Чтобы как-то выделиться из шестимиллионного потока туристов, посещающих Берлин ежегодно, мы с товарищем начали наше изучение города с визита в район многоэтажной панельной застройки времён ГДР. Здесь мы наткнулись на парней в лысом и сравнили качество строительства жилья в демократической республике времён Холодной войны и сразу после её окончания. Мы посмотрели, как могли бы выглядеть спальные районы Киева и других городов одной шестой части суши, если бы государство ухаживало за панельными домами так же, как это делают в Берлине, и остались довольны.
Спальный район Марцан на первый взгляд не демонстрирует ничего такого, по чему его можно было бы безошибочно отнести к Берлину.
Крупнейший жилой массив Германской Демократической Республики Марцан (Marzahn) начинается со станции пригородной электрички S-Bahn. Проект станции вполне мог быть выполнен в Киевпроекте - настолько много общего со станциями левобережного наземного участка красной ветки киевского метро. Рабочее название станции "Марцан" вполне могло быть "Комсомольская", как раньше назвалась станция метро "Черниговская" в Киеве. Электричка типа S-Bahn ходит в Марцан каждые десять минут. Марцан - не конечная станция метро. Электричка доезжает до в буквальном смысле слова окраины Берлина. Сразу за депо Аренсфельде (Ahrensfelde) заканчивается юрисдикция Берилна и начинается федеральная земля Бранденбург.
Станция пригородной электрички S-Bahn "Марцан". Вторая самая главная связь Марцана с цивилизацией после Интернета. Ударник социалистического труда, въехавшим в новые панельные дома в начале 1980-х, не нужно было ждать ещё несколько лет, пока к ним проложат железнодорожную ветку для связи с остальным городом. Вокзал в Марцане был построен ещё в 1898 году. В 1976 году потребовалось лишь заменить крышу и повысить частоту движения поездов на участке. Из Марцана можно добраться в центр Берлина за каких-то 25 минут. Несмотря на регулярное движение пригородных поездов, расстояние от Бранденбургских ворот до Марцана немаленькое. Без надобности "в город" не поедешь.
Пригородный вокзал "Марцан". В Марцане, как и в любом другом плановом жилом массиве, имеется всё жизненно необходимое для ежедневного хозяйства: торговый центр, школа, детский садик. Если бы не вывезенный в 1946 году на восток завод, то здесь даже была бы промышленность. Для ценителей истории в Марцане есть уголок старой деревни, где сохранилась церковь 14 века. Так как нашей целью в тот пасмурный день был поиск удачного высотного ракурса на бетонные джунгли, церковь Марцан мы оставили на другой приезд. В 1987 году Марцан праздновал 750-летие Берлина (как же без круглой даты!) и принимал гостей Берлинской цветочной выставки, на память о которой неподалёку от бетонного массива остался рекреационный парк. Параллельной целью парка была демонстрация достойной альтернативы Брицер-парку (Brietzer Park) в Западном Берлине, но я не стану развивать дальше эту тему, чтобы не разжигать комменто-вражду в моём блоге.
Меркише аллея (Märkische Allee), главная автомобильная артерия Марцана.Через Марцан проходит несколько больших автомобильных дорог, соединяющих район с другими частями восточного Берлина. В пяти километрах к востоку отсюда заканчивается территория Берлина, так что по трассам, проходящим через Марцан, можно уехать дальше на восток. В Польшу, например. В 2001 году в Берлине была проведена земельная реформа. Районы заново переформировали и переделили. В результате район Марцан был объединён с расположенным по соседству жилым массивом Хеллерсдорф (Hellersdorf), вторым самым крупным бетонным массивом Берлина. Хеллерсдорф строился в то же время, что и Марцан и, как это не удивительно, но и в том же стиле, что и первый. Издалека панорама Хеллесдорфа мне понравилась даже чуть больше, чем Марцана. Может быть, потому что мы там не были. У соседа трава всегда зеленее!
Транспортная развилка, пересечение Меркише и Ландсбергер аллей (Märkische Allee, Landsberger Allee). Высокое бетонное здание на горизонте - небоскрёб "Пирамида" (1995 год). На его фасаде находятся крупнейшие световые часы в Европе. Итого в объединённом районе Марцан состоянием на декабрь 2012 года проживает 249 000 жителей. Если исключить районы, присоединённые к Марцану после земпельной реформы 2001 года, то в собственно жилом массиве Марцан проживает около 100 000 жителей. Сто тысяч берлинцев очень компактно помещаются в нескольких десятках многоэтажных многоквартиных многофункциональных жилых домов образца конца 1980-х годов. Остальные 149 000 прописаны в похожих панельных домах в районах Хеллесдорф, Бисдорф, Мальсдорф и Каульсдорф. Информация для тех, кто не знает: "дорф" по-немецки обозначает деревню.
Вид на жилой массив Хеллерсдорф. Как и в СССР, расстояние между высотными домами в Марцане незаслуженно большое. Придомовая территория более-менее ухоженна, везде растут деревья и трава. До Марцана люди добираются на электричке, а те, кто живут не сразу возле станции электрички, дальше едут на трамвае. В Берлине 173 станции метро, но большая часть этой инфраструктуры припадает на Западный Берлин. В Восточном Берлине за всё время его существования была построена лишь 1 подземная станция метро (на западе - более 40!). Дорогостоящей прокладке подземных линий метро власть советов предпочитала более дешёвый трамвай.
