Наше путешествие по Тибету должно было начаться с трёхдневного пребывания в Лхасе. Мы специально так спланировали маршрут, чтобы успеть ознакомиться хотя бы с главными достопримечательностями тибетской столицы, а, кроме того, мы хотели быть уверенными, что наши организмы успеют акклиматизироваться к условиям высокогорья. Вообще, Лхаса находится на высоте трёх с половиной километров над уровнем моря, для нас это очень много, но для тибетцев это практически низменность, так как средняя высота тибетского нагорья 4877 метров.
Как я уже писал, на вокзале в Лхасе нас встретили наши гид и водитель, а также Аня, которая по факту оказалась нашим основным гидом и проводником по Тибету и тибетской культуре.
Мы приехали в обед, поэтому в первый день никаких мероприятий у нас не было запланировано, мы приняли душ, перекусили в хостеле и вечером прогулялись по окрестностям.
Так выглядит наш хостел снаружи. Называется он Rama Karpo, стоит относительно недорого, а до центра Лхасы рукой подать. Как видите, вместо входной двери, как и почти везде в Тибете, висит полотно с узором.
Сам номер небольшой, но в нём есть душ и туалет. Вместо потолка опять тряпка. Wi-fi был только в холле, но у нас и не было гаджетов для поимки сети, мы одалживали у Ани компьютер, чтобы отписаться на родину о благополучном прибытии. Мобильная связь ни от МТС, ни от Мегафон на территории Тибета совсем не работала. Местная связь работала везде, но сим-карту нам купить не удалось, сказали, что нужен китайский ID.
Вечером мы немного подышали горным воздухом и попробовали найти какое-нибудь кафе с английским меню. Спустя небольшое время мы нашли такое, выглядело оно помпезно.
Внутри почти никого не было, а на наши фразы с просьбой меню местный управляющий показал жестами, что ничего не понимает, но сразу кому-то позвонил и дал мне трубку поговорить. Из трубки донёсся голос, убеждавший нас подождать 10 минут в этом кафе. Пока мы ждали нас поили традиционным тибетским чаем - это чёрный чай, смешанный с молоком и маслом из яка, а также сдобренный солью. На вкус вполне ничего, но на любителя, зато жажду утоляет на ура. Прошло десять минут и прибежал тибетец хозяин кафе, он на неплохом английском рассказал нам, что какое-то время жил в Швейцарии, а потом вернулся на родину. В общем, мы все порадовались возможности пообщаться, а после ужина разошлись. Денег с нас взяли не очень много, мы были готовы отдать гораздо больше.
На следующий день у нас были запланированы посещение главной площади Лхасы - Баркор, и главного монастыря - Джоканг, поездка в пригородный монастырь Сера с просмотром дебатов монахов, а так же занимательная прогулка по центру Лхасы. Мы встали с утра пораньше, чтобы посетить Джоканг - это одно из самых священных мест в Тибете к нему стекаются тысячи паломников и туристов. Здесь мы познакомились с тибетской религиозной традицией коры. Кора делается вокруг священных объектов (монастырей, гор, озёр, ступ, статуй). Кора в традиционном буддистском понимание - это обход объекта по часовой стрелке. Для особого эффекта коры её можно делать не пешком, а простираниями (положение стоя - укладывание вытянутыми руками вперёд на землю - подползание к рукам - вставание). Фактически люди ползут вокруг Джоканга ползком.
Площадь вокруг и около Джоканга называется Баркор - это главная туристическая улица-площадь в Тибете. Здесь толпы людей, множество лавочек, сувениров, кафешек, а жизнь кипит с рассвета и до позднего вечера. Интересно, что из-за традиции коры почти все люди ходят по Баркору по часовой стрелке.
Это вид на площадь Баркор с крыши монастыря Джоканг. Справа вверху хорошо видна главная достопримечательность Лхасы - дворец Далай-ламы Потала. Посещение Поталы у нас было запланировано на следующий день, мы до него ещё дойдём.
Если приглядеться к площади, то можно заметить военных, которые патрулируют общественные места. Военных и полицейских фотографировать нельзя, но мы тайком всё же сделали это. Заметьте, что военные ходят не с автоматами, а с огнетушителями. Это неспроста. Многие тибетцы до сих пор считают себя притесняемыми со стороны Китая, поэтому время от времени они активно выражают протест. Но культура буддизма делает своё дело, и мирные монахи вместо того, чтобы выходить с плакатами и лозунгами, а потом сидеть в тюрьме, просто напросто устраивают самосожжения в людных местах. Китайские власти всячески стараются замять такие случаи, например, во время волнений ограничивают доступ иностранцев в Тибет. Таким образом, стрелять по протестующим, которые сами пытаются себя убить бессмысленно, а быстро вовремя сбить пламя и замять акцию вполне можно. Именно поэтому, как я понимаю, военные вежливые люди ходят не с автоматами, а с огнетушителями.
Это вид из приятного кафе на Баркор со стороны, противоположной Джокангу.
