Необычный архитектурный музей под открытым небом в Штуттгарте, Германия.
Наконец руки дошли доделать этот альбом (фотки - лето 2012). Итак, конструктивистский архитектурный музей с моими пространными комментариями и двумя архитектурными экскурсами в другие города и страны (Внимание: многабукаф!). Смотрите, читайте и удивляйтесь!
Вообще-то Штуттгарт - это не совсем тот город, где стоит искать музеи мирового значения (ну, за исключением музеев Порше и Мерседеса). Однако здесь есть единственный в своем роде Музей конструктивизма. Мне этот архитектурный стиль очень по душе, нравится экспрессия его лаконичных форм.
В городе есть целый квартал, застроенный в 1927 году в этом футуристческим в то время для старого немецкого города стиле. Дело в том, что после Первой мировой войны город стал очень быстро расти, промышленность (Мерседес, Бош, ну, вы в курсе...) привлекала всё больше рабочих. К середине двадцатых проблема с нехваткой жилья обострилась до невозможного и в поисках выхода из "квартирного кризиса" был объявлен архитектурный конкурс на "новое жилище". Оно должно было быть дешевым и удобным. Тут-то идеи конструктивистов с их "фабриками для жилья" пришлись как раз кстати. Никто специально проекты в одном стиле на конкурс не отбирал - это получилось само собой. Так в Штуттгарте появились 27 новых белых домов. Макет этого квартала - на снимке.
Кстати, родина конструктивизма - революционная Россия, и замечательные его образцы -- не только в столицах, но и разбросаны по всей стране. В частности - в Самаре.
Наступление советского времени в Самаре отмечено не только сменой персонажей на постаментах, но и совершенно замечательными образцами архитектуры 20-х - начала 30-х годов.
Я, признаться, думал, что такие значительные конструктивистские здания есть только в Москве и Харькове, да еще в Питере, но оказалось, что не только.
Это, если я правильно понял, здание Штаба Приволжсво-Уральского военного укруга.
А вот еще одно. Кстати, у него есть интересная особенность. С этого ракурса - настоящий конструктивизм (за пластиковые стеклопакеты только хорошо бы руки оторвать)...
...а вот с этого - проглядавают колонны и массивная входная группа уже в духе сталинского ампира.
Надо думать, начинали стройку в 20-х, а заканчивали - в 30-х, а там ветер подул уже в другую сторону, и время конструктивизма, как стиля, несответствующего образу новой советской империи, подошло к концу.
Наиболее известный из участвовавших в штуттгартском конкурсе архитекторов - Ле Корбюзье. Это дом по его проекту на две семьи. Характерные черты конструктивизма - как на ладони: простые геометрические формы, ненесущие фасады с сплошным фронтом окон, "выставленные наружу" конструктивные элементы здания - колонны и т.п.
Вообще, Корбюзье, видимо, любил "здания на ножках". Эта идея обкатывалась в Штуттгарте и нашла развитие в его более поздней работе - знаменитой вилле Савой под Парижем (1931г.)
Эх, у современного говно-хайтека такой такой красоты уже нет!
(фотка - с просторов интернета)
Всем, кто бывал в Ульяновске (это город в Поволжье, по совместительству -- родина Ленина, если кто не знает), эта вилла непременно должна что-то напомнить...
Да, ошибиться, где советские архитекторы почерпнули вдохновение для строительства Ленинского Мемориала в 1970-м - почти невозможно. Ну а что, очень хорошая переработка идеи получилась, я считаю.
Ну ладно, закончим мои архитектурные экскурсы и вернемся к музею в Штуттгарте.
Все дома, построенные тогда к конкурсу - до сих пор жилые. Они разрабатывались вместе с интерьерами, которые, правда, б.ч. не сохранились, как не очень практичные, и только в доме Ле Корбюзье создан музей и проведена полная реконструкция интерьеров. Характерная черта - утилитарность, возведенная в абсолют: складная и трансформируемая мебель и даже сами комнаты (посредством сдвижных перегородок).
Например, вот эта кровать, убирающаяся днём в нишу и превращающая спальню в гостиную.
Кому доводилось видеть проекты мебели для хрущевок 60-х, тот без труда поймет, откуда пошли идеи для нее. Тогда, после эпохи сталинского ампира, пришлось идеи конструктивизма и массового жилья "придумывать" заново, а ведь были впереди планеты всей...
Очередной плод утилитарности - коридор шириной 60 см. А что, для одного человека - вполне достаточно, да и служить он должен был быть только ночью как "черный ход": комнаты-то походные.
Стоит отметить, что как ни старались организаторы конкурса сделать "дешевое и удобное жильё для рабочих", в 20-х годах этого не получилось, аренда оказалась неподъмной. Квартал заселили чиновники и интеллигенция, да и сами архитекторы понимали, что из новейших материалов (сталь, железобетон) тяжело сразу построить дешево - поэтому во всех домах предусматривалась комнатушка для прислуги.
Одним из условий конкурса было использование самых передовых благ цивилизации; кухня выглядит впоне современно, не находите?
Все узнали хрущевку, да?
Внутри - хоть и достаточно аскетично, но очень выразительно.
Условием конкурса было также решение насущной проблемы всех больших городов того времени - скученности, недостатка свежего воздуха и солнца, и обусловленных этим болезней, вроде туберкулёза. Отсюда балконы, террасы и озеленные крыши.
А с крыши - чудесный вид на Штуттгарт.
В этом конкурсном квартале были опробованы разные формы застройки. Вот, например, рядные дома, или, -- как их там по-новорусски? -- таунхаусы.
Кстати, выходящие на улицу блоки (как раз видны на фото) - не жилые, а подсобные. На первом этаже - кладовая и прачечная, на втором - сушилка. Это тоже плод рационализации. Одна из концепций - оптимизация и облегчение домашнего труда.
Или вот дом на одну семью...
А тут и многоквартирные дома. Выглядят очень современно, и не скажешь, что почти 90 лет прошло. Удивительно, но выходит, за неполное столетие архитекторы так и не выдумали ничего посвежее, продолжают опыт конструктивистов эксплуатировать.
Ну и няшечка напоследок...
Спасибо за внимание!
11/12/2013 14:00
Материалы по теме
- Страны: Германия
- Регионы: Баден-Вюртенберг
- Города: Штутгарт
- Отзыв о поездке: Южная Германия. Штутгарт - Мёкмюль - Шёнталь, июль 2012
- Фоторепортаж: Штутгарт, 26.01.2013
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.