Во время поездки по Хорватии нам удалось посетить место, чем-то похожее на убежище старой техники, о котором я недавно писал. Как и в прошлый раз, наткнулись мы на него совершенно случайно - когда ехали по направлению к пещере Баредине. Речь идет о небольшом музее под названием "История Трактора". Как несложно догадаться, основную часть экспозиции составляют тракторы и молотилки, построенные до середины прошлого века. В общем-то, зрелище явно на любителя, но мне, к примеру, очень интересно было посмотреть на ржавых винтажных монстров с "громкими" названиями вроде "Порше" и "Феррари".
2. На самом деле, путешествуя по Истрии, пропустить это место довольно сложно - буквально перед последним поворотом на пещеру Баредине стоит красавчик "Bubba". Этот каток был произведен в Италии в начале прошлого столетия и вместе с двумя такими же использовался в 30ых годах при укладке местных дорог. Кстати говоря, на заднем плане слева видны виноградники - в Западной Истрии они буквально повсюду.
3. Сам музей открылся сравнительно недавно - в 2010 году. В первоначальную экспозицию вошли пятьдесят единиц техники - старинные тракторы и молотилки. В данный момент, как мне кажется, экспонатов уже чуть побольше - о некоторых экземплярах, которые мы наблюдали вживую, на официальном сайте музея пока информации нет.
4. Очень понравился организационный момент - все отреставрировано, свежепокрашено и стоит под навесами. Хотя, что-то мне подсказывает, особой прибыли эта затея своим владельцам не приносит.
5. Вообще, как мы заметили, место особой популярностью у туристов пока что не пользуется - в этот день мы были, похоже, единственными гостями. Собственно, когда мы проезжали мимо, музей вообще был закрыт - открывают его только по запросу. Чтобы попасть внутрь, нужно обратиться к сотрудникам фирмы, организующей экскурсии в пещеру - к примеру, в музей нас провожал тот же самый гид, что до этого водил по подземелью.
6. На территории попадаются экземпляры, которые несколько выбиваются из общей картины - я так и не понял, этот бульдозер тоже выставлен как экспонат или случайно здесь оказался? По-моему, это был единственный представитель гусеничной техники, который нам встретился.
7. Еще один объект, который трактором в строгом смысле слова, в общем-то, не является. Эта телега с деревянной бочкой использовалась в начале прошлого века для транспортировки жидких грузов. Как правило, с помощью осла.
8. Дальше все экспонаты для удобства просмотра расставил в хронологическом порядке, так что сразу покажу еще один немного выбивающееся из общей концепции артефакт: эта карета - городское такси времен Первой Мировой.
9. Один из самых старых тракторов в музее - это McCormick Int. 15/30. Был построен в США, в 1924 году. Еще немного, и сто лет ему стукнет, а выглядит до сих пор как новый.
10. Занятная деталь - перфорированые колеса. Даже не представляю, чем обусловлена такая конструкция - быть может, пытались улучшить сцепление с дорогой? Поди на гладких-то далеко не уедешь.
11. Fordson N (Англия, 1929). Среди экспонатов есть почти такой же - Fordson F, но тот был построен в Ирландии в 1923. Внешне они практически одинаковые, поэтому в отчет вошел только один. Кстати говоря, с ирландского экземпляра и начался местный музей - это был первый трактор, который появился в ближайшей деревне (и проработал он аж до 1971 года!).
12. Steyr D-180 (Austria, 1948). Название показалось мне смутно знакомым, но гугл подсказал, что одноименные винтовки, автомобили и такие вот трактора выпускались разными компаниями - впрочем, все три были основаны в небольшом австрийском городке Штайр.
13. Следущее десятилетие - засилье немецкого автопрома. Вот этот ржавый пылесос - Deutz F1L514 (Германия, 1950)
14. Man Ackerdiesel AS 4407 (Германия, 1950)
15. Deutz F2L514/50 (Германия, 1951)
16. Bautz AS-122/A (Германия, 1952)
17. Farmall DLD 2 (США, 1953) - случайно затесался в целую череду немцев.
18. Очень мне его расцветка и лого приглянулись - не мог просто так мимо пройти, сделал еще один кадр чуть крупней.
