Каждый свой рассказ о городах Италии я сопровождал эпитетами в превосходной степени - "сказочный", "волшебный", "фантастический", "великолепный". И это было абсолютно справедливо. Но, по отношению к Риму очень сложно найти слова, которые могли бы передать всю гамму ощущений, охватывающих любого человека, гуляющего по "вечному городу". Римом нельзя просто любоваться, нельзя просто наслаждаться его красотой.
В него нужно погружаться, как в океанскую пучину, и тогда время остановится, и вы совершите путешествие в глубину веков, ощутите пульс и величие этого живого, необыкновенного города. Каким он был две тысячи лет назад ? Возможно ли сегодня представить себя жителем этого грандиозного города? Да, возможно !
Вы стоите перед великолепным античным дворцом из белого мрамора! Вот оно, величие древней империи!
Обман зрения? Фантом? Игра воображения... На самом деле этот дворец, "Алтарь Отечества", был построен всего лишь чуть более ста лет назад в честь объединения Италии. Но, именно также пафосно выглядели многочисленные дворцы и святилища древнего Рима.
В центре этого грандиозного сооружения стоит памятник королю Виктору Эммануилу, объединившему Италию.
Здесь же у подножия памятника на могиле Неизвестного солдата горит Вечный огонь и стоит почетный караул в форме берсальеров в пиками в руках.
Стоит обойти этот дворец с одной стороны, и мы увидим что он уходит корнями в древние стены, которым более двух тысяч лет!
С другой же стороны, расположен знаменитый Форум Траяна, в центре которого возвышается колонна Траяна. Она была построена в в 113 году нашей эры; ее общая высота достигает почти 40 метров. На ее вершине находилась статуя Траяна, утраченная в настоящее время. В 1587 году папа Сикст V дал указание заменить ее на статую Св.Петра.
Колонна служит надгробным памятником Траяну: дверь, открывающаяся в основании колонны, ведет в залу, где помещена урна с пеплом императора. Ствол Колонны огибает спираль беспрерывного фриза длиной 200 метров - это документальное повествование о двух победоносных сражениях Траяна против даков в 101-102 и 105-106 годах нашей эры.
Территория вокруг колонны, это и есть Форум, т.е. площадь с комплексом различных сооружений, где решались самые разные насущные вопросы. Прочувствовать грандиозность этих сооружений можно посмотрев на художественную реконструкцию. Вот так это место выглядело когда то...
Так это выглядит сейчас...
На заднем плане полукруглые... "торговые ряды", это и есть на самом деле торговые ряды. Это рынок Траяна. Древний Торгово-Развлекательный Комплекс - шестиэтажный амфитеатр, в котором на разных этажах были размещены лавки торговцев цветами, фруктами, овощами, сырами и маслом, рыбой и мясом, заморскими специями. Один из этажей занимала администрация, здесь же располагались и продовольственные склады. Вверху, непосредственно над улицей Бибератика, сохранившейся до наших дней, проходила терраса.
Вообще, все эти древние развалины занимают всю площадь, от "Алтаря Отечества" до Колизея. Но, знаменитый цезарь современности Бенито Муссолини, приказал построить улицу Виа Фори-Империале, которая ровнёхонько разрезала все эти античности на две части. Таким образом, когда идёшь по этой улице, то и справа и слева находятся остатки древнейшей и величайшей цивилизации.
Остатки древнего храма Кастора...
А вот эта колоннада - остатки красивейшего храма Сатурна! По сохранившемся фрагментам можно мысленно представить как величественен и красив он был когда то...
Обратите внимание на остатки мраморной лестницы, делали отделки, пола...
При этом совершенно ввергла в ступор древняя кафельная плитка...
А на самой Виа Фори-Империале растут замечательные цветы и стоят памятники императорам! )
Просят милостыню сирые и убогие...
И отдыхают уставшие центурионы. Кстати сказать, на скамеечках сложенных из камней которым более двух тысяч лет)
Между тем, вдалике уже показался знаменитый на весь мир Колизей !
Самая известная в мире развалина, фирменный знак античного Рима, Колизей , возможно, никогда бы не был построен, не реши Веспасиан изничтожать следы правления своего предшественника Нерона. В рамках этой программы на месте пруда с лебедями, украшавшего Золотой дворец, возвели грандиозный амфитеатр на 70 000 зрителей - самый большой цирк Империи. Игры в честь его открытия (в 80 году н.э.) продолжались безостановочно 100 дней; за это время друг друга растерзали и перерезали 2 000 гладиаторов и 5 000 диких зверей. Правда, память об императоре-поджигателе оказалось не так просто вытравить: официально новая арена именовалась амфитеатром Флавиев, однако в истории она осталась как Колизей - название, судя по всему, отсылающее не к ее собственным габаритам, а к колоссальной (35 м в высоту) статуе Нерона в виде бога Солнца.
