Будучи в отпуске на западном берегу южной части Мёртвого моря, буквально позавчера совершил пешую экспедицию к горе Содом.
В первой серии расскажу о первых пяти километрах маршрута - с 192-го по 197-й, от точки высадки (проходной завода Dead Sea Works) до старого лагеря соледобытчиков "Седом" (он же Usdum).
Почему вообще до́лжно было совершить эту экспедицию? Всё просто:
- Содом и Гоморра - это же библейское, почти что сказочное. Когда узнаёшь, что оно вот здесь, прямо рядом - грех не побывать.
- Там стоит известная "Жена Лота" - соляной столб, в который обратилась одноимённая жена одноимённого библейского жителя города Содом: нарушила запрет, обернулась и посмотрела на гибнущий город. За подробностями отсылаю к Библии.
- Писали, что сама по себе гора Содом - весьма причудливое геологическое образование с живописным рельефом.
- Вблизи южной оконечности горы - завод компании Dead Sea Works (DSW). Выкачивают минералы из Мёртвого моря - делают деньги из воды.
- А чего вообще на месте-то сидеть?!
И вот первый отрезок:
Напоминаю: фотографии, нажимая, можно просматривать в большем размере (1200x800, а панорамы и того крупнее). А при просмотре видео можно нажать на кнопочку в правом нижнем углу и смотреть, опять же, с бо́льшим размером экрана.
Итак, 08:29. Сел в автобус. Вам куда? Водитель по-английски не разумел. Я произнёс, как пароль, заранее выученное: Mifʹalei Yam ha-Melakh - завод "Мёртвое море". Сработало. Заплатил 16 шекелей. В 08:50 вышел у проходной DSW. Не скрою: покинул сумрачную кондиционированную утробу автобуса не без колебаний. Уж больно местность вокруг была дикой, а будущее - туманным. Последняя мысль: о нет, всё это какой-то детский сад, надо остаться в автобусе! Не выходить! Просто доехать с комфортом до Эйлата, там искупаться в Красном море и назад! Это ничуть не хуже - познавательно, вполне по-естествоиспытательски, этнографично, это тоже своего рода экспедиция, и так далее... Но - сам себя за шиворот, и вышел. Мы не привыкли отступать!
Автобус уехал, оборвав пуповину, связывающую с цивилизацией. Отель с бассейном, зеленью, кондиционированным воздухом, с холодной питьевой водой без ограничений, с грядущим обильным обедом остался на другой планете. А что здесь? Это даже не остановка, а какая-то насмешка: ни тебе ларька с пивом, шаурмой и усатым азербайджанцем в нём, ни скамейки, ни души, да совсем ничего!
В сторону моря - индустриальный пейзаж.
У компании Dead Sea Works - длинная интересная история. Её отец-основатель Моисей Новомейский (1873-1961) - выходец из России, уроженец забайкальского села Баргузин. Химик и горный инженер, он рано увлёкся идеей добычи минеральных солей из озёрной воды. Экспериментировал на Байкале, построил там опытный завод. Но настоящей страстью всей его жизни стало Мёртвое море.
В 1920 году, став к тому времени убеждённым сионистом, Новомейский приехал в Палестину, бывшую тогда под британским управлением, с твёрдым намерением поставить богатства Мёртвого моря на службу будущему еврейскому государству. В 1924 году создал компанию Palestine Mining Syndicate (PMS). Вскоре британская администрация принципиально пообещала передать компании Новомейского концессию на добычу солей из Мёртвого моря.
Однако практическое решение затянулось на пять лет. В Британии нашлись силы, не вполне довольные передачей выгодного бизнеса сионистам в ущерб интересам самой Империи. Щекотливый вопрос концессии Мёртвого моря неоднократно обсуждали в британском парламенте. Но изворотливый Новомейский не отступал: вместо палестинской PMS зарегистрировал компанию Palestine Potash Ltd. (PPL), на сей раз под британской юрисдикцией, но самое главное - подобрал себе британского партнёра, отставного майора Томаса Грегори Таллока (Thomas Gregorie Tulloch, 1868-1938), эксперта по взрывчатым веществам и разведчика, работавшего против Германии. В зицпредседатели совета директоров зазвали некоего уважаемого английского лорда. Деньги на первоначальную раскрутку дало американское еврейство.
Любопытно, что одно время конкурентом Новомейского даже был мощный консорциум американских компаний "Дженерал моторс" и "Дюпон де Немур", поддерживаемый нефтяным гигантом "Стандард ойл". Усилиями влиятельных сионистов - сэра Альфреда Монда, Хаима Вейцмана, Джеймса Ротшильда и других - американцам было отказано.
В мае 1929 года решение о передаче концессии в руки PPL, наконец, приняли.
В 1932 году PPL начала производство поташа (карбоната калия) на заводе в северной части моря, а в 1934 приступила к работе и в южной части. Есть мнение, что именно "присвоение" РРL минеральных богатств Мёртвого моря послужило одной из основных причин арабо-израильской войны 1947-1949 гг. Вскоре по её окончании на базе РРL создали государственную компанию DSW, просуществовавшую в форме госкорпорации почти полвека. В 1999 году DSW вместе с материнской компанией вошла в империю израильского магната Сэмми Офера (Самуэля Гершковича).
Вернёмся в наше время. По другую сторону шоссе, между тем, разворачивались те самые "марсианские" пейзажи.
Парадокс: при фантастически сухом воздухе и палящем солнце - верхний слой почвы влажный! Отсюда эти бурые пятна на общей белёсой картине местности.
