Сингапурский общественный транспорт один из самых комфортных в мире, и это не случайно – купить машину в Сингапуре очень дорого даже по меркам европейского среднего класса, что уж говорить о среднем сингапурце, который зарабатывает 2000-3000 SGD в месяц. Правительство делает всё, чтобы желание обзавестись собственным транспортом у людей не возникало в принципе. И ему это удаётся =).
Почти весь общественный транспорт в Сингапуре принадлежит двум транспортным компаниям – SMRT и SBS, причём они делят между собой всё более или менее поровну: часть автобусов ездит с логотипами SMRT, часть – с SBS, на разных линиях метро разные поезда принадлежат разным компаниям. Это, мне кажется, правильный подход: приватизация, пусть и с долей государства, обеспечивает отсутствие бардака и наличие полного порядка и комфорта в областях, которые считаются традиционно государственными, типа транспорта. И наличие конкуренции позволяет компаниям не терять уровень сервиса.Главная отличительная черта местного транспорта – наличие кондиционера. Погода в Сингапуре примерно такая же, как летом в Москве, только чуть более влажная, то есть кондиционер, конечно, необходим.Вторая особенность – транспорт очень и очень чистый (особенно метро), даже у меня, весьма брезгливого существа, не возникает никаких вопросов.Стоимость поездки на общественном транспорте зависит о расстояния, но в среднем оно не намного дороже, чем московский транспорт, может процентов на 20-30. Люди, которые ездят каждый день на работу, тратят порядка 100 SGD в месяц на всё, то есть около 2600-2700 рублей.Это наша станция метро – Queenstown, одна из немногих открытых станций (находится на поверхности). Все надписи делаются на четырёх языках: английском, китайском, малайском и тамильском.
Всего в сингапурском метро (оно же MRT – Mass Rapid Transport) 79 станций и 4 линии. Как ни странно, но именно в центре города с метро довольно большая проблема, приходится преодолевать большие дистанции пешком. Правда, правительство активно строит центральную ветку, которая должна открыться через два года.На каждой станции находится подробная карта ветки:
В каждом вагоне поезда крайние места в ряду отведены для беременных, пожилых и родителей с детьми. Существуют вагоны вообще без мест, чтобы в них могли въехать инвалиды (для этого существуют специальные поручни). Они же используются в час пик, чтобы поместилось больше народу.
В каждом вагоне висит электронная карта ветки, на которой отмечается текущая станция, а также табло с указанием следующей станции.
Оплата любых поездок на совершенно любом виде транспорта осуществляется картой.
Автоматы для пополнения карт находятся на каждой станции. Я как-то забыла взять карту и решила купить разовый билет. Оказалось, что можно легко купить карту в автомате, а на выходе получить назад часть денег за recycling карты. Эти же карты, кстати, принимают для оплаты в такси и магазинах.
Единственный недостаток MRT, – это, по сути, продолжение его достоинства: скорость перемещения поездов довольно низкая, существеннно ниже, чем в московском метро. Частично поэтому местное метро очень тихое, в нём можно спокойно разговаривать. Плюс перерывы между поездами – 3-4 минуты вместо 40-60 секунд в Москве, т.е. рассчитать время приезда куда-либо довольно проблематично. Первые недели я стабильно всюду опаздывала или выходила из дома сильно заранее.Кроме традиционного метро существует лёгкое метро на окраинах города (LRT – Light Rail Transport).Автобус тоже весьма распространённый вид транспорта, особенно там, где метро нет. У нас метро рядом с домом, но на учёбу я всегда езжу либо на такси (рано утром), либо на автобусе (в остальное время).
Все автобусы ездят по расписанию, можно скачать приложение для телефона, которое подскажет, когда конкретный автобус подъедет к твоей остановке - очень удобно. На больших важных остановках (т.н. junctions) висят электронные табло с временем прибытия автобусов.
Автобусы тоже оснащены всем необходимым для инвалидов, и я не раз встречала людей с ограниченными возможностями в автобусах, то есть люди реально этим пользуются, а не сидят дома.
Нередко в автобусах и метро встречается всякая социальная реклама: мол, уступи место, не толкайся, проходи в конец вагона и т.д.:
В общественном транспорте строго-настрого запрещено есть и пить. И есть мусорки!Первое время мы очень любили кататься на таких вот двухэтажных автобусах, но они, как правило, менее современные, и на втором этаже не всегда работает кондиционер. Да и передвигаются они медленнее, так что имеет смысл ездить только в центре, чтобы обозревать красоты.
