь заросшая, птиц всё больше с каждым метром, ни одного судна кроме нашего вплоть до выхода в основное русло. Батарейка садилась, а впереди ждало всё самое интересное. Появилось ощущуение нереальности происходящего, особенно после встречи с липованами. А в небе фигурные пируэты исполняли чайки:

27. В болотистых дебрях дельты компанию чайкам составили толстые альбатросы и сказочные пеликаны. Последние пару раз пролетали над нашим катером - зрелище завораживающее. Батарейка фотоаппарата к этому моменту безнадёжно сдохла. Количество видов птиц огромно, большинство незнакомые. Помимо крупных пеликанов летали, например, крохотные птички в сверкающем тёмно-синем оперении.

28. В какой-то момент капитан остановил катер напротив небольшой протоки. Она соединяла наше русло с озером, которое мы могли лицезреть издали. Посреди озера был небольшой остров с разлапистыми деревьями. Ветки этих деревьев, а также поваленные рядом коряги, были сплошь усеяны крупными белыми птицами. Их было около сотни, а то и более. Настоящий птичий базар. Капитан заглушил мотор, и несколько минут мы с расстояния смотрели на этих птиц. Ближе капитан подходить не стал. Думается мне, в таких количествах птички небезопасны. На фото - птенцы водоплавающих на мелководье, бултыхаясь прямо в ряске, безуспешно пытаются взлететь с воды. То ли учатся, то ли играют:

29. Сутулое и задумчивое пернатое любит подолгу сидеть на всевозможных выступах из воды. Здесь мой фотоаппарат отключился окончательно, и оставшуюся красоту я смотрел своими глазами, а не на экране фотоаппарата. Нечасто же такое случается.

Дельта Дуная - однозначный must see для проезжающих через Румынию туристов. Мы же, осмотрев Тулчу и покатавшись по дельте, пакуем чемоданы, чтобы направиться на море и в Констанцу. Впереди грязное море и город, в моих представлениях больше похожий на Турцию.
30/01/2013 13:24
Материалы по теме
- Страны: Румыния
- Фоторепортаж: Тулча - румынская провинция у дельты Дуная, 22.12.2012
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.