19. Hanomag R12 (Германия, 1954). Какой-то у него странно знакомый вид - словно в детстве видел нечто такое на полях. Может быть, из-за цвета, конечно.
20. Allgaier Ap 22 (Германия, 1954)
21. Fendt Dieselross F15 (Германия 1955)
22. Eicher EKL 15/II (Германия, 1957) Сплошные немцы - видать, после войны ВПК с танков на выпуск тракторов переориентировали.
23. Hela D - 115 (Германия, 1957) - и еще один немец. На самом деле, в музее их было еще больше, но решил не перегружать отчет.
24. Fiat 19 "La Piccola" (Италия, 1958) - симпатичный малыш. Смотрю, у Фиата не только автомобили миниатюрные, но и тракторы. Вообще, гуляя по музею, заметили еще одну тенденцию - чем новее модель, тем она компактней. Если самые старые - чугунные монстры внушительных габаритов и весом в полторы-две тонны, то последние больше смахивают на игрушки и без особых проблем могут разместиться в прицепе легковушки.
25. В коллекции присутствуют также несколько образцов техники, произведенных в бвшем СССР. Вот, например, МТЗ 5 (1958). Согласно аннотации, производитель - Minsky Traktorsky Zavot.
26. Очередная серия немцев: MAN tip 2 F1 (Германия, 1959)
27. Stihl 381 (Германия, 1959)
28. А вот и красавчик Porche L 319 (Германия, 1960)
29. Да, у Порше с дизайном явно всегда полный порядок - даже когда выпускают трактора.
30. Ferrari MC-60 (Италия, 1964). Теперь я знаю, на чём ездит первый парень на деревне где-нибудь в Италии. Эта малютка высотой - едва по пояс, ниже чем колесо почти любого другого трактора. Впрочем, ничего общего, кроме названия, с Феррари оно не имеет - производится он совсем другой конторой.
31. Prostejov TK 10 A (Чешская Республика, 1966). Какая-то совершенно невероятная груда металлолома - впору в постапокалиптической фильме снимать - даже гримировать его не пришлось бы.
32. Еще один представитель бывшего СССР - ХТЗ ДТ20 (Украина, 1966)
33. Он же, но с другого боку. Да, производитель - Harkovsky Traktrorsky Zavot.
34. Tomo Vinković PE-18 (Хорватия, 1974) - этот мне, кстати говоря, больше всех понравился. Дизайн у него какой-то совершенно космический - в самый раз для поездок по поверхности Марса.
35. Правда в анфас он больше похож на какую-то мясорубку. Пожалуй, если бы не колеса - сходство было бы полным.
36. Кроме тракторов на территории выставлена довольно любопытная подборка "средневеквых" комбайнов. Кстати говоря, один из них даже функционирует - если нажать на кнопку, запускается цикл и агрегат минут 10 с грохотом и стуком изображает рабочий процесс.
37. Кстати, вот и он - в момент работы. Дабы любопытным туристам не отхватило ненароком больше одного пальца, все движущиеся части заботливо укрыты сеткой.
38. На заднем дворе обнаружили несколько агрегатов, которые, по видимости, пока ждут рестраврации. Что за машина так просто не опознаешь, но работала она, кажется, на угле.
Кстати говоря, помимо тракторного музея, на той же территории находится Галерея Конобон, тоже довольно своеобразное место, - там показана история местного сельского хозяйства (главным образом та его часть. что касается проивоздства оливкого масла, хлеба и вина), выставлены картины местных художников, коллекция различных арт-объектов, серия фотографий с портретами жителей Истрии и, на закуску, там же проводятся дегустации местных вин. Возможно, потом напишу более подробно - в виде отдельного отчета.
26/11/2012 11:49
Материалы по теме
- Страны: Хорватия
- Отзыв о поездке: Путевые заметки: Пещера Черовак, Хорватия, ноябрь 2012
- Отзыв о поездке: Путевые заметки: Мотовун, Хорватия, октябрь 2012
- Отзыв о поездке: Путевые заметки: Грожнян, Хорватия, октябрь 2012
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.