В Версаль мы отправились чуть ли не на второй день после прибытия во Францию. Казалось бы, к чему такая спешка - не успев посмотреть Париж, уже лезть в пригороды? Но на то была своя, довольно веская причина.
Дело в том, что в отличии, например, от Петергофских, Версальские фонтаны не работают каждый день в положенный им сезон. То есть приехав в парк за тридевять земель, некоторые туристы могут несколько разочароваться, если окажутся там в неправильное время. Поэтому, прежде чем отправляться в эту поездку, настоятельно рекомендую проверить часы работы фонтанов вот по этому расписанию >>
В нашем случае выпадал всего один возможный день - суббота, чем и объяснялось столь раннее посещение Версаля, еще до исследования столицы. Добраться до Версаля можно разными способами: на автобусе, на такси, на поезде/метро... Даже на велосипеде, ведь пригород расположен всего в 17 километрах к юго-западу от центра французской столицы. Так как мы снимали квартиру в 5-м округе Парижа, да плюс к тому путешествовали с грудным ребенком, наиболее логичным и удобным вариантом представлялся поезд RER, линия "C" с вокзала "Аустерлиц", идущий без пересадок прямо в Версаль (полчаса; направление на Versailles-Rive Gauche; 3.05 евро на одного в одну сторону). Подробный план действий >>
Поезда двухэтажные, ходят по четыре в час, и вполне удобные, чтобы спокойно разместиться с коляской даже на втором этаже. А по прибытию оставалось лишь пройти один квартал, завернуть за угол, и вот он, Версальский дворец, богато сверкающий золотом с высоты.
Надо сказать, что в своё время мы довольно долго обитали в Петергофе, поэтому были несколько избалованы дворцами-парками. Если по-честному, так в Версаль мы ехали в целью убедиться, что ощущения от парка не дотягивают до петергофских. И это оказалось действительно так, кроме первого впечатления. Вот здесь Версальское Шато поражает - расположено на холме, очень удачно подавляя своим размером людей внизу. 44-летний российский царь Пётр I во время нахождения в Версале в мае 1717 года, изучал устройство Дворца и парков, которые послужили ему источником вдохновения при создании Петергофа на берегу Финского залива. С конца 17-го века Версаль являлся образцом для парадных загородных резиденций европейских монархов и аристократии, однако прямых подражаний ему не имеется.
Кстати, этот дворец - единственное место из посещенных французских достопримечательностей, куда не пускают с колясками, и даже с заплечными переносками, если в них есть металлическая рама. Ребенка приходится таскать на руках, либо в тряпичном слинге. Еще один совет: купить билеты на осмотр дворца заранее, по интернету (15 евро на одного, включая аудиогид). Тем самым вы сэкономите значительное количество времени, т.к. очередь в билетную кассу, по крайней мере при нас, была необъятных размеров. Билеты в Версальское Шато >>
Детей было много, всякого разного калибра, многие из которых бегали босичком по шахматному полу внутреннего двора, чем приводили в негодование бабушек из русских тургрупп :)
А дальше оставалось лишь следовать инструкциям аудиогида (есть на русском языке), да слушать разные занимательные истории. В правой части дворца, неподалеку от входа, находится Часовня Версаля, пол которой выложен мрамором разных цветов, в центре его - королевский герб.
Часовня состоит из двух ярусов, причем на верхний могла войти только королевская семья, тогда как фрейлины располагались внизу. Вспоминается забавный случай, описанный историками: обычно на мессу приходило много знатных дам в надежде привлечь внимание любвеобильного короля. Однажды начальник королевской гвардии объявил, что на службе короля не будет. Это был розыгрыш, и когда Людовик XIV прибыл туда, ни одной дамы не оказалось.
В этой часовне также совершались брачные богослужения. Например, венчание будущего Короля Людовика XVI и Марии-Антуанетты, вступивших в брак в 1770 году.
На потолке нефа работа Антуана Куапеля "Всевышний во славе приносит миру обещание искупления".
