Мне удалось осуществить свою старую мечту - попасть в Израиле на сельскохозяйственную ферму. Как это произошло - напишу в следующем посте. Просто, чтобы не отвлекаться от главного. От вопроса, как вообще можно что-то выращивать на глине и песке (пополам с камнями) при отсутствии воды и палящем солнце.
Не знаю, как для остальной России, но для Москвы израильские фермеры - одни из основных кормильцев. Заходишь в супермаркет: морковка, капуста, картошка, помидоры, апельсины, мандарины... Иной раз треть всех овощей и фруктов - из Израиля.
Хозяйка фермы - Рахель Циммерман.
Сейчас ей 48 лет. Рахель родилась и выросла в Канаде. Серьёзно занималась марафонским бегом, выступала на больших соревнованиях. Однажды, по дороге в Индию, решила заглянуть в Израиль. Здесь познакомилась с интересующимся иудаизмом американцем Аленом Циммерманом - и стала его женой.
Оба увлекались здоровым образом жизни, здоровым питанием, к тому же, Ален, хоть и не работал раньше на земле, имел диплом биолога. В тогдашнем Израиле экологические теории только начинали набирать оборот - поэтому казалось, что у подобного бизнеса здесь очень хорошие перспективы. Сейчас уже появилось много конкурентов, норма прибыли падает - поэтому надо много работать и ломать голову, чтобы просто не вылететь в минус.
Но и когда они начинали (без всякого опыта - его и взять было неоткуда) приходилось до всего доходить самим. Конечно, существовали уже книги и статьи на эти темы. Но они были написаны применительно к другим, менее экстремальным, природным условиям.
Первым и главным вопросом оказалась вода. Её на холмах Самарии нет. Внизу встречаются родники, поэтому там нет свободной земли. Халявной воды вообще нет. Хоть из реки, хоть из подземной скважины - вся вода принадлежит государству и её надо покупать по счётчику. Даже текущая с гор в период дождей вода стоит денег. Как только капля воды коснулась земли - она стала собственностью государства. А представляете, сколько воды нужно для полива, если температура каждый день 30-40 градусов, а дождей не бывает по полгода?
Значит, надо собирать воду, которая ещё не коснулась земли. То есть, в сезон дождей собирается вода с крыш. С дома, сараев, теплиц... По желобам и трубам она уходит в расположенный ниже по склону накопительный бассейн на 1 000 кубов.
Кроме того, что бассейн сохраняет воду, он служит ещё и для разведения рыб. Которые очень даже хорошо в нём растут и размножаются. Попутно поедая водоросли и не давая воде зацвести. А рыбий помёт - прекрасное органическое удобрение.
Кроме того, используется помёт со своих куриц и своих коров. Меня впечатлила цифра - до 50 литров молока в день с коровы. В Советском Союзе при таких показателях Рахель была бы Героем Труда и депутатом Верховного Совета.
Я как-то наивно считал, что товарное производство (в том числе - и сельскохозяйственное) требует узкой специализации. Видел, что в Западной Европе выращивающий виноград фермер даже помидоры покупает у соседа.
Оказалось, что всё не так просто - и многие компоненты работают иногда вместе эффективнее, чем поодиночке.
Когда есть силы, Циммерманы обрабатывают до 20 дунамов (2 гектаров) земли. У них 10 детей. Младшему 3 года. Двое сыновей в армии, две дочки вышли замуж и уехали. Нарожали родителям 6-х внуков. Кроме Рахель и Алена в доме сейчас только один полноценный работник - их незамужняя взрослая дочь. Остальные ещё малы - они или ходят в школу, или путаются под ногами. Плюс Ален, который старше жены, забрал из Калифорнии своих старых беспомощных родителей. И уход за стариками отнимает значительное количество сил и времени. Но, вроде один из сыновей, который уже скоро демобилизуется, хочет вернуться в родительский дом - к земле, на которой родился. Значительную часть возделываемой земли занимают теплицы. Не из стёкол или плёнки, а из плотной белой синтетической сетки. В Средиземноморье теплицы большую часть года нужны не для аккумулирования тепла, а, наоборот - для уменьшения испарения влаги и защиты растений от палящего солнца.
В Турции стёкла теплиц для этого забеливают мелом - чтобы давали тень. Боковые стенки вообще разбирают - для лучшего проветривания. Когда похолодает и начнутся проливные дожди - вода смоет со стёкол мел, и теплицы начнут работать в привычном для нас режиме теплосбережения.
Плотная сетка даёт достаточно приличную тень, но при этом продувается ветерком - при входе с улицы ощущаешь, что попал из пекла в прохладу. В теплице растут плодовые деревья, а между ними - ягодные кустарники. Я заходил в теплицу, где растут три вида слив.
Сорта подобраны так, чтобы деревья цвели и плодоносили по очереди. Это обеспечивает и более эффективное опыление, и более равномерное распределение работ во времени. Убрали и продали одни сливы - тут подоспели другие. Потом третьи.
Между деревьев растут: клубника, малина, ежевика. Такой ассортимент, во-первых, обеспечивает постоянный выход товарной продукции - когда ферме каждый день есть, что продавать. Не только торговцам молочными продуктами, но и зеленщикам. Во-вторых, это позволяет более эффективно использовать с таким трудом сохраняемую воду. Естественно, никакого полива из шланга. Под деревьями разложены трубки с дырочками, через которые вода по капельке просачивается в землю. Верхнюю воду собирают кустарники. А что они не успели оприходовать - подбирают своими более глубокими корнями деревья. И даже трава, которая местами сама пробивается меж посадками, здесь - не лишняя. Она, в конце концов, уходит на корм скоту.
Кроме защиты насаждений от солнца, сетка защищает их и от насекомых. А на тех, кто всё же залетел, прокрался - весной спускают ос, которые разоряют и уничтожают все кладки.
У Циммерманов нет машины. Зачем? Кататься всё равно некогда, а покупатели и так сами приезжают. Всю продукцию они стараются переработать на месте - это дополнительная копейка и жалко отдавать её на сторону. Из молока делают сыры, иогурты... Фрукты, которые сразу не забрали, сушатся, идут на джемы... Подобная продукция занимает мало места и может храниться. Если даже всё не удалось сразу реализовать - можно не дёргаться.
Основная движущая сила в этом проекте - Рахель. Маленькая, тоненькая... У меня такое ощущение, что, увлёкшись в молодости марафонским бегом, она всю свою жизнь превратила в одну большую многолетнюю дистанцию. Приняв когда-то по левацким молодёжным убеждениям решение не пользоваться наёмным трудом, она так с тех пор и делает всё сама. В общем, есть женщины в еврейских селениях...
P.S. Ицхак, который привёз нас на ферму, рассказывал, что у него в саду насекомые портили, обгладывали ещё на деревьях половину гранатов. По совету Рахель он нарезал на куски старые чулки и колготки, надел их на ещё зелёные плоды и завязал - с той и другой стороны. Теперь все гранаты собираются целыми. Так что, у кого есть подобные проблемы - можете взять этот метод на вооружение.
24/07/2012 16:26
Материалы по теме
- Страны: Израиль
- Отзыв о поездке: От паперти до тюрьмы - один шаг, июль 2012
- Отзыв о поездке: И снова Эйлат, февраль 2012
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.