Совсем другие законы жизни, и в частности закон о выборах, в резервации индейцев Северные Шайенны (Northern Cheyenne), где однажды мне довелось побывать в день выборов в племенной совет города Lame Deer (Хромой Олень).
"Штабы" кандидатов в племенной совет выглядели вот так. Избирателям пришлось делать тяжелый выбор из двух кандидатов - Чарли Желтая Лиса и Винсент Белый Журавль.
Веселая зазывающая музыка лилась с колонок, видимо чтобы избиратели хотя бы по любимым трекам смогли наконец-то определиться кому же отдать свой голос.
Но до столицы племени Северные Шайенны - Lame Deer - мы добрались во второй половине дня, когда у нас закончился бензин и срочно нужна была заправка.
До этого мы, успешно преодолев перевал Beartooth (Медвежий Зуб), въехали в еще один городок штата Монтана - Red Lodge, который оказался к тому же и административным центром округа Carbon.
Население этого города аж 2,125 жителей (на 2010г, когда я там была). Как оказалось позже, это был самый крупный посещенный нами город за весь десятый день нашего путешествия.
Но тогда, проезжая по центральной улице "города", мы отнеслись к нему с пренебрежением, решив сделать продуктовые покупки в другом месте.
Интересна история этого города.
17 сентября 1851 года, правительство США подписало соглашение с племенем индейцев Воронов (Crow Nation), уступая им земли, на которых в настоящее время находится город Red Lodge. Тогда города еще не было. Но случилось так, что тут в 1866 году были найдены большие месторождения угля, а еще чуть позже - в 1870 году - неподалеку обнаружили и золото. "Зачем индейцам уголь и золото?" - подумало мудрое правительство США, и в 1880 переписало старый договор с индейцами на новый, по которому индейцы Вороны разрешали тут селиться "понаехавшим", начиная 11 апреля 1882.
Но продолжим историю. 9 декабря 1884 тут открылось первое почтовое отделение, потом и железнодорожная линия была построена в город, и в июне 1889 года началась первые отгрузки угля. Границы Резервации индейцев Воронов были перерисованы по-новому уже 15 октября 1892, отдавая всю область под поселок. Вот так Вороны проворонили свое счастье. С тех пор и до 1930-х годов добыча угля определила границы новому городу.
В конце 19-го века, многие новые поселенцы приехали в Red Lodge. Большинство были выходцами из Италии, Шотландии, Уэльса, Англии, Финляндии, Норвегии, Швеции, Германии и Австро-Венгрии. К середине 1880-х годов, мигранты по-прежнему во много раз превосходили численность коренных американцев в городе. К 1892 году население достигло 1180. В 1896 году в Red Lodge было двадцать салонов и, как показывают библиотечные записи тех лет, в то время буйная и веселая жизнь была характерна для города. Такой себе Wild Wild West во всей красе, как в фильмах! К 1906 году население выросло до 4000, а к 1911 году эта цифра увеличилась до 5000.
На этом фото здание суда округа Carbon. Видимо уже тогда (в 1899году) разгулявшихся подвыпивших ковбоев с пистолетами приходилось отлавливать и судить.
Red Lodge пострадал во время Великой депрессии, когда многие шахты пришлось закрыть.
Но, не будь то Wild Wil West, чтобы оставшиеся без работы жители города не нашли выход из положения! Они начали нелегально производить самогон (или как пишут англоязычные издания bootleg liquor), наклеивали на него этикеты из под сиропа "Буратино" и продавали не только в округе, штате или соседних штатах. Горячительные изделия из здешних мест можно было приобрести везде начиная от Чикаго до Сан-Франциско!
В 1931 году началась работа по шоссе Beartooth, которое связывало Red Lodge с Йеллоустонским национальный парком. Перевал Beartooth был официально открыт в 1936 году.
На этом с историей о городе закончим и присмотримся по сторонам. Вот так неприглядно и скучно выглядят села и поселки в Монтане. Деревянные столбы электропередач вдоль дорог (ну это везде так), не особо крутые домики и не особо разнообразная жизнь.
Вот типичный домик в Монтане. Судя по трактору - видимо какого-то фермера.
Но как же здорово, что не смотря на скучные населенные пункты, природа тут не дает скучать, и красивые картины пейзажей открываются то там то тут. И да, не смотря на "захолустье" - дороги как всегда отличные!
Проехав еще какое-то время, очередное архитектурное сооружение повергло нас в .... ну в общем куда-то там повергло. Все объяснялось просто: мы въехали на территорию Crow Indian Reservation, тех самых, что полтора века назад по доброте душевной или по голове пустой, а может и по причине насилия или подкупа отдали лакомый кусок своей земли правительству США, а сами потеснились.
А это Crow Agency. Мы туда не заглядывали, но предполагаю, что-то вроде племенного инфо-центра для проезжих туристов.
Мы и проехали. Дальше были разноцветные скалы.
Потом лошади. Вот глядя на них совсем легко представить огромные табуны диких лошадей, гарцующих по этим степям пару сотен лет назад.
А это вообще как картинка времен гражданской войны. Время тут остановилось.
Только мы не остановились и ехали все дальше и дальше. Все фото сделанные на ходу из машины. Всем хотелось побыстрей добраться хоть куда-то: или в продуктовый супермаркет или хоть на заправку - бензин заканчивался.
