Омиш, по-моему, один из самых живописных городов в Хорватии. Он построен в устье реки Цетина и в средние века служил убежищем пиратам, нагонявшим страху на всю Адриатику. В наследство с тех времен остались руины форта на вершине горы и очень красивый старый город. Мы здесь были проездом, но на то, чтобы обойти всю историческую часть, часа более чем достаточно.
Вообще, территориально к Омишу относятся также ближайшие прибрежные поселения - по несколько километров в обе стороны. Впрочем, смотреть там особенно нечего. Большая часть набережной - пляж, изредка попадаются причалы для лодок и яхт. Вот так, например, выглядит район Дуче:
В самом городе главное - это река Цетина. Набережная довольно плотно застроена - дома стоят сразу же за дорогой. На северном берегу - преимущественно новострои, на южном находится Старый город.
Здесь же и променад для вечерних прогулок и лодочный порт. Отсюда виден каньон, который считается одним из лучшим мест для рафтинга во всей Далмации.
Вообще, город достаточно яркий - довольно часто попадаются граффити, причем не хулиганские, а выполняющие функции социальной рекламы.
Мы довольно долго кружили по центру, никак не могли сообразить, где подъем к смотровой башне "Мирабелла". С нее открывается совершенно потрясающий вид на весь город.
Пока бродили по набережной - наткнулись на загадочную автоэкзотику. Впрочем, это явное исключение - машины в Хорватии в основной массе скучные. Кстати, плакат на стене на тему экскурсий - точно такие же можно встретить во всех прибрежных городах - даже шрифт по-моему тот же. Туристов здесь любят и разнообразные аттракционы предлагают буквально на каждом углу.
Главной нашей целью в Омише была смотровая башня Мирабелла - остатки старых пиратских укреплений. Она видна практически из любой точки города, но мы никак не могли сообразить, как до нее добраться - постоянно заходили в тупик.
Вот, кстати, один из таких тупиков - довольно уютный дворик.
Вглубь материка из города ведет автомобильный тоннель. Мы уж было собирались топать прямо через него, но вовремя одумались и спросили дорогу у местных. Рядом со входом в тоннель - вот такая мемориальная доска и, кажется, часть часовни Святого Николая (впрочем, на этот счет могу и ошибаться). Насколько я понял, доску в честь императора Франца Иосифа I повесили аж в 1899 году - в честь открытия нового железного моста через реку Цетину.
Следуя полученным инструкциям, двинулись искать указатели в Старом городе.
Старый город, кстати, совершенно прекрасен - узкие улочки, лестницы, арки.
Местами - настоящий лабиринт. Сложней ориентироваться было только в Шибенике. В общем, все как мы любим.
Во двориках попадаются жители окрестных домов.
Застройка в старой части города - совершенно хаотичная (в том числе и в плане использованных материалов). Вот здесь, например, хорошо видно, что все поверхности сложены из совершенно разных камней. По мне так что-то в этом есть.
Еще одна городская улочка. На дереве прямо по курсу - крупные и спелые на вид гранаты. Хоть сразу срывай и ешь.
Лестница по пути на башню. В общем-то, стоит найти хотя бы один указатель - и все становится просто. Достаточно подниматься в заданном направлении.
На входе сидит девочка и продает билеты. Если память меня не подводит, удовольствие поглазеть на окрестности стоит 15 кун. Вот такой вид открывается с первой, самой нижней, смотровой площадки:
Примерно на середине подъема - небольшой бетонный бункер. Год постройки на вид не скажу, но подозреваю, что строили уже не пираты.
Вот так выглядит лестница от самого входа в башню. Ступенек много и они довольно крутые - здесь лучше не спотыкаться, иначе полет будет долгим и малоприятным.
Вид на Старый город с той же самой точки. К сожалению, с самой башни не поснимать - окна все крошечные, а на крышу выхода нет.
Вид на каньон и реку Цетина.
Еще одна фотография центра города - на этот раз со смотровой площадки рядом с бетонным бункером.
Там же, но снято на пленку - исключительно для сравнения.
Есть у меня один пунктик - очень нравятся интересные двери. Фуншал с его Руа де Санта Мария в этом плане пока вне конкуренции, но Хорватия тоже очень, очень порадовала. Вот, например, небольшое дополнение к коллекции из славного города Омиш:
Так и не смог опознать, что сие за зверь, украшающий основание колонны. То ли кудрявый лев, то ли баран с бакенбардами.
Очередная лестница. Расстояние от стенки до стенки - не более метра.
Одна из самых просторных улиц в старой части города.
И еще одна - для коллекции.
Кстати, когда описывал общие впечатления о Хорватии, упоминал букмекерские конторы, на которые мы натыкались повсюду. Примерно так они все и выглядят:
Кстати, раз уж речь о спорте зашла. Эмблемы Сплитского футбольного клуба Хайдук - буквально по всей Далмации. Если где-то есть большая и чистая бетонная стена - с большой вероятностью на ней окажется аттрибутика клуба.
Еще одно граффити - 1950. Такими тоже украшены все ближайшие города. В одном только Омише мы видели по крайней мере десяток вариаций. В 1950 году был создан фан-клуб все того же Хайдука - "Torcida". Фактически, это первая организация ультрас в Европе.
Кстати, очень порадовали мусорки - вот прямо настолько, что не смог пройти мимо не сделав карточку на память. В основной массе они конечно довольно унылые, но кое-где попадаются отрадные исключения. Вот, например, экземпляр из дворика с панельными четырехэтажками:
И напоследок - городской пляж, он находится буквально в двух шагах от Старого города.
Предыдущие отчеты из поездки в Хорватию:
1. Общие впечатления
2. Купари, мёртвый курорт
3. Пещеры Черовак
4. История Трактора
5. Мотовун
6. Грожнян
7. Ровинь
8. Плитвицкие озера
30/11/2012 15:00
Материалы по теме
- Страны: Хорватия
- Отзыв о поездке: Путевые заметки: История Трактора, Хорватия, ноябрь 2012
- Отзыв о поездке: Путевые заметки: Пещера Черовак, Хорватия, ноябрь 2012
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.