Трамвайное разворотное кольцо в Марцане. Заходим в подъезд, вызываем лифт, ждём. За спиной как из-под земли выростает два парня стрёмной внешности. По-русски они обсуждают какую-то передрягу с наркотиками. Хорошо, что им не было нужно на двадцатый этаж. Только когда они вышли из лифта, я выдохнул. Было некомфортно. При спуске на том же лифте мы встретили русскую маму с коляской. Первое впечатление от Марцана было как от необеспеченного района иммигрантов.
Знакомьтесь - Марцан.
Статистика утверждает обратное. Марцан - один из наиболее гомогенных районов Берлина. Здесь проживает 67% процентов немцев и 7% русских. Не самый высокий процент немецкоговорящего населения в Германии, но выше среднего по Берлину. Низкий процент иммигрантов по сравнению с западным Берлином объясняется отсутствием иммиграции из-за границы в годы ГДР, а также неблагоприятная репутация района как крайне ксенофобного. Иммигранты стараются избегать Марцан, в то время как по количеству преступлений это один из самых спокойных районов немецкой столицы.
Для сравнения с предыдущим фото - район массовой застройки Хеллерсдорф строился примерно в то же время, что и Марцан.
Район Хеллерсдорф застроен разнообразными проектами. Большинство проектов домов в Марцане напоминает аналогичные строения в СССР. Но только издалека. Если присмотреться, в поле зрения одно за другим попадают мелкие отличия. Балконы, окна, штукатурка, лифт, мусоропровод. Фасады выкрашены в яркие цвета. Особенно яркие краски придают оптимизма этим бетонным лабиринтам. За сохранностью и пригоностью советской архитектуры следит специальный фонд с особым счётом в городском бюджете.
Вытянутое здание на переднем плане - "Марцанская променада" ("Marzahner Promenade"), торговый комплекс, предусмотренный здесь генеральным планом строительства. Марцан стал первым новым административным районом Восточного Берлина после разделения города. Формально решение об увеличении площади одного из секторов Берлина требовало согласия правительств стран, управлявших остальными тремя зонами города. Но спрашивать разрешение у капиталистов социалистам не потребовалось. На это правило правительство западного Берлина смотрело так же философски, как и власти восточного Берлина.
Длинное низкое здание на переднем плане напомнило мне пятую общагу Киевского национального. На торцевой стене выгравирован логотип управляющей компании, организации наподобие ЖЭКа. После голосования за окончательное решение квартирного вопроса путём строительство жилого массива Марцан на пленуме ЦК СЕД ГДР в 1971 году прошло 6 лет, прежде чем самые передовые жильцы получили ключи от своих новых квартир. Первые квартиры были сданы в 1977 году. Новые здания продолжили пояляться в Марцане и после окончания строительства массива в 1986 году и даже после падения Стены. В 1991 году заработал крупный торговый центр. Торгово-развлекательный центр, изображённый на фотографии внизу, открылся в 2005 году. Внутри расположены типичные представители всех крупнейших торговых сетей Германии: Saturn, H&M, Deichmann, dm.
Торговый центр Eastgate, 2005 год. В 1993 году в непосредственной близости от станции пригородной электрички были построены два высотных дома-близнеца. Уже в подъезде становится очевидным различие между этими "новостройками" и стандартными типовыми домами образца ГДР. Каждый подъезд в новом доме имеет два выхода, первый этаж изнутри облицован клинкером, почтовые ящики спрятаны в отдельномпомещении. В парадном не пахнет мусоропроводом, а жильцы не только здороваются, но даже прощаются, выходя из лифта.
Дом начала 1990-х уже издалека демонстрирует разительные отличия со своим ближайшим окружением. Как минимум, он облицован пластиком. С балконов последних этажей марцанских высоток открывается отменный вид. В пасмурный день горизонт был затянут дымкой, далеко видно не видно, но самое основное - ансамбли жилых массивов - угадывались легко. На первом плане между Марцаном и Хеллерсдорфом простирается обширная полоса частного сектора. Судя по крышам и приусадебным участкам, перед нами район более обеспеченного жилья, чем то, с крыши которого мы на него смотрим. Автомобильная дорога не выдерживет критики в виду огромного числа неровностей и ям.
Граница между районами Марцан и Хеллерсдорф проходит по полосе частного сектора. Я не смог разгадать происхождение этого симпатичного, на первый взгляд, участка частного сектора в глубине плановой многоквартирной застройки. По-видимому, так смотрелся Марцан до начала генерального строительства в 1977 году.
Слева - одна из улиц в пределах сохранившегося частного сектора в районе Марцан. Справа - одно из панельных зданий в том же районе. За счёт грамотной трансопртной схемы Марцан не разделил печалньую судьбу тех жилых массивов, откуда до центра города, к которому они формально относятся, нужно добираться с тремя пересадками. Пример этого восточноберлинского жилого масссива, построенного по тем же канонам, что и любой другой район на окраине крупных городов бывшего СССР показывает, что и бетонные дома могут иметь свою цену, если за ними следить и ухаживать.
Трамвай в Берлине выполняет функцию маршрутки. Он развозит людей от станции метро или электрички по домам. Быстро, надёжно, экологично.
Глядя на безликую унылость многоквартирных панельных домов, можно было бы подумать, что в Марцане живут те, кто не нашёл себе места в постиндустриальном немецком обществе. В голове возникают картины перегоревших фонарей, хамства в лифте и разбитых стёкол на лестничной клетке. На деле это не совсем так. Марцан, если верить полицейской сводке, один из самых безопасных районов Берлина. Что в очередной раз подтверждает теорию о том, что не окружение определяет человека, а человек - своё окружение. Улыбайтесь!
06/12/2012 11:14
Материалы по теме
- Страны: Германия
- Города: Берлин
- Отзыв о поездке: Берлин, в который вы никогда не поедете туристом, ноябрь 2012
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.