Ехали мы ехали и из одной резервации попали в другую - Northern Cheyenne Indian Reservation. Шайе́нны - это другой индейский народ в США. Название шайенны произошло от слова Šahíyela, означающего "Люди, говорящие на чуждом языке". Самоназвание племени - Tsétsêhéstâhese (Тсистсистас) - Подобные нам, наши люди. В настоящее время шайенны делятся на северных - Notameohmesehese (Северные Едоки) и южных - Heevahetane (Люди Верёвки). Мы попали к северным, те что Едоки.
Кстати, в честь шайеннов назван город Шайенн, столица штата Вайоминг - того самого красивого штата, где расположен национальный парк Йеллоустоун. А на флаге штата Вайоминг нарисован Американский бизон на синем фоне.
Ура! А вот и новый "город"! Но есть ли тут заправка? Никаких указателей на нее не было. И только чуть позже, мы увидели знак заправки и свернули с основной дороги.
И попали на избирательную кампанию в статистически обособленной местности Lame Deer (Хромой Олень) округа Rosebud. Этот "город" является племенным и государственным штабом индейской резервации Северных Шайенн, домом Chief Dull Knife College (имя колледжа сам себе каждый переведет :)).
Население 2052 по состоянию на 2010 год. Город назван в честь Miniconjou Lakota chief Lame Deer. Главный Хромой Олень был убит солдатами армии США в 1877 году.
А сегодня тут шли честные выборы в племенной совет города Lame Deer.
Агитационный плакат Винсента Белого Журавля был искусно украшен новогодним дождиком. Обратите внимание также на состояние машины. Вообще в этом месте все машины были побитыми или просто металлоломом. На некоторых ездили без лобового стекла даже!
Биг борд второго кандидата - Чарли Желтая Лиса - отличался изысканной скромностью и изобретательностью конструкции. В том городе нам пришлось и заправиться и купить хоть какую-то еду и воду. Правда мы не сразу поняли, что самый большой сарайчик и был супермаркетом, хотя для таких тупых как мы, его специально так и подписали.
Вообще место оказало сильное впечатление. Там все без исключения были индейцами (ну кроме нас разумеется). У нас была самая красивая машина - почти новый Nissan Altima с еще целыми окнами и всем остальным!
На заднем сиденье у нас было полно всякого хлама, включая пару ноутбуков. Их пришлось оставить в машине, прежде чем идти за едой, но мы периодически выходили из магазина и посматривали на машину - что им стоит разбить стекло и взять что захочется? Зеркалку я повесила на пузо, не решаясь оставить. Просто потому что она была новее ноутбука, и потому в тот момент дороже моему сердцу. У шайеннов очень черные, очень густые и очень прямые волосы. На блестящие от солнца черные волосы одного молодого индейца я мечтательно засмотрелась, думая что ему позавидует любая девушка, которая пользуется утюжком для выравнивания волос. А он, заметив мой интерес, трактовал его по своему: подошел и спросил не ищу ли я ...дальше следовала непереводимая игра слов. Именно непереводимая, потому что он повторил дважды, но такого слова в английском языке не встречала. С большой вероятностью могу предположить, что предлагал он мне какой-то наркотик, возможно типа того, что курил Кастанеда с Доном Хуаном :)
Кстати о Кастанеде. Когда я собиралась в ту поездку, я не то чтобы надеялась, но в тайне мечтала увидеть коренных жителей Америки. Представляла, что увижу какого-то старого мудрого индейца-шамана, с глубоким взглядом, вот как Хуан. В итоге из всей той толпы, что суетилась у магазина, я выделила только одного - видимо он и был одним из кандидатов на тех выборах. Он был крупнее всех остальных, с двумя косичками до пояса и очень важным лицом. Возле него крутились другие индейцы, наверно его прихвостни. Все жители поселка создавали впечатление лентяев и тунеядцев, неопрятных и скорее тупых, чем мудрых. Такова жизнь. Мечты развеялись как дым на десятый день нашего путешествия.
А еще нас поразило как индейцы ведут себя на дороге. Едут две машины навстречу, и вот водители на перекрестке останавливаются, здороваются и ...начинают болтать! Сразу скажу, что там нету никаких дорожных знаков, светофоров и даже дорожной разметки. И вот они стоят, тараторят. Создается пробка. И тогда, машины, что выстроились за ними, решают их объехать и.... в итоге обе колонные едут по встречной полосе. Вот так незамысловато движение поменялось с правостороннего на левостороннее. У меня был ступор.
А лошади при чем? А ни при чем. Они просто были в 100м от нас в кемпграунде в Монтане в тот вечер. Это был самый приятный вечер за все путешествие. Мы никуда не торопились, приехали засветло. Мы поужинали, ребята разожгли костер, и пили возле него вино или пиво, пока я шастала возле лошадей, фотографируя их в закатных лучах.
А потом мы крепко уснули. Правда Д. разбудил всех раньше 6 утра, объяснив это тем, что он проснулся еще в 4 утра от громкого воя койотов или волков поблизости. И уже не уснул - страшно было спать. Ну зачем тем койотам мы, если рядом такие лошади, а?! Идиот!
26/12/2016 13:00
Материалы по теме
- Страны: США
- Регионы: Штат Монтана
- Фоторепортаж: Национальный парк Йеллоустоун, 28.01.2016
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.