Cчета, связанные со строительством дворца, сохранились до нашего времени. Сумма, учитывающая все расходы, ошеломляет: 25 725 836 ливров (1 ливр соответствовал 409 г серебра), что составляло 10 500 тонн серебра. Пересчёт на современную стоимость практически невозможен. Исходя из цены на серебро в 250 евро за кг, построение дворца поглотило 2,6 миллиарда евро. Вся страна работала на Версаль: более 36 тысяч человек трудились здесь долгие годы; строительство заняло 50 лет.
Далее шла череда комнат, все стены которых были увешаны портретами членов королевской семьи. Но, бог ты мой, какие же они были некрасивые, с порочными и похожими друг на друга лицами! Вот честное слово, будто глядели на нас из рам и беззвучно вопрошали: ""What da f...? И чо мы такие страшные?!" В противовес, портреты самих художников и скульпторов блистали красотой и правильностью черт по сравнению с.
Неподалеку находились апартаменты королевы. Первое, что останавливает внимание - не особо широкая по современным понятиям кровать, ну максимум размерчика "queen" :) Всякий раз гиды, ведущие туристов из разных стран, обязательно рассказывают один и тот же эпизод. "...По сложившейся исстари традиции, королева Франции рожала "публично". Версаль был открыт для всех, и накануне родов королевы - переполнен. Когда появилась на свет одна из принцесс, в спальне столпилось столько народу, что королю пришлось собственноручно открыть окно для проветривания." В Версальском дворце родились Филипп V (король Испании), Людовик XV, Людовик XVI, Людовик XVIII.
Зеркальная галерея (фр. Galerie des Glaces) - самый известный интерьер Версальского дворца. Огромный зал длиной 73 метра и шириной 10 метров кажется дворцом в дворце. Семнадцать арочных окон обращены в сад, между ними - проемы с зеркалами, создающими ощущение безграничности зала.
Во времена Короля-Солнце вся мебель зала, включая кадки для растений, столы, стулья, а также статуи были отлиты из серебра. Многое сохранилось и по сей день.
После реставрации зала в 2007-м году, позолоченным скульптурным геридонам (франц. guéridon) было поручено заменить часть серебряной мебели.
Классика классикой, однако с некоторых пор в Версале стали проводить выставки произведений современного искусства, которые вызывают неоднозначную реакцию у посетителей музея. Проще говоря: большинству не нравится из-за дикого несоответствия стилей. Был в этой, с позволения сказать "выставке", и плюс: веселенькие покемоны и аниме-цветочки с глазами вызвали радостные визги у дочки, скучавшей до этого на папиных руках.
Эти творения принадлежат Такаси Мураками - японскому художнику, который рисует в стиле японских комиксов манга. Кроме рисунков Мураками создаёт фигуры из пластика и считается одним из известнейших скульпторов современности.
Проведение выставки Мураками сопровождалось акциями протеста, организаторами которых выступили группы граждан под названием "Версаль, моя любовь" и "Общество защиты Версаля". А один из потомков короля Людовика XIV, принц Сикст-Анри де Бурбон Пармский, даже подал в суд на японца, но суд отклонил иск.
После того, как творения Мураками покинули резиденцию королей, власти Версаля приняли решение о запрете выставлять произведения современного искусства в залах Дворца.
- Доброе утро, Ваше Величество! - Аааааа... :)
Получив заряд неимоверного позитива, мы теперь готовы были исследовать Версальский парк. Сады и парк Версаля являются одними из самых посещаемых туристических объектов Франции, принимая в год свыше 6 миллионов посетителей. За вход в сады нужно отдельно заплатить - 8 евро с каждого, дети до 18 лет бесплатно. С коляской ходить разрешено, в отличие от Дворца, и на том спасибо.
То там, то тут попадались туристические группы, ведомые опытными экскурсоводами, и рассказывающими о фонтанах, построенных при Людовике XIV. "- В то время было очень трудно обеспечить 1400 фонтанов водой: они требовали в час 62 тысячи декалитров. Акведук, поставлявший воду из реки Бьевр, вскоре оказался недостаточен. Гидротехники придумывали тысячи ухищрений и в конце концов в Марли, на пути из Парижа в Версаль, была сооружена гидравлическая система с забором воды из Сены."
