Мы уже касались темы общественного индийского транспорта и рассказывали о велорикшах и метро. Сегодня мы продолжим эту воистину колоритную тему и поведаем вам о индийских автобусах, точнее об их Керальском подвиде, с которым нам пришлось тесно познакомиться на юге этой замечательной страны.
По дорогам Индии рассекают автобусы двух форм собственности: частные и государственные. Практически всегда стартовой точкой любого маршрута является автостанция:
Автобусов в Индии просто огромное количество, в среднем они отправляются с периодичностью в полчаса и доехать можно почти в любом направлении, кстати, покататься на индийском автобусе можно и ночью, так как работают они круглосуточно. В кассах автостанции продаются билеты только на автобусы дальнего следования, остальными билетами заведуют кондукторы на местах.
Отличить государственный автобус (Public Bus) от частного (Private Bus) довольно просто, все государственные автобусы красятся по одной цветовой схеме и никакими интересными чертами больше не выделяются, например, в штате Керала они желто-красные:
У частников, как водится, фантазии побольше, поэтому их автобусы заметно оригинальнее, скажем хотя бы о том, что у каждого частного автобуса есть собственное имя, чаще всего женское. Мужская аудитория нашего журнала скорее всего согласится с тем, что гораздо приятнее ездить на Маше или Виолетте, чем на Газе, Рафике и Богдане. В принципе, встречаются и автобусы мужского пола:
Бесполый автобус:
Стоит отметить и другие мелкие различия - это цена и качество. Государственными автобусами в основном пользуются бедные слои индийского общества, для которых слово комфорт не несет практически никакой смысловой нагрузки, поэтому вместо сидений в таких автобусах нередко встречаются деревянные лавки, расстояния между рядами подобраны идеально для того, чтобы испортить вам настроение, а стекла в окнах не существовали никогда:
Вместо них автобусы оборудуются роллетами, и от дождя спасает и не вызывает зависти к пассажирам, которым повезло занять место у окна:
Частный автобус обойдется вам немного дороже, но в большинстве случаев особой разницы вы не заметите. Более высокая цена - это, чаще всего, плата за меньшее количество людей в салоне. Иногда, правда, вы сможете посмотреть по телевизору какой-нибудь индийский фильм, но, опять же, для нашего туриста это преимущество спорное. Движутся в пространстве частники тоже заметно быстрее, хотя это не всегда безопасно.
Экипаж любого автобуса обязательно должен состоять из двух человек. Водителя...
и кондуктора:
Кондуктор лично обилечивает каждого пассажира, поэтому не нужно по старинке передавать деньги за проезд. В обмен на деньги кондуктор выдаст вам написанный от руки или напечатанный на миниатюрном кассовом аппарате билет:
В индийском автобусе вы никогда не услышите родных выкриков с задней площадки "Водитель, остановите" или "На следующей, пожалуйста". В Индии все гораздо технологичнее, возле водителя прикручен механический звонок или, иногда, колокольчик:
К звонку через весь салон протянута веревка:
За веревку могут дергать не только пассажиры, сообщая водителю о необходимости остановки, но и кондуктор. Если кондуктор быстро дернет за шнурок один раз, то значит нужно остановиться, два коротких дерга означают, что все пассажиры зашли и можно продолжать движение, ну а продолжительный прерывистый звон должен сообщить людям на улице, что автобус собирается сдавать назад:
Нам это показалось чрезвычайно цивилизованным и удобным, и мы сразу же прониклись любовью к индийским автобусам.
Так выглядит стихийная остановка автобуса:
Облагороженная остановка:
Объемный груз можно перевозить в передней части автобуса, рядом с водительским местом:
Крупные чемоданы можно разместить на крыше:
Практически возле каждой автостанции есть специальные заправки для автобусов:
Интересные особенности. Керальские автобусы негласно разделены на мужскую и женскую часть, чаще всего мальчики налево, а девочки - направо. В индийских автобусах можно сидеть на полу. Самым важным человеком автобусе считается кондуктор, он единогласно может наделить вас сиденьем или отобрать его.
30/11/2012 13:09
Материалы по теме
- Страны: Индия
- Регионы: Керала
- Отзыв о поездке: Индийские железные дороги, август 2010
- Статья: Как сэкономить на транспорте в Индии, 18.10.2010
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.