Настало время рассказать немного и про Валаам, так сказать, туристический. Это будет скорее не виртуальная экскурсия с кучей дат и имён, а впечатления от посещения острова. Хотя речь пойдёт о местах, которые многие, побывавшие здесь, видели, я со своей стороны постараюсь рассказать больше о современной валаамской жизни.
А жизнь эта не так проста...
Как я уже рассказывал, на остров мы отправились своим ходом, безо всяких экскурсий. Суда, на которых плывут паломники и такие, как мы, причаливают на острове в Монастырской бухте, всего метрах в 200 от Спасо-Преображенского монастыря. На входе в бухту стоит деревянный крест, а шатёр монастырской колокольни при желании можно разглядеть и за 30 километров от острова.
Монастырская и Никоновская (туристическо-лайнеровская) бухты - средоточие всей "нецерковной" жизни острова. Здесь находятся кафе, палатки с сувенирами и другой продукцией. Производств на острове нет, поэтому практически всё, что продаётся на Валааме, - привозное. Может быть, за исключением копчёной рыбы. Кстати, вопреки тем страстям, которые пишут в интернетах насчёт питания на острове, перекусить не так уж дорого здесь вполне возможно. Конечно, устрицы вы тут вряд ли найдёте, но уху, картошку и кусок пирога - вполне.
Будучи на Валааме, первым делом мы решили заглянуть в монастырь. Увы, нам не очень повезло: знаменитый бирюзово-голубой купол, как и половина колокольни, были в строительных лесах. Мне вообще в этом году везёт на такое: в Риге та же фигня была с Домским собором.
Первое, что меня удивило, это то, что в монастыре по сути один большой (и то относительно) храм и много-много окружающих его монастырских помещений. Потом возникло предположение: братия здесь некогда была достаточно многочисленная, но туристов и паломников не так чтобы много, особенно зимой. Поэтому, быть может, необходимости в нескольких храмах не было: монахи составляли подавляющее большинство тех, кто приходил на службы. Может, и ошибаюсь.
Помимо самого монастыря монахи живут также и в скитах, находящихся как на самом Валааме, так и на соседних небольших островах. В скитах уставы разные: куда-то вход свободный, как, например, в Воскресенский, находящийся рядом с туристической Никоновской бухтой...
Есть скиты, в которые вход разрешён только мужчинам, есть такие, где разрешён только мужчинам и один раз в году, а есть и вовсе закрытые для посещения. Один из таких - Гефсиманский скит. Рядом со входом на территорию висят таблички о том, что вход посторонним воспрещён, просьба не беспокоить братию и т.п.
Всё бы ничего, люди молятся, можно понять, но вот ЭТО уже перебор, я считаю. "Возлюби ближнего твоего, как самого себя" - это, похоже, не про "подвижников" Гефсиманского скита.
Тем не менее, настоящих подвижников на Валааме тоже было немало. Чаще всего они уходили из монастыря либо в глухую часть острова, либо уплывали на какой-либо из соседних островов. Некоторые брали на себя многолетние обеты молчания, другие - строго постились в течение десятков лет. На скалах до сих пор можно найти выдолбленные давным давно кресты, слова молитв и какие-то даты. Таких нам найти не удалось, но и новодельные наскальные изображения смотрятся эффектно.
На острове имеется музей (бесплатный, что удивительно). Некоторые экспонаты, такое ощущение, использовались в хозяйстве ещё десяток-другой лет назад. Мне показалось, что на Валааме вообще время течёт медленней, а с прошлым остров расстаётся неохотно.
Автобусная остановка. Не знаю, что за сооружение, но отдохнуть от долгой пешей прогулки здесь было приятно.
Из живности на Валааме более всего удивили чайки, которые деловито расшагивают по людным местам, как голуби в городе, совершенно не боясь людей.
Теперь немножко сменю тему: хочу рассказать про размещение. Мы решили остановиться в гостинице Зимняя, где, как показалось по описанию, должно быть наиболее удобно людям, которые приехали не как паломники, а как туристы. Стоимость номеров здесь начинается от 2000 рублей, а условия проживания напоминают не самый лучший хостел.
Гостиница находится на втором этаже этого красивого белоснежного здания, а на первом, насколько я понял, сейчас устроены обычные квартиры. Жутко воняет кошачьими продуктами жизнедеятельности.
Жители острова живут вот здесь. Гостиница, кстати, постройки середины XIX века. Почти век она принимала паломников. Затем, после передачи острова СССР, монахи покинули Валаам, и паломничества сюда прекратились почти на 50 лет. В здании гостиницы сначала размещалась школа боцманов с ротой юнг ВМФ...