В самом Джоканге мы фотографировали мало, да и рассказать вам про всех будд, духов и монахов я бы не сумел. Но вот фотография на крыше монастыря, она вполне передаёт умиротворённость тамошней обстановки.
Фотография перед катом сделана на первом этаже монастыря. Так тибетец обрадовался светловолосой Маше. А это вид сверху на простирающихся верующих.
Теперь перенесёмся в пригород Лхасы, куда мы добрались на такси за 10 юаней, и где находится монастырь Сера. Монастырь тоже древний и священный, а над ним в горе возвышается такое строение.
Этот домик предназначен для ухода в ретрит, то есть в отречение от мира на некоторый срок (на год-два, например).
В Серу мы приехали для просмотра интересного зрелища под названием "дебаты монахов". Это некоторое упражнение для монахов, когда они публично тренируются в философских диспутах. Мы погуляли по монастырю, посмотрели на монахов и паломников, а также испачкали свои носы в саже, чтобы нас никто не сглазил.
Мы уже несколько утомились в своих прогулках в ожидании дебатов, но монахи всё никак нас не приглашали на своё мероприятие. Оказалось, что к открытию дебатов в монастырь приехали какие-то китайцы (не тибетцы) на чёрной ауди и заняли монахов какими-то своими делами и проверками, поэтому дебаты пришлось отменить.
Так китайцы подпортили нам впечатления о монастыре, но, к счастью, у нас был ещё день в запасе, и назавтра мы всё же посетили это знаменитое мероприятие. Происходит это так: выходят молодые монахи, часть из них рассаживается на землю, а часть остаётся стоять, а после этого под зорким наблюдением старших монахов ведутся дебаты.
Монахи, которые стоят, должны бегло задавать хитрые вопросы на любые темы (например, "почему светит солнце", "как трактуется такой-то текст"), а сидящие монахи должны смело и чётко отвечать на все эти вопросы согласно священным писаниям. Вопрос задаётся ритуальным образом: спрашивающий встаёт на одну ногу, размахивается и с хлопком посылает вопрос в сидящего.
Да, у монахов модные кроссовки.
Всё это тренирует смекалку и способность рассуждать. Нам было ничего не понятно, так как всё это происходит на Лхасском диалекте тибетского, но всё равно интересно.
Самую главную достопримечательность, дворец Потала, мы оставили на последний день, так как там нужно много подниматься вверх по лестницам, а это лучше делать уже после первоначальной акклиматизации. У Маши вся акклиматизация происходила незаметно, а у меня одним вечером было некоторое подташнивающее состояние и немного пропавший аппетит. Но у Ани оказались с собой какие-то травяные таблетки, которые (возможно, эффектом плацебо) мне легко помогли. С утра пораньше мы пошли в Поталу. По пути мы встретили работников супермаркета, пришедших на утреннюю смену на работу.
Корпоративная политика в Китае во всей красе.
Но вернёмся к Потале. Это огромный дворец, который строился и достраивался многие сотни лет. Здание внушительное и снаружи, и внутри. Всё его, конечно, за день подробно не обойти, но везде и не пускают, есть только туристический маршрут. Вообще, Потала - это резиденция Далай-ламы, но он в настоящее время находится вне закона, а живёт в Индии, поэтому сейчас Потала действует, в основном, как музей и небольшой монастырь. Я покажу несколько фотографий дорожек и переходов дворца, которые могут примерно передать внутреннюю атмосферу этого памятника архитектуры.
Конечно, чтобы посмотреть всё это, нужно постоять в очереди.
К счастью, в конце апреля не слишком жарко, да и очередь двигается довольно бодро. А коренные тибетцы, вообще, могут посещать все эти священные места бесплатно и без очереди. Вот, например, тибетская семья обходит очередь и никто не возражает.
Вот ещё вид сверху на ступени, чтобы можно было прочувствовать размах.
А это панорама Лхасы из Поталы.
Кроме посещения основных достопримечательностей мы много гуляли по городу, пили местное пиво, и видели разных уличных кошечек и собачек и даже чьего-то попугая.
На здании изображена гусеница-гриб (Cordyceps sinensis) - очень ценное насекомое на территории Тибета. Люди занимаются его добычей и используют во всяких снадобьях. Вот человек копается в целом блюде таких сушёных гусениц, но свежие они значительно ценней.
Я кручу манибарабан, внутри него намотана бумажка с мантрами. Каждый оборот бумажки считается за прочтение мантры. Крутишь барабан - очищаешь карму.
А это местный житель с большим ручным манибарабаном.
А это мандалы - насыпанные из цветного песка замки, в которых живут духи. Очень красивое искусство.
В Лхасе ещё множество других сторон и граней, но это никак не умещается в формат поста, поэтому на такой красивой ноте я заканчиваю рассказ про наши впечатления о древней столице Тибета.
21/12/2016 13:00
Материалы по теме
- Страны: Китай
- Регионы: Тибет
- Фоторепортаж: Лхаса: монастыри Дрепунг и Папонга, 10.11.2015
- Фоторепортаж: Дворец Потала, 08.06.2015
- Фоторепортаж: Тибетские пилигримы, 22.05.2015
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.