Начнем нашу прогулку в пригородах папуасского городишка Вамена, до которого от побережья один только путь - час на самолете. К западу и востоку от Вамены вытянулась долина Бальем, славная народами Дани, Лани и Яли и их ежегодным фестивалем в августе. Лет двадцать тому назад вовсе не нужно было подгадывать время, чтобы попасть на фестиваль - вся жизнь воинственных дани была таким фестивалем с похищением свиней и женщин и войнами за них. Времена меняются, и пока на полигоне в Восилимо гремит боевое "у-у!" мы пойдем дорогой на солнце, то есть вперед.
Красивейшие места. Облака лежат на горах. Леса поднимаются так высоко, что смыкаются с белыми скалами и прозрачным небом. "Мы живем в раю!" - сказал мне один человек. Да! То был бы рай, будь у них еще и снежная зима и ледяные пики! (Но то меня вновь в Непал кровь зовет).
Центр сельской цивилизации - всегда мост. Есть в мосту нечто притягательное и значимое, уверен, Соловей-разбойник тоже мосты жаловал. Но эти люди сугубо мирные бездельники. Занятием мужчин в прежнюю эпоху каменного века в долине Бальем была охота и иногда война. Индонезийц запретили войну, да и охотиться им стало не охота. Новых занятий у деревенского населения Папуа не прибавилось, поэтому появилось ничем не прикрытое безделье.
Рядом с мостом всегда рынок. Торговля по-папуасски: картонный лоток, три мандарина, дюжина наркотических пеналов. Все. Чем богаты, тем и рады.
Зато весело. Любимая забава - бренчать на самодельных гитарах (путь простят меня за употребление этого слова в подобном случае выпускники музыкалных школ по классу настоящей гитары). Музыка - дребезжание монотонное Песен не поют. А все ж весело. Думаю, из-за нарядов их. И нет агрессии - нисколько. Сам разглядываю сейчас фото и думаю: "Ну и рожи! И ты там с камерой, с двумя глухонемыми парнями из Лондона... как они вас не слопали?" Даже не попытались!
Широки дороги Папуа. Как большаки в Тверской области. Идет по ним люд всякий - со свинками, с сумками за спиной, мальчишки катят колеса на палках, Бренчат опять же, смеются, позируют, отворачиваются. Добрые люди и много у них дурных привычек, но вот невежества, жуткой злой темноты, озлобленности я не встретил.
Таких деревень, чтобы ни одной шиферной крыши не торчало, еще полным полно в долине Больем. Если же есть такая крыша - то индонезийская контора или штаб. Строятся по-старинке: прямоугольный двор 20 на 5 метров, или больше, огорожен частоколом из кольев высотой по пояс, вход под аркой из соломы у одного конца - напротив мужская хижина и по сторонамдругие хижины и свинарники.
Деревня Дживика славится на округу мумией прежнего вождя, черной и тощей. Как засушили, не говорят, но показывают за 30 долларов. Мы смотреть не стали, и вам не советую - свой Ильич имеется.
Вождь в приказном порядке при появлении белых туристов построил население деревни в шеренгу и сам, запретив себя фотографировать, устроил фотоссесию. Мой приятель из Gucci оторвался по полной. Однако к концу замечательного фотособытия вождь выставил счет в 30 долларов. Сторговались за 10, но просто убежать шансов не было, так как толпа отнюдь не голых и нахальных мальчишек под конец торга уж очень плотно сжала кольцо. Потратив 3 доллара на фотонатуру, не могу не опубликовать эти прекрасные светлые лица.
В Дживике все голые именно благодаря мумии и захожим туристам и таксе в 15 российских рублей за фото (для растяп). В заурядных деревнях в долине женщины уже практически без исключения носят традиционную афро-папуасскую одежду, и лишь старики и наиболее упрямые главы семейств расхаживают в котеко. Это и знак независимости от индонезийцев и современного мира и символ того, что есть еще хозяин в доме. Он и дочь за 5 свиней продаст, если надо, да и вообще - чуть что за копье.
Но бывают пока на горных тропах чудные встречи.
Я думаю, оставь сейчас этих людей наедине с самими собой и вернись к ним через две или три сотни лет, они слетятся с деревень, измазанные черной глиной, и поведут обедать в свои хижины, где на стенах рядом со свиными костями будут висеть ржавые подшипники. За пачку сигарет они прорубятся по джунглям к остову самолета компании Trigana и станут до ночи водить кругом него хороводы и слушать магический гул металла от ударов каменного топора.
Вера. Очень сложный вопрос. В дальних деревнях в красном углу вешают кости животных, в городах в воскресенье церкви полны народу. Но в среднем, в общем и в целом, это африканский тип христианства: огромные кресты, громкие слова, очень даже живые реликты анимизма, шаманизма и пр. и, наконец, непостоянная натура черного человека.
Что ж, будьте блаженны, как дети...
Что за удовольствие зайти в аборигенскую школу! "Белый дядя пришел!" Буря восторга: урок долой - фотографироваться. Но пришлось попотеть, чтобы растолковать детишкам, что центр мира совсем не в Ванемо и даже не в прибрежной Джаяпуре, а далеко на север, где мусорные кучи выше тайванских небоскребов, люди ночуют в пробках и в подворотнях режут инородцев.
Потом они гнались еще за нами до следующей деревни. В другую деревню нельзя мальчикам и девочкам гулять - там чужие.
Но скажу я - больше ни за какие коврижки не пойду гулять с другим фотографом, тем более с фотографом гламурным. Вот что за порнография: несчастный старик уже не знает, куда глаза прятать, а его все вертят и осыпают вспышками. Но, если увидите этого мужчину на улице Тверская в городе Москве в клубах розового дыма и внизу будет подписано что-то такое: "Настоящему мужчине нечего скрывать! Котеко от Prada", - то знайте, чья работа.
Вообще же, хватит болтать: лучше запросто гудеть в ладошки печально и тихо: "Уууу..."
28/08/2012 10:02
Материалы по теме
- Страны: Папуа-Новая Гвинея
- Статья: Деревня Бонгу, 01.01.2002
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.