...а затем, в 1952 году, здесь устроили дом-интернат для инвалидов войны. После ВОВ многие инвалиды войны оказались "на обочине жизни", многие даже не хотели возвращаться домой, чтобы не быть обузой для своих близких. Так, в начале 50-х годов порядка 70% нищих, скитающихся по улицам, составляли именно те, кто пришёл с фронта и не мог заниматься полноценной работой. Валаам стал одним из мест, куда этих людей собрали и попытались обеспечить им какой-то уход. Сюда были выписаны порядка 700 человек обслуживающего персонала. В общем-то современные жители острова (не считая монахов, послушников и военных, служащих в в/ч на юге острова) - этот самый персонал и их дети. Сейчас практически вся работа на Валааме связана либо с монастырским хозяйством, либо с обслуживанием туристов.
Дом, в котором размещается Зимняя гостиница, не единственное место, где проживают мирские люди на Валааме. Поблизости находится ещё один многоквартирный дом, бывший, по всей видимости, когда-то одной из монастырских построек.
Как и следовало ожидать, внутреннее состояние его примерно такое же, как и у "памятника архитектуры республиканского значения", коим является Зимняя гостиница. Далее кто не хочет слушать рассуждения на острые темы, перейдите сразу к фото 23.
Говорят, что РПЦ постепенно пытается вытеснить с Валаама всех, кто не имеет непосредственного отношения к монастырю, а оставить только монахов, послушников, трудников и паломников. Не знаю, правда это или нет, но точно можно сказать, что жить здесь людям весьма непросто: про качество жилья можно понять по фоткам, возможности трудоустройства здесь очень ограничены, да и до "большой земли" далеко не всегда можно добраться.
Кстати, в самом факте того, что РПЦ хочет вернуть остров полностью под свой контроль, не вижу ничего особо криминального: во-первых, так оно и было в течение долгого времени вплоть до 1940-х годов (в некоторых государствах, в т.ч.в Европе такая практика сохраняется и сейчас), а, во-вторых, Валаам не единственный остров и тем более не единственное место в России, куда могут ехать "природные" туристы. Лучше озаботиться не "защитой острова от злых попов", а проблемами сотен, если не тысяч, других островов в России, где у людей нет работы, нет достойного жилья и нет адекватного сообщения с остальной страной. В конце концов, Валаам - самый крупный, но не единственный остров на Ладоге. На других могли бы с тем же успехом развивать "нецерковный" туризм, но пока что вместо этого развито только радиоактивное заражение со времён СССР.
Не стоит думать, что здесь санаторий для монахов. Да, в монастырях РПЦ имеются такие люди, которые преследуют там свои личные интересы. Но Валаам не очень подходит для этих целей. Псевдомонаху проще поселиться где-нибудь в Москве, Питере или другом крупном городе, чем плыть на остров, на котором по-настоящему комфортные условия для жизни только несколько месяцев в году.
Тем не менее, я не зря поместил именно следующее фото на обложку поста. Мне показалось, оно несёт в себе многое, что символизирует сейчас Валаам. Природа, Ладога, храм (кстати, это Никольский скит) и... яхта Паллада, та самая, 4 млн. долларов стоимостью, что, как говорят, подарена патриарху Лукойлом. Так что, хотя я и высказался выше в защиту церкви, не могу не сказать и о том, что она сама настраивает против себя людей. Контраст между Палладой и тем, в каких условиях живут местные жители (не говоря уж об остальной Карелии), не может не привести к конфликту. И, увы, РПЦ пока ничего не делает, чтобы его предотвратить. Уверен, что и патриарх, и Валаамский монастырь получили бы много больше пользы от этой яхты, будь она продана и на эти деньги отремонтированы гостиница Зимняя и жилой дом поблизости от неё. Хватило бы ещё на судёнышко для паломников.
Всё, затыкаюсь насчёт взаимоотношения РПЦ и общества. Далее - несколько картинок с видами острова.
Увы, одних суток на Валааме показалось катастрофически мало.
Несмотря на всё то, о чём я писал (взаимоотношения церкви и жителей, неадекватность цен на транспорт и проживание, низкий уровень сервиса) сюда хочется вернуться.
Правда, в следующий раз я надеюсь это сделать с палаткой и на несколько дней.
Такой вот Валаам.
Надеюсь, в этом святом месте в следующий раз уже не будет патриарших яхт в честь древнегреческих воинствующих богинь, зато будут отремонтированные дома и финансово адекватные условия для тех, кто желает прикоснуться к природе и святыням острова.
Спасибо за внимание!
18/10/2012 11:36
Материалы по теме
- Страны: Россия
- Регионы: Санкт-Петербургский регион
- Города: Валаам
- Отзыв о поездке: Финский мужской монастырь Валаам в Хейнавеси, июль 2010
- Отзыв о поездке: Кижи-Валаам-Соловки, июль 2006
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.