Пылевидный песок по консистенции напоминает пудру или мох - нога пружинит и погружается сантиметров на пять-десять. Неожиданно и неприятно: вспоминаешь о карстовых воронках-пустотах, которыми усеяно побережье Мёртвого моря. Что скрывается под этой податливой поверхностью?
С возвышенности местами стекают хилые ручейки.
Вода в них едва ли пригодна для питья.
Геологам любопытно будет взглянуть на текстуры здешних пород.
Видна слоистость отложений и то, как их пласты впоследствии деформировались, приобретая причудливые формы.
Бросим прощальный взгляд на завод.
Кстати, именно здесь начинается грунтовая дорога, ведущая на верхнюю часть горы. Проходимость этого пути для конкретных марок автотранспорта неоднозначна, желательно выяснять заранее.
Щит предупреждает о тех самых карстовых воронках. Становится жутковато. Забегая вперёд, скажу: ни одной воронки не встретил. К счастью.
Параллельно дороге с севера на юг течёт канал с морской водой.
В море, в прудах-испарителях плавают драги, выскребающие со дна кристаллизованные минеральные соли.
А по левую руку уже тянется она самая - гора Содом, Har Sedom или Jebel Usdum. Это вовсе не привычная гора в форме пирамиды с острой вершиной кверху: она вытянута вдоль морского берега на добрых двенадцать километров при ширине около двух. Гора необычна тем, что вся целиком находится ниже уровня моря. Её высочайшая точка, по данным израильских топографических карт, возвышается над уровнем Мёртвого моря на 225 метров (плюс-минус туда-сюда: уровень Мёртвого моря - вещь не совсем постоянная), но всё ещё находится на 164 метра ниже уровня обычного, нормального моря.
Восточные склоны Содома изобилуют живописными формами рельефа, пещерами и прочими пустотами.
Первую пещеру решил обследовать. И опять страшновато: а вдруг они там - воронки?
Вот так - почти как в фильмах про мумию.
Вблизи видно, из какого материала сложена гора.
Соль. Каменная соль, она же гали́т. Возможно, самый большой в мире кусок соли.
Пройдено, кстати, три километра.
Ещё пещеры, но если осматривать каждую, не хватит и недели.
Утверждают, что в горе имеются пещеры-гробницы и даже пещеры-храмы, провалы, дна которых никто никогда не достигал, и много ещё чего. В конце концов, куда-то же девался целый город Содом?!
Это, конечно, не Колымская трасса, но здесь тоже разбиваются.
А вот и признаки приближения к старому лагерю.
Колючка посреди гиблых песков смотрится странновато.
Справа, меж тем, одна из насосных станций, поднимающих воду из моря в тот самый канал.
Любопытно: предупреждение "Осторожно, скользко" написано на четырёх языках - иврите, арабском, английском и почему-то русском. Можно подумать, именно наши соотечественники поскальзываются здесь чаще других - наравне с евреями, арабами и англичанами.
А на дороге, если на неё посматривать, увидишь не одни только мирные грузы.
Справа - "реликтовые" футбольные ворота. Остались, как и строения бывшего лагеря, с тех времён, когда компания PPL впервые организовала здесь добычу солей. То есть с 1930-х годов.
Тут и там - остатки жизнедеятельности первых обитателей мёртвого берега. Первых - в новое время, конечно.
Для пещеры слишком уж правильная форма. Поначалу подумалось, что это вход в штольню - горизонтальную подземную горную выработку. Только зачем она здесь?
Нет: это "блиндаж".
Строительный материал не оригинален - мешки то ли с песком, то ли с солью, пролитые водой. Сцементировались не хуже любой каменной кладки.
Назначение "блиндажа" осталось для меня загадкой. Для склада маловат, для жилья тесноват. Караульное помещение? Укреплённая точка? Известно, что лагерь "Седом" в те неспокойные времена то и дело терроризировали окрестные "моджахеды". На этот случай имелась вооружённая охрана.
Лагерь находится на территории, принадлежащей DSW, и огорожен колючкой. Говорят, что можно невозбранно пройти внутрь и осмотреть строения вблизи, но в мои планы не входило знакомство со службой безопасности DSW, не говоря уже об израильской полиции. Тише едешь - без проблем домой попадёшь.
Меж тем, слева от лагеря, на горе показалось нечто интересное. Это явно ступени, ведущие наверх, и что-то вроде деревянного помоста наверху.
Так и есть: Ladders Ascent - "Подъём по трапам".
Взбираться на самый верх я не собирался: ни снаряжения, ни обмундирования для горных прогулок. Да и график движения мог быть серьёзно нарушен. Но примерно на пятую часть высоты всё же залез. Отсюда хорошо виден лагерь.
Металлическая труба - это не тоннель на ту сторону горы и не какой-нибудь "колодец миров". Просто давно не используемый напорный резервуар для воды.
Трапы уходят вверх, но это не для меня.
Даже с этой небольшой высоты открывается неплохой обзор района. Видны пруды-испарители и разделяющие их дамбы, а на той стороне моря - иорданский городок Сафи (Safi), где базируются коллеги DSW - иорданская компания Arab Potash Company. Она выгребает соли Мёртвого моря со стороны его восточного берега.
Спускаться страшнее.
Но надо.
Ещё один общий вид лагеря, и вниз. О непростой истории лагеря "Седом" и о следующем отрезке своего пути расскажу в следующей серии.
Продолжение следует.
25/10/2012 00:12
Материалы по теме
- Страны: Израиль
- Отзыв о поездке: Израиль. Мертвое море, март 2012
- Отзыв о поездке: Самое мертвое в мире..., декабрь 2004
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.