В наши дни музей Версаль по-прежнему испытывает трудности с водой. В ходе Праздников фонтанов вода закачивается из Большого Канала в резервуары при помощи современных насосов. Компенсация испаряющейся воды происходит за счет дождевой воды, которую собирают в цистернах, размещенных в разных местах парка, и отводят в резервуары и в Большой Канал. Тут Петергоф, конечно, уделывает Версаль как младенца, так как особенностью Петергофской системы водоснабжения является отсутствие водонапорных сооружений и насосов - вода к фонтанам и каскадам Петергофа идет самотеком с Ропшинских высот, без всяких там модерновых машин.
Когда мы подошли к Бассейну Аполлона - узловому месту в парке, которое служит связующим элементом между садами, Малым Парком и Большим Каналом, наступило время запуска фонтанов. Людей собралось неимоверное количество, практически все с камерами наизготовку. Ровно в назначенную минуту пошла вода, народ принялся ахать и охать от восхищения. А мы, честно сказать, не особо впечатлились. Может ожидания были неоправданно завышенными.
Вот что действительно понравилось в версальском парке - это боковые аллеи, размеры и очертания составляющих их деревьев и боскетов. В Петергофе они гораздо ниже (почти всё вырубили в войну), и не такие внушительные.
В одном из таких боскетов уютно разместился ресторан со столиками на улице, где делали на удивление хорошие омлеты, а по соседству продавали очень вкусное мороженое. На сытый желудок гулять намного приятнее, может быть поэтому все последующие фонтанные композиции особенно запомнились и понравились.
Изящная колоннада и статуя "Похищение Персефоны" в центре; фонтан "Обелиск" - прообраз петергофской "Пирамиды"; "Весна" - один из четырех версальских фонтанов, олицетворяющих собой времена года; и конечно же мощный "Энкелад".
Энкелад в древнегреческой мифологии - один из гигантов, взбунтовавшихся против Олимпийских богов. Во время битвы - гигантомахии - богиня Афина обрушила на Энкелада остров Сицилию. В Греции землетрясения до сих пор называют "дрожью Энкелада".
"Бассейн Латоны" - один из самых известных фонтанов Версаля, иллюстрирующий эпизод из "Метаморфоз" Овидия. Согласно легенде, Латона (она же - Лето) со своими детьми Аполлоном и Артемидой страдала от того что крестьяне Ликии метали из пращей комки ила и грязи, из-за чего она с детьми не могла напиться из пруда. Зевс, в ответ на ее мольбу, превратил крестьян в лягушек, ящериц, и черепах.
Выбор сюжета представляет собой тонкую политическую аллегорию. В садовом фонтане скрыт намек на эпоху Фронды, когда мать Людовика XIV - Анна Австрийская, осыпаемая нападками парламента и дворянства, вынуждена была два раза покидать Париж.
Один из двух фонтанов "Ящерицы", расположенных у подножия "Латоны". Удивил восхитительно подобранным сочетанием цветов, смотрелось очень гармонично. ...Во времена Людовика XIV, чтобы он не видел увядших цветов, их выращивали в горшках. Ленотр, королевский архитектор, имел в своем распоряжении до двух миллионов горшечных цветов, и потому замены цветочных сцен производили очень быстро. К тому же регулярно давались указания адмиралу, командовавшему французскими судами в Средиземном море, разыскивать и доставлять редкие цветы. Особенно сорта нарциссов-жонкиль и тубероз.
Настал момент расставания с Версалем. Как обычно, что-то понравилось больше, что-то меньше, но в целом поездка прошла удачно. Ровно в 5 вечера фонтаны выключили, тут же начался массовый исход народа из парка. Мы переждали самый пик, и тоже неспешно пошли в сторону вокзала. В Париже тем же маршрутом вернулись в квартиру, заскочив по пути в арабскую лавку. Они обычно работают в режиме 24 часа, торгуют фруктами и всякой разной мелочью; дороже чем в супермаркетах, и чистота оставляет желать.
Ребенок уже давно спал в коляске, да и нам не мешало бы последовать примеру. Завтра предстоял большой день, заполненный парижскими достопримечательностями до самых краев.
Содержание предыдущих серий:
Часть 1: подготовка; приезд во Францию; Нотр-Дам
21/12/2012 12:41
Материалы по теме
- Страны: Франция
- Города: Версаль
- Отзыв о поездке: Французское путешествие с малышом. Часть 1, ноябрь 2012
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.