Удобство автобусов ещё и в том, что они не останавливаются по умолчанию на каждой остановке, а только там, где просят остановиться пассажиры (в каждом автобусе есть десяток специальных кнопок), либо на остановках, где ждут люди и сигналят, чтобы автобус остановился (такой же жест, как для такси). Если кто-то в автобусе нажимает кнопку, раздаётся звук и горит табло “Bus is stopping”:
Немного некомфортно становится в час пик, когда много народа. Народ в общественном транспорте везде одинаковый, поэтому удовольствие ниже среднего. У азиатов ещё и весьма специфические представления о личном пространстве. К тому же в метро иногда приходится пропустить несколько поездов, чтобы попасть в вагон. Поэтому в утреннее и вечернее время я стараюсь ловить такси.Ещё интересно, как происходит оплата проезда. 99% пассажиров платят электронной картой. На входе и выходе из автобуса находятся специальные датчики, к ним необходимо приложить карту на входе, а потом на выходе. Система считает расстояние и списывает деньги. Если ты приложил карту на входе, но не приложил на выходе, снимается максимальная сумма за самый длинный маршрут. На входе водитель автобуса смотрит, чтобы каждый пассажир приложил карту к датчику. Операция занимает секунду, и никакой давки и, упаси Боже, поворачивающихся турникетов.Машин в Сингапуре всего около миллиона (размер города – половина Москвы, население 5 миллионов), причём заметное количество этих машин – такси. Такси здесь – это моя любовь. Быстрые, комфортные, дешёвые. Средняя поездка обойдётся в 6-8 SGD. Я езжу на такси довольно часто, и в итоге трачу на него меньше денег, чем в Москве тратила на бензин. Пробок в нашем понимании тут нет совсем, даже утром и вечером. Я помню, один раз за три месяца в Сингапуре произошёл транспортный коллапс, и я добиралась до дома на автобусе полчаса вместо 15 минут. Ужас-ужас =))).Что меня удивило, так это то, что водители в массе своей ездят довольно небрежно и на правила в общем-то плюют – могут развернуться в неположенном месте, подрезать кого-то, поворотник не включить. Похоже, штрафы тут не очень высокие, или просто нарушителей не особенно ловят.
Но людей машины пропускают всегда. Стоит только подойти к пешеходному переходу, машина встаёт как вкопанная. пешеходы этим, конечно, пользуются и переходят дорогу где и как хотят, но это и в Москве обычное явление. “Только массовые расстрелы спасут Родину” =).
Такси в Сингапуре много, да и живём мы на одной из центральных магистралей, так что поймать машину – не проблема, даже в дождь (а дожди тут не московские, дождь – это когда льёт стена воды и идти пешком куда-либо физически невозможно). Ещё можно вызвать такси, для этого существует специальное приложение для телефона. За вызов такси берёт сверху 3-4 SGD, но эта опция нужна крайне редко (мы пользовались меньше 5 раз за три месяца). Когда ты ловишь такси, то всегда видишь, свободно оно или нет (все такси оснащены табло, которое горит либо зелёным, либо красным). Везде, естественно, таксометры, частников и такси без таксометров тут нет. Такси это, кстати, ещё и социальный инструмент. Пожилые люди, которые не попали под действие сингапурской пенсионной программы, чьи дети не могут их содержать, имеют возможность работать таксистом и неплохо зарабатывать. Поэтому 90% таксистов – это мужчины за 50.Велосипеды тут не очень популярны, как-то нечасто встречаются. Отдельных полос не видела, но думаю, где-то они есть. Я бы тут на велике ездить не стала, слишком жарко, разве что вечером.В общем и целом транспорт в Сингапуре выше всех похвал. Единственное, чего мне немного не хватает, – ощущения свободы, которое даёт личный транспорт. Если мы здесь задержимся дольше, чем на год, буду рассматривать вариант скутера или мотоцикла, но с местной стоимостью парковки над этим вариантом придётся хорошенько подумать =).
Мотоциклисты тут, кстати, встречаются весьма забавные:
15/11/2012 15:30
Материалы по теме
- Страны: Сингапур
- Города: Сингапур
- Отзыв о поездке: Сингапур. Люди, октябрь 2012
- Отзыв о поездке: Сингапур. Юго-Восточная фантастика, сентябрь 2010
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.