Фасад Колизея был облицован травертином, символизирующим сегодня античный Рим. Колизей имел форму эллипса высотой 48,5 метров с диаметрами 188 метров и 156 метров. Сооружение, без сомнения, являлось чудом архитектурной мысли тех времен. Зрители попадали в амфитеатр через арки первого яруса, откуда по лестницам поднимались к своим местам. Места концентрическими кругами расходились вокруг арены. На нижнем ярусе располагались ложи императора и свиты. На следующих двадцати рядах размещались городские власти, далее следовали 16 рядов, занимаемых римскими гражданами. На скамьи рядов, поднимавшихся выше, усаживались зрители из низших сословий.
Во время дождя или зноя над Колизеем натягивали огромные тенты из парусины. Тенты двигала команда матросов, управляющаяся с огромными полотнищами с помощью канатов и мачт.
Сегодня по древним закоулкам "стадиона" ходят толпы туристов. Разрез...
Ну, и конечно же гладиаторы. Куда без них? Фактурные ребята))
Сразу за Колизеем расположена другая "знаковая" вещь, это прекрасно сохранившаяся триумфальная арка, которой уже 1700 лет, и построена она была в честь императора Константина.
Это последняя и самая крупная триумфальная арка в истории Рима была построена в 315 году н. Арка украшена хорошо сохранившейся до наших дней надписью: "Императору Цезарю Флавию Константину Максиму, благородному, победоносному и августейшему, Сенат и народ Рима посвящают эту Арку в честь триумфа за то, что по озарению Божьему и с помощью величия ума он со своей армией защитил честь Государства в справедливой войне против тирана, а равно и против раскола". Фраза "по озарению Божьему" стала компромиссом, на который пошли знатные римляне-язычники, чтобы не задеть верования Константина, сочувствующего христианам.
Конечно же, все эти древности о которых я уже писал, они широко растиражированы, их изображение украшают календари и проспекты, афиши и обложки журналов. Но, надо заметить, что античность в Риме окружает человека со всех сторон. Посреди почти современных домов (им всего то лет 200) вдруг попадаешь в такой переулок )
Или возле вполне себе средневекового дома обнаружится "двойное дно"
И если подойти ближе, и заглянуть вниз...
Можно попить воды из античного фонтанчика...
А вот эта надпись, SPOR , означает "Сенат и народ Рима", и украшает современные люки и столбы.
И всё же, несмотря на такую концентрацию исторических артефактов, невольно цепенеешь рядом с ещё одним знаменитым памятником Римской античности. Конечно же, речь о Пантеоне! Это древний языческий храм, построенный ещё до нашей эры, за сто лет до Колизея! Он брутален и суров. Кажется что он, этот серый исполин, с прищуром смотрит на разноцветных туристов, и как бы говорит им, сколько же я повидал вам подобных за тысячи лет...
Много сотен лет назад здесь проводили языческие богослужения, а на специальном алтаре проводились жертвоприношения. Самое потрясающее в этом сооружении "всевидящее око" - круглое отверстие в крыше, диаметром 9 метров. Не знаю, как чувствовали себя присутствующие на службах тысячу лет назад, но на меня такая интересная конструкция просто произвела впечатление - такое ощущение, что именно через него смотрят на нас смертных боги. Особенно впечатлило, когда в этом отверстии показалось солнце. Просто мистерия...
Интересна легенда о том, как строили этот купол. Поскольку никто до конца не понимал, как возводить крышу над столь огромной конструкцией, изнутри здание заполнялось землей, к которой император повелел примешивать золотые монеты. Когда работы были закончены , Адриан объявил, что каждый нашедший монету может забрать ее себе - и в считанные минуты внутри храма было пусто и чисто. Впрочем, легенду эту могли пустить в оборот архитекторы Ренессанса, проводившие недели напролет за измерениями в надежде постигнуть секрет купола. Так или иначе, луч света в суровом интерьере просто завораживает...
Интерьер, хоть и суров, но отделан очень дорого...И, кстати, именно здесь похоронен великий Рафаэль Санти. Вот под этой статуей...
Ниши украшают другие похожие скульптуры.
И замечательная живопись, достойная лучших мировых художественных музеев.
Но, самое сильное впечатление Пантеон производит, если подойти к нему сзади или сбоку: тогда вместо аккуратного, замыкающего картинную площадь фасада видны будут мощные, будто корнями уходящие в землю стены, покрытые дырами и шрамами. Именно здесь в двухтысячелетний возраст этого коренастого сооружения начинаешь верить.
"Врос в землю", это не метафора...
А представить себе как фееричен и красив был он в далёкие годы можно по тем деталям декора, которые кое где ещё остались.
Захватывает, завораживает, не отпускает...Но, вырвемся. Хватит античности. Много и других замечательных мест в Риме) Но, это в следующей серии)
22/10/2012 06:17
Материалы по теме
- Страны: Италия
- Города: Рим
- Отзыв о поездке: Рим. Испанская лестница и фонтан Треви, октябрь 2012
- Отзыв о поездке: Музей Леонардо да Винчи в Риме, октябрь 2012
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.